Раб. программа.Внеурочка. Шахматы 4,7 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной
школе изменения, ставят на первый план развивающие функции обучения,
которые в значительной степени способствуют становлению личности младших
школьников, наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы
в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение
игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству
детям
некоммуникативного
типа.
Расширение
круга
общения,
возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы
объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально
прост и доступен младшим школьникам. Главным моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют,
делают
выводы,
выясняют
закономерности.
При
этом
предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в
уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность
на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь,
вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных
фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Место предмета: Объем программы: программа рассчитана на 34 часа в год
(1 часа в неделю).
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные
фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;

Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков,
схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат,
пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила
хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки. Принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что
означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать пр. окончания.

Содержание тем учебного курса
1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Дидактические игры и задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура», «Угадай». «Что общего?», «Большая и маленькая»
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания: «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение», «Один в поле
воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской
фигуры». «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение
подвижности».
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».
6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Календарно-тематическое планирование. 7 класс.
№

Наименование разделов, тем

урока

Количество
часов

Шахматная доска (3 ч)
1

Знакомство с шахматной доской

1

2

Белые и черные поля

1

3

Шахматная доска

1
Шахматные фигуры (1 ч)

4

Знакомство с шахматными

1

фигурами
Начальная расстановка фигур (1 ч)
5

Начальное положение

1

Ходы и взятие фигур (16 ч)
6

Знакомство с шахматной фигурой

1

ладья
7

Ладья в игре

1

8

Знакомство с шахматной фигурой

1

слон
9

Слон в игре

1

10

Ладья против слона

1

11

Знакомство с шахматной фигурой

1

ферзь
12

Ферзь в игре

1

13

Ферзь против ладьи и слона

1

14

Знакомство с шахматной фигурой

1

конь
15

Конь в игре

1

16

Конь против ферзя, ладьи и слона

1

17

Знакомство с пешкой

1

18

Пешка в игре

1

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня,

1

Дата
план.

факт.

слона
20

Знакомство с шахматной фигурой

1

король
21

Король против других фигур

1

Цель шахматной партии (6 ч)
22

Шах

1

23

Комбинации на вечный шах

1

24

Мат

1

25

Достижение мата без жертвы

1

материала
26

Ничья, пат

1

27

Рокировка

1

Игра всеми фигурами из начального положения (7 ч)
28

Шахматная партия

1

29

Шахматная комбинация

1

30

Типичные комбинации в дебюте

1

31

Сочетание тактических приемов

1

32

Игровая практика с записью

1

шахматной партии
33

Решение заданий. Игровая

1

практика
34

Повторение программного
материала

1

Календарно-тематическое планирование. 4 класс.
№

Наименование разделов, тем

урока

Количество
часов

Шахматная доска
1

Знакомство с шахматной доской

0.5

2

Белые и черные поля

0.5

3

Шахматная доска

0.5
Шахматные фигуры

4

Знакомство с шахматными

0.5

фигурами
Начальная расстановка фигур
5

Начальное положение

0.5
Ходы и взятие фигур

6

Знакомство с шахматной фигурой

0.5

ладья
7

Ладья в игре

0.5

8

Знакомство с шахматной фигурой

0.5

слон
9

Слон в игре

0.5

10

Ладья против слона

0.5

11

Знакомство с шахматной фигурой

0.5

ферзь
12

Ферзь в игре

0.5

13

Ферзь против ладьи и слона

0.5

14

Знакомство с шахматной фигурой

0.5

конь
15

Конь в игре

0.5

16

Конь против ферзя, ладьи и слона

0.5

17

Знакомство с пешкой

0.5

18

Пешка в игре

0.5

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня,

0.5

Дата
план.

факт.

слона
20

Знакомство с шахматной фигурой

0.5

король
21

Король против других фигур

0.5

Цель шахматной партии
22

Шах

0.5

23

Комбинации на вечный шах

0.5

24

Мат

0.5

25

Достижение мата без жертвы

0.5

материала
26

Ничья, пат

0.5

27

Рокировка

0.5

Игра всеми фигурами из начального положения
28

Шахматная партия

0.5

29

Шахматная комбинация

0.5

30

Типичные комбинации в дебюте

0.5

31

Сочетание тактических приемов

0.5

32

Игровая практика с записью

0.5

шахматной партии
33

Решение заданий. Игровая

0.5

практика
34

Повторение программного
материала

0.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».