Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративноприкладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2021 г.). Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1-4 классов. Занятия проходят во внеурочное время 0,5ч. в неделю (17 часов). Продолжительность занятий 40 минут. Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства. Задачи курса Формирование позитивной самооценки, самоуважения. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности. 5. Формирование умения решать творческие задачи. 6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Методы работы: Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); Частично-поисковый (в форме игры, конкурса); Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений); Беседы, диалоги; Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения); Репродуктивный (воспроизводящий); Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала). Формы проведения занятий: Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие) Индивидуальная работа; Экскурсии; Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; - развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию») - формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…») Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты. - Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии. - Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. - Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Контроль и оценка планируемых результатов. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: Удовлетворенность учеников, посещающих занятия; Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности); Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно. Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся: Тестирование; Анкетирование; Демонстрации; Выставки творческих работ; Участие в творческих конкурсах разного уровня. Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учебно-материальная база Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен. Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета. При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху. Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения. Обеспечение программы: Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств. Материалы: Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки; Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам; Природный материал; Краски, гуашь; Клей ПВА Проволока Инструменты и приспособления: Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В программу включены следующие разделы: 1.Работа с природными материалами 2. Лепка 3.Бумагопластика 4.Работа с тканью и нитками 5.Выставки, экскурсии Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Содержание разделов построено по следующему алгоритму: 1.Исторический аспект 2.Связь с современностью 3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий 4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных). Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС –17 часов 1 год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, изготовление простейших декоративно-художественных изделии. Дети учатся организации своего рабочего места. 1.Вводное занятие – 1 час Знакомство с основными направлениями работы на занятиях, материалами и инструментами. Инструктаж по правилам техники безопасности. 2.Работа с природным материалом – 3 часов Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Правила сбора, сушки и хранения. Конструирование из природного материала. 3.Лепка – 5 часов Лепка из соленого теста животных и их раскрашивание. Лепка из снега. 4.Бумагопластика – 4 часов Знакомство с аппликацией. Складывание и плетение из полосок бумаги. Объемное моделирование из спичечных коробков. Оригами. Знакомство с условными обозначениями. Складывание фигурок из квадратов и прямоугольников. Киригами. Знакомство с техникой. Вырезание по контуру. Простое силуэтное вырезание. 5.Работа с нитками и материалом – 3 часов Знакомство с видами ниток. Плетение нитками в 2 – 3 полоски. Аппликация с использованием плетеных «косичек». Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц. Прокладывание ровных стежков. 6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 часа 2 КЛАСС - 17 часов 2 год обучения направлен на использование учащимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по образцам, схемам и доступным условным обозначениям. 1.Вводное занятие – 1 час Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий декоративно-прикладного искусства. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. 2.Работа с природным материалом – 3 часа Повторение правил сбора, сушки и хранения природного материала. Экскурсия в парк, сбор природного материала. Художественное конструирование. Аппликация из птичьих перьев. 3.Лепка – 5 часов Из истории лепки. Рисование на пластилине. Знакомство с конструктивным способом лепки. Что такое «обрубовка». Мифы. Лепка мифологических персонажей. Способы создания узоров на пластилиновой основе. Лепка из соленого теста. 4.Бумагопластика – 4 час Из истории аппликации. Знакомство с обрывной, объемной аппликацией, обрывной мозаикой. Изготовление работ в этих техниках. Техника «торцевание» и выполнение работ. Из истории плетения. Плетеные картины. Объемные игрушки из бумажных полосок. Знакомство с историей оригами. Складывание из бумаги и салфеток. Происхождение техники «киригами». Силуэтное, симметричное вырезание. Вырезаниt снежинок. 5.Работа с нитками и тканью – 3часов Из истории шитья. Как получаются ткани. Знакомство с видами швов: «вперед иголку», «двойной шов». Пуговицы в поделках. 6.Отчетная выставка - ярмарка работ школьников – 1 час 3 КЛАСС – 17 часов 3 год обучения учащиеся закрепляют свои умения на основе представлений о многообразии материалов, их видов, свойствах, происхождении, учатся подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей. 1.Вводное занятие – 1 час Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы не год. 2.Работа с природным материалом – 3 часов Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы. 3.Лепка – 6 часов Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом интерьера: подсвечник, его виды и лепка. 4.Бумагопластика – 3 часов История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок из них. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Складывание животных из бумаги. Силуэтное вырезание. Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами». 5.Работа с нитками и тканью – 3 часов Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной основе. 6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час 4 КЛАСС – 17 часов 4 год обучения ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. 1.Вводное занятие – 1 час Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на предстоящий учебный год. 2.Работа с природным материалом – 3 часов Плоскостная композиция из растений. Объемная композиция из сухоцветов. Аппликация из яичной скорлупы. 3.Лепка – 4 часа Рисование пластилином. Выпуклая и обратная аппликации. Раскатывание, резьба пластилина.. Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Аппликация из соленого теста (авторская работа). 4.Бумагопластика – 3 часа Из истории папье-маше и изготовление поделок (грибок, сова, елочные игрушки). Объемные цветы. Многослойное торцевание: топиары. Модульное оригами (коллективная работа). «5.Работа с нитками и тканью – 3часа Игрушка из помпонов. Вышивка картинки. Изонить. Шитье мягкой игрушки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № П/П 1 2 3 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Вводное занятие Работа с природным материалом Экскурсия в парк. Сбор природного материала Аппликация из листьев КОЛ-ВО ЧАСОВ 1 1 1 Мозаика из семян на пластилиновой основе Лепка Раскрашивание пластилином 1 1 7 Печатаем рисунки на пластилиновой основе Рисуем жгутиками из пластилина 8 Рисуем пластилином 1 9 Лепим из соленого теста 1 10 Бумагопластика Аппликация из кругов 1 11 Закладка 1 12 Объемное моделирование из готовых геометрических форм (спичечные коробки). Паровозик Киригами. Силуэтное вырезание Работа с нитками и тканью Плетение в 2 полоски и в 3 ряда («косички») Аппликация «Цветущая лужайка» с использованием пуговиц Прокладываем ровные стежки на ткани 1 4 5 6 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 17 Отчетная выставка-ярмарка работ школьников 1 2 КЛАСС – 17 часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п ТЕМА ЗАНЯТИЙ КОЛ-ВО ЧАСОВ 1 Вводное занятие 1 Работа с природным материалом 2 3 4 Экскурсия в парк. Сбор природного материала Художественное конструирование из природного материала Аппликация из птичьих перьев 1 1 1 5 Лепка Из истории лепки. Лепка конструктивным способом. Обрубовка. Парусник 1 6 Лепка украшений. Завитки и розы. 1 7 Волшебная кошка 1 8 Лепка из соленого теста 1 9 Бумагопластика Из истории аппликации .Обрывная аппликация. Береза. 1 10 Торцевание на пластилине. 1 11 Торцевание. Аппликация 2 12 Водяная лилия из салфеток. 1 ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 13 Силуэтное вырезание 1 14 Из истории плетения Плетеные картинки 1 15 Работа с нитками и тканью Из истории шитья. Как получаются 1 ткани. Шов «вперед иголку». Цветок 16 Разные способы пришивания пуговиц Пуговицы в поделках. Грибок 1 17 Отчетная выставка-ярмарка работ школьников 1 3 КЛАСС – 17 часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ 2 3 Создание композиции из листьев Сюжетная картина по выбору «Осенний лес», «Морское дно» и др. Техника «аппликация из яичной скорлупы» Лепка Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь). Изготовление игрушек из пластилина Изготовление игрушек из соленого теста и их роспись Лепка из соленого теста «Заядлый охотник» 4 5 6 7 8 Вводное занятие Работа с природным материалом КОЛ-ВО ЧАСОВ 1 3 ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 1 1 5 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Подсвечник (пластинография) Лепка из снега. Сказочные фигуры Бумагопластика Многослойное торцевание (коллективная работа) Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом Силуэтное вырезание Вырезание снежинок Работа с нитками и тканью Аппликация из резаных нитей Технология изготовления кистей и помпонов из ниток Знакомство с техникой «изонить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработка навыков заполнения различных элементов в технике «изонить» на картонной основе. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников 1 1 1 1 1 1 1 1 4 КЛАСС – 17 часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № П/П 1 2 3 4 5-6 ТЕМА ЗАНЯТИЯ КОЛВО ЧАСО В 1 Вводное занятие. Работа с природным материалом. Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала Аппликация из яичной скорлупы Лепка Рисование пластилином 1 Выпуклая аппликация из пластилина. 1 Раскатывание пластилина. Резьба по пластилину Аппликация из соленого теста (авторская 2 работа) ДАТА ПРОВЕДЕ НИЯ 7 8 9 1011 1213 14 15 16 17 Бумагопластика Из истории папье-маше. Знакомство с техникой. Поделки в технике «папье-маше» и их роспись. Тарелка. Елочные игрушки Объемные цветы Объемные изделия в технике «многослойное торцевание».Топиары Модульное оригами. Корзина с цветами. Вырезание сюжетных картин в технике «киригами» Работа с нитками и тканью Помпоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница Изонить. Вышивание бабочки. Отчетная выставкаярмарка работ школьников 1 1 1 2 1 1 1 1 1 ЛИТЕРАТУРА Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2021.-111с. – (Стандарты второго поколения). Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2012.-104 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений) Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г. Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2015г. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991. Интернет – ресурсы http://masterclassy.ru/tilda/igrushki-tilda/5439-tilda-ulitka-master-klass.html http://stranamasterov.ru/ http://detpodelki.ru/