Раб. программа.Внеурочн. деят. Музыка и живопись 5-6 классы

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учётом
требований нового федерального государственного образовательного
стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной
деятельности младших подростков в сфере музыкального искусства и
живописи.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они
помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на
уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Возникающий дефицит эмоционально - ценностного отношения к миру,
образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных
ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению, и не компьютерные
военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи
с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего
народа, с природой, способными заворожить их.
Развитие эмоционально - образного и художественно - творческого
мышления позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к
национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для
формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки
зрения разных видов вокального музицирования с использованием
музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и
бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие
ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации
внеурочной деятельности учащихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего
общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному
исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов,
расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие
каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами
музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Развитие эмоционально - образного и художественно - творческого
мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к
национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности.

Задачи:


формирование певческой установки, разностороннее развитие
вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;



формирование музыкальной памяти, навыков певческой
эмоциональности, выразительности;



развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;



воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;



развитие навыков музыкально-пластического интонирования и
двигательной импровизации.



Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с
ними;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение;
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов
на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.




2.Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе
предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на
формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему
практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание
уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение
корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в
период предмутационного и мутационного периода формирования певческих
навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое,
ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и
двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время
исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с
мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом
возрасте (особенно у мальчиков).


вокально-хоровая работа;



хоровое сольфеджио;



ансамблевое музицирование;



сольное пение;



занятия по музыкальной грамоте;



музыкально-ритмические упражнения;



дыхательная гимнастика;



музыкально-пластическое интонирование;



движение под музыку;



двигательные импровизации.



Содержание программы нацелено на формирование культуры
творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим
ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о видах
изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и
эстетического вкуса, так как художественно- эстетическое развитие
учащихся рассматривается как важное условие социализации личности
как способ самопознания и самоиндефикации. Изобразительное
искусство, охватывающее целый комплекс художественноэстетических отношений личности к окружающей действительности.
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой
деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации
творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки
и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует
умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и
исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается
характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой
деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса.
Личностные результаты:


формирование способности к самооценке на основе критериев
успешности творческой деятельности;



формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю;



формирование эмоциональное отношение к искусству;



формирование духовно-нравственных оснований;



реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:


планировать свои действия с творческой задачей и условиями её
реализации;



самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
занятия;



выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с
искусством.

коммуникативные УУД:


участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы,
города, региона и др.);



уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;



применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;

познавательные УУД:


использовать знаково-символические средства для решения задач;



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:


разнообразные способы воплощения художественно-образного
содержания музыкальных произведений в различных видах
музыкальной и познавательно-творческой деятельности;



постижение нотной грамоты;



знание особенностей музыкального языка;



применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности;



выражение образного содержания музыки через пластику и движение;



создание коллективных музыкально-пластических композиций;



исполнение вокальных произведений разных жанров.

5.Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими
содержательными линиями:
«Нотная грамота»
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан,
басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные
термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио»
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование
простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном
тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение а капелла и с сопровождением»
Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и
ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации
между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со
звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой»
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного
певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха;
умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера;
развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном»
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;
приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура»

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых
произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и
хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками
выступления.
«Работа над репертуаром»
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены
в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как
беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые,
комбинированные, чисто практические занятия.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог
вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно
комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и
подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым
путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Содержание художественного образования предусматривает два вида
деятельности учащихся: восприятие произведений искусства и собственную
художественно-творческую деятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».