1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» (базовый уровень) (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родному (башкирскому) языку, родной (башкирский) язык, башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (башкирским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку. 2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (башкирского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. 3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования. 4. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения. 5. Пояснительная записка. 5.1. Программа по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической в создании помощи рабочей программы по учителю учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. 5.2. Программа на удовлетворение по родному потребностей (башкирскому) обучающихся в языку изучении направлена родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, а также на систематизацию знаний и коммуникативных навыков по родному (башкирскому) языку, полученных в предыдущих классах. В содержании программы по родному (башкирскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к грамматической структуре языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям родного языка с историей и культурой народа. Программа отражает социокультурный контекст существования башкирского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. 5.3. В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Речевая деятельность и культура речи» (направлена на формирование навыков речевого общения), «Основные сведения о языке. Разделы науки о языке» (направлена на формирование лингвистической компетенции обучающихся и включает разделы, отражающие структуру башкирского языка и особенности функционирования языковых единиц). 5.4. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей: совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на родном (башкирском) языке; применение полученных коммуникативных умений и навыков на практике; расширение знаний о специфике башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе. 5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). 6. Содержание обучения в 10 классе. 6.1. Основные сведения о языке. Башкирский язык среди других тюркских языков. Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан. Башкирское письмо. 6.2. Разделы науки о языке. 6.2.1. Фонетическая система башкирского языка. Закон сингармонизма. Структура слога в башкирском языке. Фонетические варианты слов. 6.2.2. Лексикология. Лексическое и грамматическое значение слова. 6.2.3 Морфология. Имя существительное. Грамматические категории имён существительных в башкирском и русском языках. Имя прилагательное. Степени имён прилагательных в башкирском языке. Качественные и относительные прилагательные в башкирском и русском языках. Имя числительное. Разряды имён числительных. Простые и сложные имена числительные. Способ образования сложных числительных в башкирском и русском языках. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксические функции местоимений. Глагол. Начальная форма глагола в башкирском языке. Лексико-грамматические группы глаголов. Самостоятельные и вспомогательные глаголы. Грамматические категории глагола. Глагольные формы: деепричастие, причастие, имя действия и инфинитив. Ударение. Особенности ударения в башкирском языке. Наречие. Семантические группы наречий. Степени наречий. Служебные слова: послелоги, союзы, частицы. 6.3. Речевая деятельность и культура речи. Речь. Культура речи. Орфоэпические нормы башкирского языка. Орфографические правила башкирского языка. Ударение в башкирском языке. Функционально-стилистическая окраска слова. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Особенности употребления морфологических единиц в речи: имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, залоговых форм глагола, форм времени глагола, служебных и эмоционально-экспрессивных слов. 7. Содержание обучения в 11 классе. 7.1. Разделы науки о языке. 7.1.1. Синтаксис. Объект и предмет синтаксиса. 7.1.2. Словосочетание. Словосочетание. Способы связи слов в башкирском языке: управление, примыкание, изафет, согласование. Особенности связи слов в башкирском и русском языках. 7.1.3. Предложение. Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Члены предложения. Способы определения членов предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Виды простых предложений. Структурно-семантические типы предложений. Виды односоставных предложений: определенно-личные предложения, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения, безличные предложения, назывные предложения. Порядок слов в простых предложениях. Функционально-коммуникативные и эмоциональные типы предложений. Осложнённые простые предложения. Сложные предложения. Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Виды сложносочинённых предложений: союзные предложения и бессоюзные предложения. Сложноподчинённые предложения. Типы сложноподчинённых предложений. Сложные синтаксические конструкции. Разновидности сложных синтаксических конструкций. Прямая и косвенная речь. 7.2. Речевая деятельность и культура речи. Синтаксическая норма. Нормы синтаксиса в простом и сложном предложениях. Порядок слов в предложении. Пунктуация в простом и сложном предложениях в башкирском языке. Простые и сложные предложения в связной речи. 8. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования. 8.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: семейной жизни эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (башкирскому) языку; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (башкирского) языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: в том числе сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (башкирскому языку), индивидуально и в группе. 8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (башкирскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; к достижению цели эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. 8.3. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. 8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. 8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять его различные интерпретации, виды преобразованию деятельности и по применению получению в нового различных учебных знания ситуациях, в том числе при создании учебных проектов; владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. 8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать при решении средства когнитивных, информационных коммуникативных и коммуникационных и организационных технологий задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. 8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению. 8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. 8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и и комбинированного выполнять взаимодействия, работу в в том по родному (башкирскому) языку; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. условиях числе реального, при выполнении виртуального проектов 8.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится: определять объект и предмет изучения морфологии; определять самостоятельные и служебные части речи, обозначать их функциональные признаки; объяснять особенности ударения в башкирском языке, комментировать просодические явления, возникающие при присоединении окончаний, в структуре сложного слова и в вопросительных местоимениях; определять грамматические категории имени существительного, правильно употреблять падежные формы имён существительных в речи; сравнивать варианты падежных окончаний башкирского языка с формами русского языка; определять в текстах имена существительные в категории принадлежности, сопоставлять способы выражения категории принадлежности в башкирском и русском языках; характеризовать имя прилагательное как часть речи в башкирском и русском языках, знать степени имён прилагательных (сравнительная, уменьшительная, превосходная) и правильно их употреблять в речи согласно коммуникативным целям; характеризовать основные признаки качественных и относительных прилагательных, обозначать функциональную особенность относительных прилагательных; определять лексико-грамматические признаки имён числительных, знать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, разделительные, приблизительные числительные) и использовать их в письменной и устной речи в соответствии нормами башкирского литературного языка; иметь представления о функционально-коммуникативной особенности местоимений, о разрядах местоимений (личные местоимения, указательные местоимения, вопросительные местоимения, определительные местоимения, неопределённые местоимения, отрицательные местоимения), употреблять местоимения в тексте в соответствии их значением; характеризовать глагол как сложную единицу морфологии, комментировать грамматические категории глагола; распознавать личные и безличные глаголы, самостоятельные и вспомогательные глаголы; правильно использовать глагольные формы; объяснять функциональную особенность служебных слов в связной речи. 8.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится: определять объект изучения и предмет синтаксиса; распознавать виды связи слов в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь), указывать типы синтаксической связи слов в предложении (согласование, управление, примыкание, изафет), сравнивать виды связи словв башкирском и русском языках; характеризовать строение предложения в башкирском языке; выделять главные члены предложения, анализировать порядок слов в предложении в башкирском и русском языках; выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и неоднородные члены, анализировать их функциональную особенность, использовать второстепенные члены предложения в речи в соответствии с их функциями; определять структурные и функциональные особенности односоставных и двусоставных предложений, нераспространённых и распространённых предложений, использовать их в устной и письменной речи для достижения коммуникативных целей; выявлять в тексте простые и сложные предложения, определять их различия; характеризовать основные признаки сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, выявлять в тексте их типы; распознавать в тексте сложные синтаксические конструкции, знать коммуникативную функцию данных конструкций; определять структурную и коммуникативную особенности прямой и косвенной речи и правильно использовать их в устной и письменной речи; комментировать основные орфографические и орфоэпические нормы современного башкирского литературного языка, распознавать типичные орфоэпические ошибки в современной речи, употреблять слова с учётом произносительных и стилистических вариантов орфоэпической нормы.