1. Пояснительная записка Рабочая программа по основам предпринимательской деятельности для обучающихся 8 класса создана на основе следующих нормативных документов: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) - Примерной программы по технологии для 5-9 классов Москва «Просвещение» 2011г. Учебник “Технология. 8 класс.” Симоненко В. Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., издательство “Вентана -Граф”, 2016. - авторской программа В. Д. Симоненко Рабочая программа по предмету «Технология»( основам предпринимательской деятельности) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Цели: основной целью учебного предмета «Технология»(основам предпринимательской деятельности) в системе общего образования является формирование представлений составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Предмет обеспечивает формирование представления о технологической культуре производство, развитие, культуры труда подрастающего поколения. Становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств в личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условии рынка труда, механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами в распространенном быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основной науки. Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных обучающимися при обучении в 7 классе технологических знаний и опыта трудовой деятельности. Задачи курса: -осветить технологическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия; -охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре; -показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина. -сформировать открытое технологическое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные универсальные учебные действия - знанию о своей эстетической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоению общекультурного наследия в России и общемирового культурного наследия; - экологическое создание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - уважение к другим народам России и мира и принятии их межэтническая толерантность, готовность к равному сотрудничеству; - уважение к личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - потребность в самовыражении и моральные чувства - чувство гордости при следовании нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: •называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами; •характеризовать современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития; •характеризовать современный рынок труда, описывать цикл жизни профессии, характеризовать новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания; •характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития; •объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий; •разъяснять функции модели и принципы моделирования; •создавать модель, адекватную практической задаче; •отбирать материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям; •составлять рацион питания, адекватный ситуации; •планировать продвижение продукта; •регламентировать заданный процесс в заданной форме; •проводить оценку и испытание полученного продукта; •описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; Учащиеся получат возможность научиться: •анализировать опыт лабораторного исследования продуктов питания; •анализировать опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач; •делать анализ объявлений, предлагающих работу; •анализировать опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных рабочих инструментов / технологического оборудования; •получать и анализировать опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку; •получать и анализировать опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективные способ; - основам саморегуляции в учебной познавательной деятельности в форме осознанного упражнения своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Содержание программы Тема 1. Становление предпринимательства (6 часов) Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условии предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно- правовые формы предпринимательства. Понятие о индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятии. Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (4 часа) Понятие о предпринимательской идее Банк предпринимательских идей. Технология принятия решении Понятие о бизнес –плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и об инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины нововведении. Технология выбора правильной идеи. Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологии в предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет –технологии в деятельности предпринимателя. Тема 3. Барьеры предпринимательской деятельности (6 часов) Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности Государственное регулирование предпринимательской деятельности Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренции и обеспечения конкурентоспособности продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятия, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц. Тема 4 Прибыль как цель предпринимательства (5 часов) Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платёжеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операции. Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (4 часа) Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследовании. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе. Тема 6. Мотивация к предпринимательской деятельности (7 часов) Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес –школы в США, Англии и Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование. 3. Содержание учебного предмета № п/п 1 2 3 4 5 6 Раздел, тема Становление предпринимательств. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства. Барьеры в предпринимательской деятельности. Прибыль как цель предпринимательства. Составляющие успешности предпринимательской деятельности. Мотивация предпринимательской деятельности. Всего Количество часов 8 кл. 6 5 6 6 4 8 35 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1 2 Количество Темы уроков часов на изучение темы Становление предпринимательств (6 часов) 1 Что такое предпринимательство. 1 История развития предпринимательства в России. 1 Выбор вида деятельности. 1 Организационно- правовые виды предпринимательства. 1 Индивидуальный предприниматель. 1 Малое предпринимательство. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5 часов) 7 1 Предпринимательская идея. 8 1 Что производить? Для кого производить? Как производить? 9-10 2 Проект создания собственного дела. «Я первооткрыватель» (инновационное предпринимательство) 11 1 Информационные технологии в предпринимательстве. Барьеры в предпринимательской деятельности (6 часов) 12 1 Риски в работе предпринимателя. 13 1 Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь. 14 1 Конкуренты - враги или друзья? 15 1 Затраты предпринимателя. 16 1 Цена товара подешевле или подороже. 17 1 Бремя налогов или с государством надо делиться. Прибыль как цель предпринимательства (6 часов) 18 1 Образование прибыли предприятия. 19 1 Источники финансирования предприятия. 20 1 Основные показатели деятельности предприятия. 21 1 Рост и развития или отчет и отчетность. 22-23 2 Основы бухгалтерского учета. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (4 часа) 24 1 Менеджмент или управляй эффективно. 25 1 Маркетинг или советуйся с покупателями. 26 1 Личность предпринимателя. 27 1 Реклама. Мотивация предпринимательской деятельности (8 часов) 3 4 5 6 28-29 30 31-32 33 34-35 Всего: Правовая грамотность предпринимателя. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя. Мотивация в деятельности предпринимателя. Защита проекта по курсу «Основы предпринимательской деятельности» . 2 1 2 1 2 35 часов