Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Семьеведение.8 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

(с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68ФЗ (ред. 19.12.2016)).
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки,
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них
изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ
от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
6. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
7. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г.
№ 459, от 29.12.2016 г. № 1677).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
(с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
10. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России
от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. № 2643,
от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69, от 23.06.2015 г. № 609) «Об утверждении
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных
программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
12. Конституция Республики Башкортостан.
13. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з (ред. от 18.09.2015) «Об образовании
в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием — Курултаем Республики
Башкортостан 27.06.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
14. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г.
№ УП-730.

Цель программы сформировать у обучающихся систему социальных представлений о
закономерностях и жизненных ценностях, необходимых для функционирования институтов
брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и
глобализации.
В результате реализации программы решаются следующие задачи образовательные:
– получение знаний о современном состоянии и закономерностях в брачно-семейной сфере и
гендерных отношениях в российском обществе;
– изучение социально-экономических, правовых, психолого-педагогических,
этноконфессиональных и духовно-нравственных основ функционирования семьи;
– изучение типов, форм, моделей супружества с учетом перехода российского общества от
традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели
социальных отношений.
воспитательные:
– развитие представлений о системе жизненных ценностей в семейных отношениях;
– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных отношений;
– воспитание чувства гордости за историю своей семьи, свою родословную;
– формирование уважения к семейным традициям, традициям народов.
развивающие:
– использование полученных знаний при сдаче единого государственного экзамена и
собеседовании при поступлении в вуз и других жизненных ситуациях;
– применение полученной информации при самостоятельном анализе ситуаций в брачносемейной и гендерной сферах;
– осуществление диагностики семейных проблем с целью выбора наиболее оптимального
способа их решения.
Занятия проводятся в объединении постоянного состава. Срок реализации дополнительной
общеобразовательной программы один год. Возраст обучающихся 14-15 лет..
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально - групповая
(3-5 человек). Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической
форме:
– теоретические занятия: изучение законодательства в области семейных отношений,
изучение терминов, интерактивные беседы, лекции;
– практические занятия: анкетирование; практикум, исследования, проекты, презентация
проектов, создание буклетов и мультимедийных презентаций.

1. Планируемые результаты освоения
В
последнее время в Российской Федерации и в нашей Республике Башкортостан
семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы.
Разрабатываемые и принимаемые республиканские программы направлены на повышение
воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации,
укрепление статуса социального института семьи вреспублике, повышении его ценности в
общественном сознании.
В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной
программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре,
роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка,
основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о
ведении хозяйства, планировании бюджет.
Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма
может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться,
что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи
полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в
школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать
ответственные решения во взрослой жизни.
Изучение курса «Семьеведение» станет важным этапом личностного развития
школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и
практических основ данного курса, позволят значительно расширить и углубить систему
знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них
более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и
трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
В результате изучения курса обучающиеся научатся:
- выделять основные этапы динамики семейных отношений и типичные для
каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
- определять основные психологические характеристики, связанные с
половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную
жизнь:
- выделять:
- основные понятия, изучаемые семьеведением;
- семейные традиции, реликвии, ценности;
- родственное поле своей семьи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие
личности ребенка;
- владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения
возникающих в семейной жизни проблем:
определять:
- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
- экономические особенности ведения домохозяйства;
- особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;
- этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.
Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки
эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного
воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует
развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Предметные результаты..
По итогам прохождения программы «Семьеведение» обучающиеся усваивают общие знания
относительно следующих понятий:
человеческие потребности;
человеческие ценности;
система человеческих ценностей;
критерии жизненного выбора;

различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и
женщины;
созидательные отношения;
конфликты;
правила и принципы;
правила и нормы поведения в обществе;
этикетные ситуации и принципы этикета;
семейный этикет;
семейные и народные традиции.
Личностные результаты.
Формируются знания о морально-нравственных нормах и ценностях в семье, критическое
мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального
взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.
В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и
судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и
доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным
традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости
и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами.
В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации
выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства,
умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовнонравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться
общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и
саморазвитию.
Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам
целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий,
планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации
взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения
целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации,
управлять собственными эмоциональными состояниями.
Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться:
учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения,
принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную
позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение.
Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам
проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу
ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинноследственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения,
рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.

2. Содержание курса «Семьеведение»
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного
курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о
психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное
представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые
неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Курс «Семьеведение»» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни,
формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях
представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также
чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной
семьи и семьи одноклассников.
Тема 1. Искусство быть счастливым
Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как
результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя
самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в
обретении собственного счастья.
Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.
Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и
фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы.
Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.
Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.
Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора
в любой ситуации.
Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности.
Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе
жизненных ценностей. Благополучная семья.
Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии,
поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.
Основные понятия: Особенности мужского и женского
мышления, психологии, поведения. Ценность отношений
мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье.
Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.
Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство.
Мужественность и ответственность. Мужественность и сила.
Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье.
Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.
Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность.
Чувствительность, эмоциональность, многозадачность,
мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье.
Тема 8. Ответственное родительство.
Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность.
Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и
воспитание.
Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные
отношения.
Основные понятия: Мир человеческих отношений.
Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребностьспособность-решимость. Готовность к созидательным отношениям.
Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.
Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная
природа спора и конфликта.
Бесконфликтное общение, конструктивность.
Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.
Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для
развития, достижения успехов, благополучия и счастья.
Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как
инструменты преодоления трудностей расставания.
Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность.
Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм.
Торжество жизни.

Тема 13. Любовь и влюбленность.
Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь,
влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в
семье.
Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.
Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой,
миром и другими людьми.
Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как
отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ
ситуации,
постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации.
Управление отношениями как условие
счастья, успеха и благополучия.
Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.
Семейный этикет.
Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и
правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации.
Принципы этикета. Семейный этикет.
Тема 16. Сила рода.
Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа
семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.
Тема 17. Дети и родители.
Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя.
Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях.
Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.
Тема 18. Семейные традиции.
Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи.
Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных
ценностей человека. Создание традиций.
Тема 19. Энергоэкономика семьи.
Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и
факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и
здорового
образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы
повышения семейного
благополучия.
Тема 20. Ценность семьи.
Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих
ценностей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, за учебный год – 34 часа, в форме дискуссий, игровых
тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести
диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.
Преподавание курса рассчитано на проведение 19 теоретических занятий и 15
практического. Материал учебного пособия «Семьеведение» включает в себя введение,
четыре раздела и заключение.
Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа, каждый из которых
рассчитан на одну учебную четверть года.
Темы разделов:
- Система жизненных ценностей человека
- Мужчина и женщина. Супружество. Родительство.
- Культура взаимоотношений
- Семейные ценности.

3.Тематическое планирование курса «Семьеведение»
Теореткие
занятия
3

Практкие
занятия
2

Всего
часов

1

0

1

Потребности, желания, цели в жизни человека.

1

0

1

1.3.1 Жизненные ценности личности как критерии выбора
целей и поступков.
1.3.2 Жизненные ценности личности как критерии выбора
целей и поступков. Практикум

1

0

1

0

1

1

0

1

1

6

3

9

1

0

1

1

0

1

№

Темы уроков

Раздел I. Система жизненных ценностей человека
Формирование навыков осознанного внимания к себе:
своим потребностям, желаниям и ценностям
Искусство быть счастливым.
1.1
1.2

1.4

Семья в системе жизненных
ценностей личности. Практикум.

Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество.
Родительство. Формирование представлений о
мужественности и женственности.
2.1
Мужчина и женщина: различия устройства
мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в
семье и в обществе.
2.2.1

Мужественность. Мужчина, муж, отец.

5

2.2.2

Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в
группах, практикум

0

1

1

2.2.3

Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе 0
и произведениях искусства.

1

1

1

0

1

2.3.1

Женственность. Женщина, жена, мать.

2.3.2

Женственность. К сути понятия. Обсуждение в
группах, практикум

0

1

1

2.3.3

Образ истинной женщины, жены, матери в
литературе и произведениях искусства.

1

0

1

2.4

Ответственное родительство.

1

0

1

2.5

Образ семьи в мировой литературе и
произведениях искусства и в современности.
Создание коллективных портретов-образов
«Идеальный образ настоящего мужчины, мужа,
отца» и «Идеальный образ истинной женщины,
жены, матери».

1

0

1

Раздел III. Культура взаимоотношений
Формирование представлений о культуре взаимоотношений
мужчины и женщины как основе будущего семейного
благополучия и навыков созидательного общения с
противоположным полом
Человек в мире межличностных отношений.
3.1
Разрушительные и созидательные отношения.
Практикум-исследование
Конфликты. Сила созидания. Осознанное
3.2
бесконфликтное общение. Игра-практикум

6

4

10

0

1

1

0

1

1

3.3

Трудности как ресурс развития личности и
созидательных отношений.

1

3.4

Расставания. Принятие неизбежности.

1

3.5

Осознанность и оптимизм как инструменты
преодоления трудностей расставания. Практикум.

0

1

3.6

Любовь и влюбленность.

1

0

3.7

Мир отношений: отношения с самим собой, с
миром и людьми.

1

0

1

3.7.1 Принципы этикета. Правила и нормы поведения в
обществе.

1

0

1

3.7.2 Семейный этикет.
3.7.3 Этикетные ситуации и поведение
в них. Игровой практикум.
Раздел IV. Семейные ценности
Сила рода.
4.1

1
0

0
1

1
1

4
1

5
0

9
1

4.2.1 Дети и родители. Дети.
Практикум

0

1

1

4.2.2 Дети и родители. Родители. Практикум

0

1

1

1

0

1

4.4.1 Энергоэкономика семьи.

1

0

1

4.4.2 Энергоэкономика семьи.
Практикум
4.5
Ценность семьи. Рефлексивная беседа

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1
1

1
1

4.3

4.6

Семейные традиции. Чувашские традиции и традиции
народов Башкортостана

Проектирование будущего. Моя семья: ценности,
экономическая основа, взаимоотношения.

4.7
Игровой практикум по теме «Моя семья»
Заключительная диагностика

0

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».