Рабочая программа. ОДНКНР 5-9 кл.

Пояснительная записка
Учебный процесс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» для
5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан в МОБУ СОШ с.Бурлы РБ
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов федерального и регионального
значения.
Федеральные нормативно- правовые документы.
2. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273 – ФЗ.
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ
Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 и об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
5. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской федерации от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России».
Региональные нормативно- правовые документы.
1.Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-3 «Об образовании в Республике
Башкортостан».
2. Примерная рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов
России (на примере Республики Башкортостан)» для 5–9 классов общеобразовательной школы /
Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова Н.А., Шагапова Г.Р. –
Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018
3.Учебный план МОБУ СОШ с.Бурлы на 2020-2021 учебный год.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» носит
интегрированный характер. Его изучение направлено на обучение, воспитание, развитие и
социализацию личности учащихся при особом внимании к их эмоциональному развитию.
Целью курса является развитие общей культуры учащихся, формирование у них гражданской
идентичности, осознания своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, Российской
общности, Республики Башкортостан, уважения и бережного отношения к историко-культурному
наследию. Ведущими принципами организации образовательной деятельности по курсу являются:
культуроведческий, диалогический, краеведческий, непрерывности, преемственности и
поступательности.
Основными задачами реализации предметной области являются:
- формировать у учащихся способность к восприятию накопленного разными народами России
потенциала духовно-нравственной культуры;
- вызвать у учащихся стремление к нравственному самосовершенствованию и проявлению готовности к
духовному саморазвитию;
- углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и
передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции,
общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

- обеспечить осознание учащимися того, что духовно-нравственная культура современного человека
является прямым наследием всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной
жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и т.д.;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным
характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к
народам, их культуре и традициям;
- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историко-культурного
наследия, вклада в развитие духовности;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному
Российскому государству, Республике Башкортостан, в соответствии с целями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами на основе духовных и демократических ценностей
современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию
о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем,
рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и культурологические
знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г №
1897 (п.11.4), подчеркивается, что изучение предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры в истории России в становлении гражданского общества и российской
государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
На изучение предмета образовательной деятельности по ОДНК НР с 5 по 9 классы отводится по 0,5
часов в неделю, итого 17 часов в год, за счет школьного компонента.
Достижения учеников оцениваются по пятибальной системе по всем темам, кроме темы «Твой
духовный мир», где оценки не выставляются.
Данная рабочая программа реализуется с помощью:
- учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2019.
- Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х.,Галлямов А.А.,
Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.
- Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.,
Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.
- Культура Башкортостана. Учебник для 7 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова
Р.А., Попова Л.Н. Уфа. Изд. «Китап». 2003

- Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова
Р.А., Попова Л.Н. Уфа. Изд. «Китап». 2003
- Культура Башкортостана. Учебник для 9 класса. / Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова
Р.А., Попова Л.Н. Уфа. Изд. «Китап». 2004

Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты:
– обретение знаний о становлении и развитии отечественной культуры, понимание роли культуры в
российском обществе, в генезисе духовных ценностей нашего Отечества;


формирование чувства гражданственности, причастности к судьбе своего Отечества, знание его
духовных скреп;



умение различать основные народы России, знать их конфессиональную принадлежность,
описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники информации,
оценивать вклад традиционных религий народов в духовное величие российской культуры;



формирование представлений о хранении и передаче духовно-нравственных ценностей, о
значении семьи как их транслятора.

Метапредметные результаты:


умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в
соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во
взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;



готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку
зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;
работать в коллективе;



умение осуществлять поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой
работы;



способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;



развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты:






умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения принятых в
современном обществе норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
способность объяснять и обосновывать с точки зрения принятых в современном обществе норм
и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
умение самостоятельно определять и формулировать универсальные правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
готовность опираясь на эти правила, осуществлять возможный выбор своих поступков в
предложенных ситуациях;
способность чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда отвечает
за свои поступки

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (17 часов)
Россия – наша Родина. Страна, в которой мы живём – Россия. Президент Российской Федерации.
Башкортостан как часть России. Глава Республики Башкортостан. Уфа – столица нашей республики.
Символы нашей Родины. Государственная символика России. Государственная символика
Башкортостана.

Принцип уважения к государственным символам нашей Родины, символам других народов и стран.
Башкортостан – семья народов. Место Башкортостана на этнической карте России. Башкиры, как
народ, давший название краю. Башкиры в общероссийской семье народов. Славянские народы (русские,
украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские народы (марийцы,
мордва, удмурты), нашедшие свою малую Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на
территории Башкортостана. Дружба народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах,
кино. Дружба начинается с игры: игры народов нашей республики.
Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов
Башкортостана: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье; древние
мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек, околодомашнего
мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического характера (например,
благопожелания ребенку); волшебные и богатырские сказки, мифические легенды о происхождении
мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о происхождении города Уфы.
Природа нашей республики. Курай, башкирская лошадь, кумыс, башкирская пчела и башкирский мед,
бишбармак, баурсак, чак-чак – символы нашего края.
В мире российской культуры. Величие российской культуры. Российская культура как результат
усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.
Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Уважение к
культурным ценностям разных народов – черта образованного человека. Выдающиеся деятели культуры
России и Башкортостана: прошлое и современность.
Нравственные ценности российского народа. «Береги землю родимую, как мать любимую». Славные
страницы истории народов России. Фольклор народов России как носитель нравственных ценностей.
«Жизнь ратными подвигами полна». Ратные подвиги в истории России и нашего края. Вклад народов
нашей страны в защиту Родины.
В труде – красота человека. Трудолюбие одно из важнейших качеств личности. Трудовые традиции
народов России. «Плод добрых трудов славен…». Отношение к труду у представителей разных народов.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины.
Бережное отношение к природе. Отношение к природе у представителей разных народов. Любовь к
природе как черта человека. Задача наших современников – сохранение природы. Заповедники.
«Красная книга» России и Башкортостана.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Правила семейных отношений у
разных народов. Семейные ценности – основа человеческого счастья. Семья – первый трудовой
коллектив.
Духовные ценности российского народа. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Хранение памяти предков (на материале России и Башкортостана). Памятные места в истории нашего
края.
Справедливость – основа жизни общества. Народная мудрость о справедливости. Взаимопомощь и
коллективизм – без них невозможна победа.
Твой духовный мир. Содержание духовного мира. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии.
Нравственные качества личности.
Этикет и культура поведения. Этикет и поведение людей. История этикета. Особенности
религиозного и светского этикета. Этикет в семье. Современный этикет (поведение в школе, быту и
общественных местах).
Религия как часть мировой культуры. Вера и религия. Возникновение религий, их многообразие.
Религии мира
– христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религия как важная составляющая мировой культуры.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане. Религиозные
верования башкир в древности. Религиозные верования славян в древности. Язычество финно-угорских
народов. Ислам в Башкортостане. Православие в Башкортостане.

6 класс (17 часов)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть культуры
многонационального народа России. Гимн России. Его история. Гимн Башкортостана. Уважение к
гимну – уважение к стране. Учим наизусть гимны России и Башкортостана. Ордена и медали России.
Ордена и медали Башкортостана. Почетные звания. Награда – высокая оценка труда и отваги человека.
Башкортостан – семья народов. Народы, населяющие Башкортостан: общая характеристика.
Происхождение этнонима «башкорт»: этнонимические легенды. Тюркские народы. Башкиры, татары,
чуваши Башкортостана: история и
современность, численность и расселение. Традиции и обычаи тюркских народов. Национальная кухня.
Фольклор тюркских народов края – обрядовый, бытовой фольклор народов, сезонные праздники.
В мире культуры Башкортостана. Многообразие российской и башкортостанской культуры.
Башкирский эпос
«Урал-батыр», «Акбузат», исторические предания и топонимические легенды (дети могут записать
подобные легенды у своих бабушек и дедушек), мифические легенды, песни (песня «Урал»). Сказки,
былины, думы, исторические предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и
Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«Слово о полку Игореве»), белорусского (предание «О крыжацких могилках»; сказочный эпос о
героических богатырях- осилках (силачах) («Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька
Попелышка») и украинского (преданий о Киевских князей Олега и Ольгу, цикл былин об ИльеМуромце, думы-песни героического характера «Дума о Самийла Кошку») народов. Татарские
мифические легенды, эпические произведения (дастаны).
Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской
эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об Улыпе – чувашском
мифическом добром герое- великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и Сыржа», «Пламенные сердца»;
предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и
кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье, предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле,
Миколе, Ядыгаре). Пословицы и поговорки народов Башкортостана о труде, дружбе, любви к семье,
Родине.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Российское преломление общечеловеческих
ценностей. Общечеловеческие ценности в культуре тюркских, славянских, финно-угорских народов
Башкортостана. Семейные
ценности тюркских народов Башкортостана. Башкирский, татарский, чувашский фольклор о семейной
жизни. Семейные обряды тюркских народов – свадьба, наречение имени – обрядовый фольклор.
Труд в народном творчестве башкир, татар, чувашей. Знатные люди – герои труда нашего края.
Участие народов Башкирии в военных действиях. Герои войн – представители тюркских народов.
Участие народов нашего края в Отечественной войне 1812 года. «Северные амуры». Кахым-туря,
Янтуря и его жена. Народы Башкирии в Первой мировой войне. Подвиг генерала Р.Ш. Сыртланова.
Защита Отечества – священный долг в народной памяти башкир, татар, чувашей. Известные герои
Отечественной войны 1812 г., Первой мировой, Великой Отечественной войн уроженцы вашей малой
Родины. Жители нашего края – участники боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе,
Ближнем Востоке – солдаты, выполнившие свой долг перед Родиной.
Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки патриотизма как любви к родине. Моя малая
родина – город, район, деревня. Родословная и принципы составления «генеалогического древа».
Память о предках – память об истории. Башкирские шежере как память народа. Праздник шежере.
Храним память о наших предках дома, в музее, архиве.

Твой духовный мир. Приоритет духовного над материальным – одна из нравственных ценностей
народов России.
Не всё можно купить, не все блага дороже совести. История народов России – пример победы духа.
Этикет и культура поведения. Мудрость народов, населяющих Башкортостан, о путешествиях и
путешественниках. Вежливость и осторожность в дороге. Современный этикет путешественника и
правила поведения на дороге, в автобусе, поезде, самолете, судне. Правила дорожного движения.
Ислам как часть мировой культуры. Возникновение ислама, его современное состояние. Сунниты и
шииты – два основных направления ислама. Суфизм. Основы ислама. Нравственные ценности ислама.
Ислам в России. Духовное управление мусульман России – центр мусульман России. Уфа как исламская
столица России. Значение ислама для укрепления российского государственности и развития
российской культуры. Ислам в мировой культуре. Святыни ислама.
Ислам - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана. Ислам в Башкортостане.
Архитектурные памятники – мечети. Мусульманские праздники. Религиозный этикет. Как вести себя в
мечети.

7 класс (17 часов)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть российской
и мировой культуры. Герб России, его история. Герб России – главный символ нашей страны. Гербы
субъектов Федерации. Герб Республики Башкортостан, его история. Гербы районов и городов
Башкортостана.
Башкортостан – семья народов. Мозаика народов Башкортостана. Славянские народы (русские,
украинцы, белорусы) Башкортостана, их переселение в край. История и современность. Численность и
расселение. Традиции и обычаи русских, украинцев, белорусов. Национальная кухня. Фольклор
славянских народов края. Славянская культура – основа российской культуры.
В мире культуры Башкортостана. Поэты, писатели-просветители народов Башкортостана: С. Юлаев,
М. Акмулла, М. Уметбаев – башкирского народа; Г. Тукай – татарского народа; К. Иванов – чувашского
народа;
С.Т. Аксаков – русского народа; Я. Купала – белорусского народа; М. Рыльский – украинского народа;
В. Пурьгине- Горбунова – мордовского народа; И. Осьмин – марийского народа; А.Н. Клабуков –
удмуртского народа.
Музыкальная культура народов Башкортостана. Народные инструменты – курай, кубыз, домра, кылкубыз, скрипка, балалайка, барабан, гармонь. Культура музыкального народного творчества. Известные
творческие коллективы Башкортостана, сохраняющие музыкальное творчество народов республики.
Выдающиеся исполнители народной музыки. Известные кураисты Башкортостана (Кубагуш-сэсэн,
Баик-сэсэн, Ишмухамет Мурзакаев, Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов,
Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Азат Аиткулов, Роберт Юлдашев).
Танцы народов Башкортостана. Исторические танцы. Современные танцы. Богатство народной
хореографии. Танцевальные коллективы нашей республики – хранители народной культуры танца.
Государственный академический ансамбль народного танца Башкортостана имени Ф. Гаскарова.
Национальный костюм народов Башкортостана. Особенности народной одежды. Орнамент и вышивка.
Украшения. Культура ношения народной одежды.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине – основная нравственная
ценность народов России. Любовь к родной земле в фольклоре народов, населяющих Башкортостан.
Тема любви к Родине в фольклоре славянских народов Башкортостана.
Семья – начало формирования человека и гражданина. Ценность семейной жизни в истории и
современности.

Защита семьи – забота общества и государства.
Труд во благо. Трудовой подвиг народов Башкортостана освоивших территорию края, построивших
города и деревни, возделавших поля и леса.
Служение Отчеству – священный долг. Военная служба в прошлом и настоящем. Герои Башкортостана,
защищавшие Родину от вражеских захватчиков. Служба в российской армии как почетная обязанность
мужчин России.
Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки литературного творчества народов
Башкортостана. Многонациональная литература народов Башкортостана, история и современность.
Книга – носитель духовных ценностей. Как пишут книгу. Писатель, ученый – авторы книг. Память о
прошлом – мемуары и дневники. Искусство изготовления книги. Библиотеки – хранилища знаний и
культуры. Выдающиеся писатели и ученые нашего края. Энциклопедии. Башкирская энциклопедия.
Словари – хранилища языков. Многотомной свод «Башкирское народное творчество», как кладезь
духовных ценностей башкир.
Средства массовой информации в прошлом и настоящем. Современная периодическая печать
Башкортостана. Основные республиканские издания: газеты «Республика Башкортостан», «Вечерняя
Уфа», «Уфимская неделя»,
«Уфимские ведомости», «Уфимские вести» (на русском языке), «Башкортостан», «Киске Өфө»,
«Йәшлек»,
«Йәншишмә», журналы «Аманат», «Акбузат» (на башкирском языке), газета «Урал сасси» (на
чувашском языке), газета
«Кызыл таң», журнал «Әллүки» (на татарском языке), газета «Чолман» (на марийском языке). Работа
журналиста.
Интернет-сайты – информационные ленты. Интернет-пространство как способ визуализации
информации, расширения информационного поля.
Твой духовный мир. Ценность человеческой жизни в культуре народов Башкортостана. Народная
мудрость о поддержке и взаимопомощи. Спасение людей, находящихся в опасности – долг любого
человека.
Истоки правосознания народов Башкортостана. Древнейшие правовые кодексы. Современное
представление о правах и свободах человека. Конституция России, Конституция Республики
Башкортостан о защите прав и свобод человека. Россия – страна свободных людей. Вместе и уважая
друг друга, созидаем будущее.
Этикет и культура поведения. Принципы поведения в общественных местах, отраженные в народной
мудрости народов края. Русские пословицы и поговорки о нормах поведения. Современные правила
поведения за столом. Этикет в столовой, кафе, ресторане. Традиции и правила.
Православие как часть мировой культуры. Православие: история и современность. Основы
православия. Нравственные ценности православия. Роль православия в становлении и укреплении
российской государственности. Православные святые и подвижники. Значение православия для
российской культуры. Православие в мировой культуре. Православные святыни. Храмы и монастыри.
Православные праздники.
Православие - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана. Православие в
Башкортостане: история и современность. Православные храмы нашего края. Православный календарь.
Религиозный этикет. Как вести себя в храме.

8 класс (17 часов)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – основа культуры
современного российского общества. Флаг России, его история. Флаг Башкортостана. Флаги, знамёна,
штандарты. Флаги субъектов Федерации. Флаги районов и городов Башкортостана.

Башкортостан – семья народов. Этническое многообразие Башкортостана. Финно-угорские народы.
Марийцы, мордва, удмурты Башкортостана: численность и расселение, традиции и обычаи.
Национальная кухня. Фольклор марийцев, удмуртов, мордвы.
В мире культуры Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые истоки
народного театра. Театральная культура народов Башкортостана. История и современность театра в
Башкортостане. Театры Республики Башкортостан. Создание спектакля – труд многих творческих
людей. Выдающиеся деятели театрального искусства нашей республики.
Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний. Спортивная культура. Спортивная
жизнь республики. Массовый спорт. Легкая атлетика, зимние виды спорта. Спорт как часть
современной культуры.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Принципы общечеловеческих ценностей в
культуре народов Башкортостана. Нормы морали и нравственности – основа существования общества.
Гуманизм, милосердие к людям, животным – отличительная черта воспитанного человека. Народы
Башкортостана о гуманизме и милосердии.
Любовь к Родине – основная тема народного творчества. Патриотические мотивы в фольклоре
марийцев, мордвы, удмуртов России и Башкортостана.
Семейные ценности в фольклоре народов Башкортостана. Финно-угорские народы края о значении
семьи и родственных связей в жизни человека и общества.
Труд как основа благополучия в народном творчестве. Пословицы, поговорки, притчи финно-угров
края, посвященные теме труда. Известные деятели труда – представители марийского, мордовского,
удмуртского народов.
Служение Отечеству и героизм народов Башкортостана. Представители финно-угорских народов
России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.
Духовные ценности народов Башкортостана. Изобразительное искусство как духовная ценность
общества. Происхождение изобразительного искусства. От рисунков в пещере Шульган-Таш до картин
современных художников. Творческие союзы, галереи, выставки. Направления в живописи, графике,
прикладном искусстве Башкортостана. Искусство фотографии. Архитектура Башкортостана.
Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы, фотографы Республики Башкортостан.
Интернет-сайты рассказывающие об искусстве Башкортостана. Виртуальные прогулки по музеям и
галереям.
Интернет-пространство как возможность познакомиться с культурой народов России и всего мира.
Твой духовный мир. Нравственность в современном российском обществе. Пример проявления
гуманизма, милосердия в поведении людей. Отклонения от нравственных норм у отдельных людей, в
том числе подростков, их опасные последствия. Нравственный облик современного молодого человека.
Этикет и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов Башкортостана.
Современная культура отдыха и релаксации. Этикет и поведение людей в спортзале, кинотеатре, опере,
концертном зале, картинной галерее.
Буддизм в Росси и Башкортостане. Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы
буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России. Роль буддизма в укреплении
российской государственности. Народы России, исповедующие буддизма. Буддизм в мировой культуре.
Буддизм и этикет. Праздники буддистов России. Буддизм в Башкоротане.
Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы иудаизма.
Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в России. Иудейские
религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет. Иудаизм вБашкортостане.
Основы религиозной культуры народов Башкортостана. История язычества. Основы языческой
веры, её гармония с природой. Язычество в культуре народов России.
Религиозные и культурные традиции финно-угорского населения Башкортостана. Религиозные
праздники марийцев, удмуртов, мордвы. Священные рощи. Правила поведения в Священной роще

9 класс (16 часов)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – культура
наших предков. Храним свою культуру и уважительно относимся к культурам других народов.
Президент России. Глава Республики Башкортостан. Административное устройство России и
Башкортостана. Информационная безопасность.
Башкортостан – семья народов. Дружба народов как самое большое богатство, её отражение в
культуре и искусстве. Выдающиеся деятели нашего края – представители многонационального
Башкортостана.
В мире культуры Башкортостана. Истоки музыкального творчества народов Башкортостана.
Современное музыкальное творчество народов Башкортостана. Классическая музыка: опера,
симфонии, музыка для балета и кино. Выдающиеся исполнительские коллективы Башкортостана.
Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. Выдающиеся композиторы и
исполнители Башкортостана (Газиз Альмухаметов, Нариман Сабитов, Загир Исмагилов, Хусаин
Ахметов, Салават Низамутдинов, Радик Гареев, Аскар и Ильдар Абдразаковы, Светлана
Аргинбаева).
Песенное творчество. Музыканты и поэты – создатели песен. Известные исполнители
народных и авторских песен. Эстрадная музыка Башкортостана (Бахти Гайсин, Фарида Кудашева,
Роза Сахаутдинова, Ильфак Смаков, Назифа Кадырова, Магафур Хисматуллин, Рим Хасанов, Айдар
Галимов). Современные исполнители. Тема Родины, труда, дружбы народов в творчестве
современных авторов и исполнителей песен.
Рок-музыка. Юрий Шевчук, Земфира. Башкирский рок. Группы «Дервиш-Хан», «Ант»,
«Далан», «Ак-Йондоз». Этно-рок группы «Дервиш-Хан», «Караван-Сарай».
Джаз. Башкирский джаз. Марат Юлдыбаев и группа «Дустар», Олег Киреев и группа «Орлан».
Современные джазовые фестивали.
Башкирское кино. Киностудия «Башкортостан». Известные деятели киноискусства: Амир
Абдразаков, Малик Якшимбетов, Рияз Исхаков, Айсыуак Юмагулов, Айнур Аскаров, Булат
Юсупов, Зухра Буракаева. Документальное кино, игровое кино. Киношколы. Женское кино
Башкортостана.
Телевидение в Башкортостане. История и современность.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине, ценность семейной жизни,
созидательный труд, служение Отечеству – в литературе, изобразительном искусстве
Башкортостана. Созвучность с нравственно-духовными представлениями наших соседей – народов
Татарстана, Удмуртии, Пермского края, Челябинской и Оренбургской областей. Дружба народов в
труде и в быту – основа процветания России. Кадетский компонент.
Опасность пропаганды национализма и сепаратизма в нашей многонациональной стране.
Поддержка мира и согласия как нравственный долг каждого человека.
Духовные ценности народов Башкортостана. Философское осмысление жизни. Философия –
ориентир развития человека и общества. Нравственность и мораль. Традиции нравственности и
морали народов Башкортостана. Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей

М. Акмуллы («Назиданья», «Наш мир», «Башкиры мои, надо учиться!»), Р. Фахретдинова
(Назидания детям, их родителям), М. Карима (поэзия «Я – россиянин!», «Европа-Азия», поэма
«Черные воды», пьесы «Салават. Семь сновидений сквозь явь»; повести «Радость нашего дома»,
«Долгое-долгое детство»), Р. Гарипова (стихи «Родной язык», «Жаворонок», поэма «Поклонение
1937»), А. Гиниатуллина (повесть «Вот кончится война», рассказ «Страх») – башкирская
литература, С.Т. Аксакова («Детские годы Багрова внука»), М.А. Чванов – русская литература, Г.
Тукая (стихи «Шурале», «Водяная», «Родной язык»), Г. Ибрагимова (рассказ «Чубарый»), Р.
Миннуллина (стихи «Люблю вас, современники!», «Мы – Сак-Сук») – татарская, К. Иванова (поэма
«Нарспи»), Г. Матвеева (поэмы «Чуваш») – чувашская литература, М. Сайгина (повесть
«Материнское сердце»), А.С. Щеглова (рассказ «Факир») – мордовская литература, Ю.
Андруховича («Московиада») – украинская литература, К. Герда (поэма «Керемет»), пьеса ««Туно»
(«Ворожея») – удмуртская литература, Янки Купала (поэма «Курган», драмы «Сон на кургане»),
В.В. Быкова (повести «Пойти и не вернуться», «Болото») – белорусская литература.
Твой духовный мир. Башкортостан – как малая Родина и Россия как наша большая Отчизна.
Историческое единство народов как основа современной жизни России. Неразрывность прошлого:
история народов страны как одна судьба. Преемственность истории нашей Родины как
нравственно-духовная ценность. Мы не можем отказаться от прошлого, опираясь на него, строим
будущее. Ответственность современной молодежи за будущее страны.
Культура поведения и этикет. Открытость и тактичность как признак воспитанного человека.
Современный этикет и поведение в школе, быту и общественных местах. Люди с ограниченными
физическими возможностями – часть нашего общества. Помощь людям с ограниченными
физическими возможностями, детям и пожилым – норма поведения современного человека.
Поведение в электронном публичном пространстве: интернет-сайты, блоги, чаты.
Ответственность за то, что публикуешь в интернете. Культура общения в интернете. Виртуальное
общение не заменит человеческого общения. Дружба и товарищество – твоё богатство на всю
жизнь.
Религия как часть мировой культуры. Роль религии в современном мире. Роль религии в
формировании культуры российского общества. Традиционные конфессии и свобода совести в
России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Сохранение мира,
взаимопонимание и уважение – важная задача для многонациональной и многоконфессиональной
России.
Неорелигии (секты), психокульты – их синкретичность, противоречивость, опасность
воздействия на людей. Религиозная нетерпимость – опасное явление в жизни общества.
Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане.
Религиозная терпимость – историческая традиция, заложенная нашими предками. Уважительное
отношение к верующим и религии – положительная черта воспитанного человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».