Рабочая программа. Родная (башкирская) литература. 10-11 кл.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» (базовый уровень).
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» (базовый уровень)
(предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родной (башкирской)
литературе, родная (башкирская) литература) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих
родным (башкирским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по родной (башкирской) литературе.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (башкирской) литературы, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в
каждом классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родной (башкирской) литературе включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родной (башкирской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю
в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.

5.2. Основная задача учебного предмета «Родная (башкирская) литература» на уровне среднего общего
образования – повышение общекультурного уровня учащихся, дальнейшее расширение эстетического кругозора,
углубление нравственных ориентаций, совершенствование разговорной речи.
Основную концепцию программы по башкирской литературе составляет совместное изучение литературы и
культуры, рассмотрение их в качестве духовного богатства, воспроизводящего оригинальный менталитет башкирского
народа. Воспитательные возможности родной литературы в плане привития башкирским детям, обучающимся на
русском языке, уважения к родной литературе, культуре, ознакомление с историей родного народа.
Произведения для чтения подобраны из ярких образцов башкирской литературы, размещены на основе
хронологии развития истории башкирской литературы. Наряду с образцами башкирской художественной литературы
включены краткие сведения об авторах.
При подборе литературных текстов учтены их возможности для подачи информации о родной (башкирской)
литературе, гуманистическое содержание, ценность, возможность положительного влияния на личность обучающегося.
Основу программы составляют известные произведения башкирской литературы. Важное место в программе отведено
произведениям, имеющим отношение к народному менталитету, истории, культуре.
5.3. В содержании программы по родной (башкирской) литературе выделяются следующие содержательные
линии:
в 10 классе: «Башкирское словесное искусство», «Периоды башкирской литературы. Древнетюркская литература.
(IX-XI веков)», «Булгарский период. (XII – первая половина XIII века)», «Кипчакский период. (Вторая половина XIII
века и первая половина XVI века)», «Башкирская литература Российского периода. (Вторая половина XVI века – XVIII

век)», «Башкирская литература XIX века», «Башкирская литература XX века», «Литературный процесс Советского
периода. Историко-революционная тема в башкирской литературе», «Историческая тема в башкирской литературе»,
«Тема Великой отечественной войны в башкирской литературе», «Тема мирного труда в башкирской литературе»;
в 11 классе: «Введение. Современная башкирская литература», «Историко-революционная тема в башкирская
литературе», «Тема культа личности и репрессии в башкирской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в
современной башкирской литературе», «Философские проблемы в башкирской литературе», «Современная башкирская
литература конца XX – начала XXI веков (поэзия, проза, драматургия)».
5.4. Изучение родной (башкирской) литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре;
развитие представлений о специфике литературы, читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся,
читательских интересов, художественного вкуса, развитие устной и письменной речи обучающихся.
5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (башкирской) литературы, – 68 часов: в 10 классе
– 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
6. Содержание обучения в 10 классе.
6.1. Периоды башкирской литературы. Древнетюркская литература (IX – XI веков).
Образцы из древнетюркской литературы. «Ҡорҡот ата» («Куркут ата») (отрывок).

6.2. Булгарский период (XII – первая половина XIII века).
Кул Гали «Йософ ҡиссаһы» («Киссаи Юсуф») (отрывок). Теория литературы. Понятие о Кисса.
6.3. Кипчакский период (вторая половина XIII век и первая половина XVI века).
«Һуңғы һартай» («Последний из рода Сартай»).
6.4. Башкирская литература Российского периода (вторая половина XVI века – XVIII век).
«Ҡара табын ырыуы шәжәрәһе». («Шежере рода Кара табын»), «Өфө өйәҙе башҡорттарының үтенес хаты»
(«Письмо-прошение башкир Уфимского уезда»), Батыршаның императрица Елизавета Петровнаға яҙған хаты» («Письмо
Батырши к императрице Елизавете Петровне»), Салават Юлаев «Тыуған илем», «Һандуғас», «Уҡ», «Егеткә» («Родная
сторона», «Соловей», «Стрела», «Джигиту»).
6.5. Башкирская литература XIX века.
Х. Салихов «Правитель эпохи», Г. Сокорой «Яҙ миҙгеле» («Весенний месяц»), «Ҡуҙыйкүрпәс» («Куз курпяч»)
(отрывок из повести). Просветительская литература. М. Акмулла «Башҡорттарым, уҡыу кәрәк!» («Башкиры мои,
учиться надо, учиться!»), М. Умутбаев «Бөйөк шағир А. Пушкин» («Великий поэт А. Пушкин»), Р. Фахретдинов
«Сәлимә» («Салима») (отрывок).
6.6. Башкирская литература XX века.
С. Якшыгулов, «Башҡорт ағаларыма хитап» («Обращение братьям башкирам»). Ф. Туйкин, «Ватан ҡаһармандары»
(«Герои Родины»). Ш. Бабич, «Яҙғы йыр» («Весенняя песня»). Д. Юлтый, «Сумка». М. Гафури, «Ҡыҙыл байраҡ»
(«Красное знамя»).
6.7. Литературный процесс Советского периода. Историко-революционная тема в башкирской литературе.

Х. Давлетшина «Партизандар» («Партизаны») (отрывок из романа «Ырғыҙ» («Иргиз»), З. Биишева «Закир»
(отрывок из романа «Оло Эйек буйында» («У большого Ика»). Теория литературы. Понятие о сюжете.
6.8. Произведения о судьбе женщин.
Х. Давлетшина «Айбика» (отрывок из повести), Ф. Исянгулов «Бикәс» («Своячница») (отрывок из повести
«Алтынбика»). Теория литературы. Понятие о проблеме.
6.9. Историческая тема в башкирской литературе.
К. Мэргэн «Бөркөт ҡанаты» («Крыло беркута») (отрывок из романа), М. Бурангулов «Ҡараһаҡал» («Карасакал»)
(отрывок), Г. Ибрагимов «Кинйә» («Кинзя») (отрывок из романа). Теория литературы. Понятие о содержании
художественного произведения.
6.10. Тема Великой отечественной войны в башкирской литературе.
Р. Нигмати «Үлтер, улым, фашисты!» («Убей, сынок, фашиста!») (отрывок из поэмы), Д. Исламов «Ҡамалыу» («В
окружении») (отрывок из романа), М. Карим «Ҡара һыуҙар» («Черные воды») (отрывок из поэмы), Р. Насиров «Үлһәм,
Матросов тип эҙләрһең» («Если погибну, ищи меня как Матросов» (отрывок из документальной повести), Р. Гарипов
«Төштәр» («Сны»), М. Каримов «Миҙалдар» («Медали»), Р. Сафин «Ҡыр ҡаҙҙары» («Дикие гуси»). Теория литературы.
Понятие об образе.
6.11. Тема мирного труда в башкирской литературе.
Б. Рафиков «Әхмәр ҡарт» («Старик Ахмер») (отрывок из повести), А. Атнабаев «Һуңғы дәрес» («Последний
урок»), Р. Султангереев «Яҙмыш ебенең башы» («Начало судьбы») (отрывок из повести).
6.12. Философские проблемы в башкирской литературе.

Г. Хусаинов «Донъя» («Мир»), Н. Наджми «Ҡапҡалар» («Ворота») (отрывок из поэмы), Р. Гарипов «Ғүмер»
(«Жизнь»), Р. Назаров «Йөрәк», «Йәшен» («Сердце», «Гроза»), М. Карим «Оҙон-оҙаҡ бала саҡ» («Долгое, долгое
детство») (отрывок из повести), «Йәшәйһе бар, һаҡла үҙеңде, тиһең...» («Надо жить, береги себя, говоришь…»).
7. Содержание обучения в 11 классе.
7.1. Введение. Современная башкирская литература.
7.2. Историко-революционная тема в башкирской литературе.
Р. Баимов «Сыбар шоңҡар» («Пестрый кречет») (отрывок из романа). М. Ямалетдинов, «Ҡотолоу юлҡайҙарын
тампаным» («Не нашел пути избавления») (отрывок из романа). Теория литературы. Понятие о драме.
7.3. Тема культа личности и репрессии башкирская литературе.
Г. Хисамов «Аҡтамыр» («Пырей») (отрывок из романа). А. Хакимов, «Өйөрмә» («Вихрь») (отрывок из романа).
7.4. Тема Великой Отечественной войны в современной башкирской литературе.
А. Аминев «Танкист» (отрывок из повести). Я. Хамматов, «Тыуған көн» («День рождения») (отрывок из романа).
7.5. Тема экологии в современной башкирской литературе.
Н. Мусин «Ҡарамыш ҡарт» («Старик Карамыш») (отрывок из романа «Һуңғы солоҡ» «Последняя борть»).
Д. Буляков, «Килмешәк» («Пришелец») (отрывок из романа).
7.6. Тема деревни в современной башкирской литературе.
Р. Султангареев «Тыуған йорт» («Родной дом»). Р. Камал, «Таня – Таңһылыу» («Таня – Тансылу») (отрывок из
романа).
7.7. Фантастика в современной башкирской литературе.

Б. Рафиков «Һуҡайлының һуңғы байрамы» («Последний праздник Сокайля») (отрывок из повести).
7.8. Сатира и юмор в современной башкирской литературе.
В. Исхаков «Ҡустыға эш эҙләйбеҙ» («Братишке работу ищем»). Теория литературы. Понятие о сатире и юморе.
7.9. Фантастика в современной башкирской литературе.
7.10. Современная башкирская литература конца XX – начала XXI веков (поэзия, проза, драматургия).
С. Абузар «Хәйерсе» («Нищий»), Р. Камал «Оҙонтал» («Озонтал») (отрывок из романа), Н. Гаитбай «Төн»
(«Ночь») (отрывок из трагедии), Н. Игизьянова «Сания» (отрывок из рассказа «Саша»), Ф. Акбулатова «Яҙылып
бөтмөгән китап» («Не дописанная книга») (отрывок из романа), А. Баймухаметов «Ҡалдырма, әсәй!» («Не оставляй,
мама!») (отрывок из повести), Х. Тапаков «Ҡаршы сығып ал» («Встречай меня») (отрывок из повести), Т. Гарипова
«Бөйрәкәй» («Буренушка») (отрывок из романа-эпопеи). Теория литературы. Понятие о романе-эпопеи. Р. Туляк «Яныу»
(«Пожар») (отрывок из поэмы).
8. Планируемые результаты освоения программы по родной (башкирской) литературе на уровне среднего общего
образования.
8.1. В результате изучения родной (башкирской) литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей,
семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных
произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном

и многоконфессиональном обществе,

проявление интереса к познанию родного (башкирского) языка и родной (башкирской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений башкирской литературы, а также русской и
татарской литератур, ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в башкирской литературе, а также к достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу, в том числе
воспитанные, на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России, в том числе с использованием
литературных произведений;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в
том числе при выполнении творческих работ по родной (башкирской) (башкирской) литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в
том числе с соответствующей оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при чтении произведений о труде и
тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных
произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных
героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в
башкирской литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных
произведениях;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых

действий

и

предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в литературных
произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего
образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели

и успеху, оптимизм, инициативность,

умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других
людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них,
проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.
8.3. В результате изучения родной (башкирской) литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося

будут

сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных
произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных
произведений;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного читательского опыта.
8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала,
навыками разрешения проблем с использованием художественных произведений, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания по родной (башкирской) литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
проектов;
владеть

научной

терминологией,

общенаучными

ключевыми

понятиями

и

методами

современного

литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом
собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой, из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления при изучении той или иной темы по родной (башкирской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и её целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной (башкирской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения
свою точку зрения с использованием языковых средств.
8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных
учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной (башкирской) литературы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах
башкирской литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных
учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных
универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе
чтения литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в
том числе при выполнении проектов по родной (башкирской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
8.4. Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К концу обучения в 10 классе
обучающийся научится:
понимать роль и место родной башкирской литературы в жизни башкирского народа;
узнавать известных писателей башкирской литературы и их произведения;
определять периодизацию башкирской литературы;
использовать основные теоретико-литературные понятия при анализе художественного произведения;
понимать основную идею литературного произведения и пересказывать содержание, выражать личное мнение и
отношение к тексту, к творчеству писателя;
выполнять творчески работы по изученному произведению.

8.5. Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К концу обучения в 11 классе
обучающийся научится:
определять основные закономерности литературно-исторического процесса и основные качества литературных
направлений и явлений;
при анализе литературного произведения использовать основные теоретико-литературные понятия;
понимать основную мысль и пересказывать содержание литературного произведения;
детально исследовать отдельные стороны художественного произведения, творчества писателя, литературного
периода, делать выводы;
аргументированно выражать личное отношение к тексту, к творчеству писателя;
выполнять творческие работы по изученному произведению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».