Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68ФЗ (ред. 19.12.2016)). 3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577). 5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015). 6. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 7. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677). 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 10. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69, от 23.06.2015 г. № 609) «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 12. Конституция Республики Башкортостан. 13. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з (ред. от 18.09.2015) «Об образовании в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 27.06.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). 14. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730. Цель программы сформировать у обучающихся систему социальных представлений о закономерностях и жизненных ценностях, необходимых для функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации. В результате реализации программы решаются следующие задачи образовательные: – получение знаний о современном состоянии и закономерностях в брачно-семейной сфере и гендерных отношениях в российском обществе; – изучение социально-экономических, правовых, психолого-педагогических, этноконфессиональных и духовно-нравственных основ функционирования семьи; – изучение типов, форм, моделей супружества с учетом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений. воспитательные: – развитие представлений о системе жизненных ценностей в семейных отношениях; – объяснение процессов социальных изменений в системе брачных отношений; – воспитание чувства гордости за историю своей семьи, свою родословную; – формирование уважения к семейным традициям, традициям народов. развивающие: – использование полученных знаний при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз и других жизненных ситуациях; – применение полученной информации при самостоятельном анализе ситуаций в брачносемейной и гендерной сферах; – осуществление диагностики семейных проблем с целью выбора наиболее оптимального способа их решения. Занятия проводятся в объединении постоянного состава. Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы один год. Возраст обучающихся 14-15 лет.. Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально - групповая (3-5 человек). Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме: – теоретические занятия: изучение законодательства в области семейных отношений, изучение терминов, интерактивные беседы, лекции; – практические занятия: анкетирование; практикум, исследования, проекты, презентация проектов, создание буклетов и мультимедийных презентаций. 1. Планируемые результаты освоения В последнее время в Российской Федерации и в нашей Республике Башкортостан семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемые и принимаемые республиканские программы направлены на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи вреспублике, повышении его ценности в общественном сознании. В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства, планировании бюджет. Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни. Изучение курса «Семьеведение» станет важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволят значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. В результате изучения курса обучающиеся научатся: - выделять основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья; - определять основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь: - выделять: - основные понятия, изучаемые семьеведением; - семейные традиции, реликвии, ценности; - родственное поле своей семьи. Обучающиеся получат возможность научиться: - определять механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка; - владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем: определять: - правовые основы функционирования институтов брака и семьи; - экономические особенности ведения домохозяйства; - особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье; - этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений. Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности. Предметные результаты.. По итогам прохождения программы «Семьеведение» обучающиеся усваивают общие знания относительно следующих понятий: человеческие потребности; человеческие ценности; система человеческих ценностей; критерии жизненного выбора; различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины; созидательные отношения; конфликты; правила и принципы; правила и нормы поведения в обществе; этикетные ситуации и принципы этикета; семейный этикет; семейные и народные традиции. Личностные результаты. Формируются знания о морально-нравственных нормах и ценностях в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья. В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами. В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовнонравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию. Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями. Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение. Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинноследственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения. 2. Содержание курса «Семьеведение» Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Курс «Семьеведение»» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников. Тема 1. Искусство быть счастливым Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья. Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека. Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы. Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора. Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации. Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности. Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья. Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии, поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье. Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец. Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство. Мужественность и ответственность. Мужественность и сила. Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье. Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать. Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье. Тема 8. Ответственное родительство. Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание. Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Основные понятия: Мир человеческих отношений. Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребностьспособность-решимость. Готовность к созидательным отношениям. Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта. Бесконфликтное общение, конструктивность. Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья. Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни. Тема 13. Любовь и влюбленность. Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье. Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми. Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие счастья, успеха и благополучия. Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета. Семейный этикет. Тема 16. Сила рода. Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека. Тема 17. Дети и родители. Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс. Тема 18. Семейные традиции. Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи. Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций. Тема 19. Энергоэкономика семьи. Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного благополучия. Тема 20. Ценность семьи. Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, за учебный год – 34 часа, в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Преподавание курса рассчитано на проведение 19 теоретических занятий и 15 практического. Материал учебного пособия «Семьеведение» включает в себя введение, четыре раздела и заключение. Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа, каждый из которых рассчитан на одну учебную четверть года. Темы разделов: - Система жизненных ценностей человека - Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. - Культура взаимоотношений - Семейные ценности. 3.Тематическое планирование курса «Семьеведение» Теореткие занятия 3 Практкие занятия 2 Всего часов 1 0 1 Потребности, желания, цели в жизни человека. 1 0 1 1.3.1 Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. 1.3.2 Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум 1 0 1 0 1 1 0 1 1 6 3 9 1 0 1 1 0 1 № Темы уроков Раздел I. Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям Искусство быть счастливым. 1.1 1.2 1.4 Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. 2.1 Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. 2.2.1 Мужественность. Мужчина, муж, отец. 5 2.2.2 Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум 0 1 1 2.2.3 Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе 0 и произведениях искусства. 1 1 1 0 1 2.3.1 Женственность. Женщина, жена, мать. 2.3.2 Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум 0 1 1 2.3.3 Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и произведениях искусства. 1 0 1 2.4 Ответственное родительство. 1 0 1 2.5 Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». 1 0 1 Раздел III. Культура взаимоотношений Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом Человек в мире межличностных отношений. 3.1 Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование Конфликты. Сила созидания. Осознанное 3.2 бесконфликтное общение. Игра-практикум 6 4 10 0 1 1 0 1 1 3.3 Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. 1 3.4 Расставания. Принятие неизбежности. 1 3.5 Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум. 0 1 3.6 Любовь и влюбленность. 1 0 3.7 Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. 1 0 1 3.7.1 Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. 1 0 1 3.7.2 Семейный этикет. 3.7.3 Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум. Раздел IV. Семейные ценности Сила рода. 4.1 1 0 0 1 1 1 4 1 5 0 9 1 4.2.1 Дети и родители. Дети. Практикум 0 1 1 4.2.2 Дети и родители. Родители. Практикум 0 1 1 1 0 1 4.4.1 Энергоэкономика семьи. 1 0 1 4.4.2 Энергоэкономика семьи. Практикум 4.5 Ценность семьи. Рефлексивная беседа 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 1 4.3 4.6 Семейные традиции. Чувашские традиции и традиции народов Башкортостана Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения. 4.7 Игровой практикум по теме «Моя семья» Заключительная диагностика 0 1 1 1