Рабочая программа по внеурочной деятельности Декоративно прикладное искусство1-4 кл

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе примерной программы внеурочной
деятельности художественно-эстетического направления «Декоративноприкладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В.
Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2021 г.).
Актуальность программы обусловлена ее практической
значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры
и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть
неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления
красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся
нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана
для обучающихся 1-4 классов. Занятия проходят во внеурочное время
0,5ч. в неделю (17 часов). Продолжительность занятий 40 минут.
Цель программы - создание условий для творческого и нравственного
развития детей, ориентирование детей в предметно – практической
деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и
включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям,
сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению
ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать
решения.
4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и
инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий
из различных материалов в проектной деятельности.
5. Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
Методы работы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее
решения);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала).
Формы проведения занятий:
Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое
взаимодействие)
Индивидуальная работа;
Экскурсии;
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые,
общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации
(«Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу
убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)
- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере
(«Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно,
могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание
учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я
сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочные источники, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических
рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты.
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и
важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники
безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого
решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные
ориентиры, достижение которых определяются воспитательными
результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности
оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него
носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

(человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то
есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий;
соблюдение правил техники безопасности);
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность,
заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты
занятий;
Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения
учащихся:
Тестирование;
Анкетирование;
Демонстрации;
Выставки творческих работ;
Участие в творческих конкурсах разного уровня.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является
портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник
работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия,
прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям
санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь
помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть
не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна
поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными
лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия
прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на
зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей
освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление
дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были
освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей.
Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для
периодического проветривания помещения.
Обеспечение программы: Необходимые материалы, инструменты и
приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Материалы:
Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;
Природный материал;
Краски, гуашь;
Клей ПВА
Проволока
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
1.Работа с природными материалами
2. Лепка
3.Бумагопластика
4.Работа с тканью и нитками
5.Выставки, экскурсии
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е.
теоретические задания и технологические приемы подкрепляются
практическим применением к жизни.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
1.Исторический аспект
2.Связь с современностью

3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных
заданий
4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или
коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках
композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС –17 часов
1 год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в
приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и
техниках работы с материалами и инструментами, изготовление
простейших декоративно-художественных изделии. Дети учатся
организации своего рабочего места.
1.Вводное занятие – 1 час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях,
материалами и инструментами. Инструктаж по правилам техники
безопасности.
2.Работа с природным материалом – 3 часов
Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Правила сбора, сушки и
хранения. Конструирование из природного материала.
3.Лепка – 5 часов
Лепка из соленого теста животных и их раскрашивание. Лепка из снега.
4.Бумагопластика – 4 часов
Знакомство с аппликацией. Складывание и плетение из полосок бумаги.
Объемное моделирование из спичечных коробков. Оригами. Знакомство с
условными обозначениями. Складывание фигурок из квадратов и
прямоугольников. Киригами. Знакомство с техникой. Вырезание по
контуру. Простое силуэтное вырезание.
5.Работа с нитками и материалом – 3 часов
Знакомство с видами ниток. Плетение нитками в 2 – 3 полоски.
Аппликация с использованием плетеных «косичек». Инструктаж по
технике безопасности при работе с иглой. Пришивание пуговиц.
Аппликация из пуговиц. Прокладывание ровных стежков.
6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 часа
2 КЛАСС - 17 часов
2 год обучения направлен на использование учащимися приобретенных
умений и навыков при изготовлении более сложных по технике
выполнения изделий, работая по образцам, схемам и доступным
условным обозначениям.
1.Вводное занятие – 1 час

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания
изделий декоративно-прикладного искусства. Правила техники
безопасности. Правила поведения на занятиях.
2.Работа с природным материалом – 3 часа
Повторение правил сбора, сушки и хранения природного материала.
Экскурсия в парк, сбор природного материала. Художественное
конструирование. Аппликация из птичьих перьев.
3.Лепка – 5 часов
Из истории лепки. Рисование на пластилине. Знакомство с
конструктивным способом лепки. Что такое «обрубовка». Мифы. Лепка
мифологических персонажей. Способы создания узоров на
пластилиновой основе. Лепка из соленого теста.
4.Бумагопластика – 4 час
Из истории аппликации. Знакомство с обрывной, объемной аппликацией,
обрывной мозаикой. Изготовление работ в этих техниках. Техника
«торцевание» и выполнение работ. Из истории плетения. Плетеные
картины. Объемные игрушки из бумажных полосок. Знакомство с
историей оригами. Складывание из бумаги и салфеток. Происхождение
техники «киригами». Силуэтное, симметричное вырезание. Вырезаниt
снежинок.
5.Работа с нитками и тканью – 3часов
Из истории шитья. Как получаются ткани. Знакомство с видами швов:
«вперед иголку», «двойной шов». Пуговицы в поделках.
6.Отчетная выставка - ярмарка работ школьников – 1 час
3 КЛАСС – 17 часов
3 год обучения учащиеся закрепляют свои умения на основе
представлений о многообразии материалов, их видов, свойствах,
происхождении, учатся подбирать доступные в обработке материалы и
технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной
задачей.
1.Вводное занятие – 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
Знакомство с планом работы не год.
2.Работа с природным материалом – 3 часов
Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила
сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции
из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы.
3.Лепка – 6 часов
Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из
пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом
интерьера: подсвечник, его виды и лепка.
4.Бумагопластика – 3 часов
История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по
прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок

из них. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное
торцевание. Складывание животных из бумаги. Силуэтное вырезание.
Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами».
5.Работа с нитками и тканью – 3 часов
Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и
помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка
навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной
основе.
6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час
4 КЛАСС – 17 часов
4 год обучения ориентирует детей на самостоятельность в поисках
композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
1.Вводное занятие – 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год.
2.Работа с природным материалом – 3 часов
Плоскостная композиция из растений. Объемная композиция из
сухоцветов. Аппликация из яичной скорлупы.
3.Лепка – 4 часа
Рисование пластилином. Выпуклая и обратная аппликации.
Раскатывание, резьба пластилина.. Лепка из пластилина на проволочном
каркасе. Аппликация из соленого теста (авторская работа).
4.Бумагопластика – 3 часа
Из истории папье-маше и изготовление поделок (грибок, сова, елочные
игрушки). Объемные цветы. Многослойное торцевание: топиары.
Модульное оригами (коллективная работа).
«5.Работа с нитками и тканью – 3часа
Игрушка из помпонов. Вышивка картинки. Изонить. Шитье мягкой
игрушки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
П/П
1
2
3

ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Вводное занятие
Работа с природным материалом
Экскурсия в парк. Сбор природного
материала
Аппликация из листьев

КОЛ-ВО
ЧАСОВ
1
1
1

Мозаика из семян на пластилиновой
основе
Лепка
Раскрашивание пластилином

1

1

7

Печатаем рисунки на пластилиновой
основе
Рисуем жгутиками из пластилина

8

Рисуем пластилином

1

9

Лепим из соленого теста

1

10

Бумагопластика
Аппликация из кругов

1

11

Закладка

1

12

Объемное моделирование из готовых
геометрических форм (спичечные
коробки). Паровозик
Киригами. Силуэтное вырезание
Работа с нитками и тканью
Плетение в 2 полоски и в 3 ряда
(«косички»)
Аппликация «Цветущая лужайка» с
использованием пуговиц
Прокладываем ровные стежки на
ткани

1

4

5
6

13
14
15
16

1

1

1
1
1
1

ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ

17

Отчетная выставка-ярмарка работ
школьников

1

2 КЛАСС – 17 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

1

Вводное занятие

1

Работа с природным материалом
2

3

4

Экскурсия в парк. Сбор
природного
материала
Художественное конструирование
из
природного материала
Аппликация из птичьих перьев

1

1

1

5

Лепка
Из истории лепки. Лепка
конструктивным способом.
Обрубовка. Парусник

1

6

Лепка украшений. Завитки и розы.

1

7

Волшебная кошка

1

8

Лепка из соленого теста

1

9

Бумагопластика
Из истории аппликации .Обрывная
аппликация. Береза.

1

10

Торцевание на пластилине.

1

11

Торцевание. Аппликация

2

12

Водяная лилия из салфеток.

1

ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ

13

Силуэтное вырезание

1

14

Из истории плетения
Плетеные картинки

1

15

Работа с нитками и тканью
Из истории шитья. Как получаются 1
ткани. Шов «вперед иголку».
Цветок

16

Разные способы пришивания
пуговиц
Пуговицы в поделках. Грибок

1

17

Отчетная выставка-ярмарка работ
школьников

1

3 КЛАСС – 17 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

2
3

Создание композиции из листьев
Сюжетная картина по выбору
«Осенний лес», «Морское дно» и
др.
Техника «аппликация из яичной
скорлупы»
Лепка
Русская народная глиняная
игрушка. Особенности игрушек
традиционных центров народных
промыслов (Филимоново,
Дымково, Каргополь).
Изготовление игрушек из
пластилина
Изготовление игрушек из
соленого теста и их роспись
Лепка из соленого теста
«Заядлый охотник»

4

5

6
7
8

Вводное занятие
Работа с природным материалом

КОЛ-ВО
ЧАСОВ
1
3

ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ

1
1

5

1

1
1
1

9
10

11

12
13
14
15
16

17

Подсвечник (пластинография)
Лепка из снега. Сказочные
фигуры
Бумагопластика
Многослойное торцевание
(коллективная работа)
Моделирование из цветной
бумаги. Открытка с сюрпризом
Силуэтное вырезание
Вырезание снежинок
Работа с нитками и тканью
Аппликация из резаных нитей
Технология изготовления кистей и
помпонов из ниток
Знакомство с техникой
«изонить». Материалы,
инструменты, приспособления.
Отработка навыков заполнения
различных элементов в технике
«изонить» на картонной основе.
Отчетная выставка-ярмарка работ
школьников

1
1

1

1
1
1
1
1

4 КЛАСС – 17 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
П/П
1

2
3
4

5-6

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛВО
ЧАСО
В
1

Вводное занятие. Работа с природным
материалом. Правила сбора, сушки и
хранения природного материала. Инструменты
для работы. Сбор природного материала
Аппликация из яичной скорлупы
Лепка
Рисование пластилином
1
Выпуклая аппликация из пластилина.
1
Раскатывание пластилина. Резьба по
пластилину
Аппликация из соленого теста (авторская
2
работа)

ДАТА
ПРОВЕДЕ
НИЯ

7

8
9
1011
1213
14

15
16
17

Бумагопластика
Из истории папье-маше. Знакомство с
техникой. Поделки в технике «папье-маше» и
их роспись. Тарелка.
Елочные игрушки
Объемные цветы
Объемные изделия в технике «многослойное
торцевание».Топиары
Модульное оригами. Корзина с цветами.
Вырезание сюжетных картин в технике
«киригами»
Работа с нитками и тканью
Помпоны из шерстяных ниток. Пушистая
гусеница
Изонить.
Вышивание бабочки. Отчетная выставкаярмарка работ школьников

1

1
1
2
1
1

1
1
1

ЛИТЕРАТУРА
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред.
В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2021.-111с. – (Стандарты второго
поколения).
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2012.-104 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)
Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные
композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.
Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2015г.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. –
М., 1991.
Интернет – ресурсы
http://masterclassy.ru/tilda/igrushki-tilda/5439-tilda-ulitka-master-klass.html
http://stranamasterov.ru/
http://detpodelki.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».