Рабочая программа. Родной (башкирский) язык. 10-11 кл.

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» (базовый уровень) (предметная область
«Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родному (башкирскому) языку, родной (башкирский) язык,
башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (башкирским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (башкирского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания
методической
в

создании

помощи
рабочей

программы

по

учителю
учебному

предмету,

ориентированной

на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
5.2. Программа
на

удовлетворение

по

родному

потребностей

(башкирскому)

обучающихся

в

языку
изучении

направлена
родного

языка

как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, а также на систематизацию знаний и коммуникативных навыков
по родному (башкирскому) языку, полученных в предыдущих классах.
В содержании программы по родному (башкирскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не
к

грамматической

структуре

языка,

а

к

вопросам

реализации

языковой

системы

в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям родного языка с историей и культурой народа. Программа

отражает социокультурный контекст существования башкирского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
5.3. В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Речевая
деятельность и культура речи» (направлена на формирование навыков речевого общения), «Основные сведения о языке. Разделы науки о
языке» (направлена на формирование лингвистической компетенции обучающихся и включает разделы, отражающие структуру
башкирского языка и особенности функционирования языковых единиц).
5.4. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей:
совершенствование

видов

речевой

деятельности,

коммуникативных

умений

и культуры речи на родном (башкирском) языке;
применение полученных коммуникативных умений и навыков на практике;
расширение знаний о специфике башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в
неделю),
в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
6. Содержание обучения в 10 классе.
6.1. Основные сведения о языке.
Башкирский язык среди других тюркских языков.
Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан.
Башкирское письмо.
6.2. Разделы науки о языке.

6.2.1. Фонетическая система башкирского языка. Закон сингармонизма. Структура слога в башкирском языке. Фонетические
варианты слов.
6.2.2. Лексикология. Лексическое и грамматическое значение слова.
6.2.3 Морфология.
Имя

существительное.

Грамматические

категории

имён

существительных

в башкирском и русском языках.
Имя прилагательное. Степени имён прилагательных в башкирском языке. Качественные и относительные прилагательные в
башкирском и русском языках.
Имя числительное. Разряды имён числительных. Простые и сложные имена числительные. Способ образования сложных
числительных в башкирском и русском языках.
Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксические функции местоимений.
Глагол. Начальная форма глагола в башкирском языке. Лексико-грамматические группы глаголов. Самостоятельные и
вспомогательные глаголы. Грамматические категории глагола.
Глагольные формы: деепричастие, причастие, имя действия и инфинитив.
Ударение. Особенности ударения в башкирском языке.
Наречие. Семантические группы наречий. Степени наречий.
Служебные слова: послелоги, союзы, частицы.
6.3. Речевая деятельность и культура речи.
Речь. Культура речи.
Орфоэпические нормы башкирского языка.
Орфографические правила башкирского языка.
Ударение в башкирском языке.

Функционально-стилистическая окраска слова.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова.
Особенности употребления морфологических единиц в речи: имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, залоговых форм глагола, форм времени глагола, служебных и эмоционально-экспрессивных слов.
7. Содержание обучения в 11 классе.
7.1. Разделы науки о языке.
7.1.1. Синтаксис. Объект и предмет синтаксиса.
7.1.2. Словосочетание.
Словосочетание. Способы связи слов в башкирском языке: управление, примыкание, изафет, согласование. Особенности связи слов в
башкирском
и русском языках.
7.1.3. Предложение.
Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения.
Члены предложения. Способы определения членов предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Односоставные и двусоставные предложения.
Виды простых предложений. Структурно-семантические типы предложений.
Виды односоставных предложений: определенно-личные предложения, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные
предложения, безличные предложения, назывные предложения.
Порядок слов в простых предложениях.
Функционально-коммуникативные и эмоциональные типы предложений.
Осложнённые простые предложения.

Сложные предложения.
Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Виды сложносочинённых предложений: союзные предложения и бессоюзные предложения.
Сложноподчинённые предложения. Типы сложноподчинённых предложений.
Сложные синтаксические конструкции. Разновидности сложных синтаксических конструкций.
Прямая и косвенная речь.
7.2. Речевая деятельность и культура речи.
Синтаксическая норма. Нормы синтаксиса в простом и сложном предложениях. Порядок слов в предложении.
Пунктуация в простом и сложном предложениях в башкирском языке.
Простые и сложные предложения в связной речи.
8. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования.
8.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и ответственного члена российского общества;
осознание

своих

конституционных

прав

и

обязанностей,

уважение

закона

и правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических

и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение

взаимодействовать

с

социальными

институтами

в

соответствии

с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной,

гордости

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому

и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей
в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:

семейной

жизни

эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

быта,

научного

и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость

в

значимости

для

личности

и

общества

отечественного

и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении

творческих

работ

по родному (башкирскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (башкирского) языка;
интерес

к

различным

сферам

профессиональной

деятельности,

к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:

в

том

числе

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе по родному (башкирскому языку), индивидуально и в группе.
8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (башкирскому) языку у
обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения
своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять
гибкость
и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней

мотивации,

включающей

стремление

и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

к

достижению

цели

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения

с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского
опыта.
8.3. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять

закономерности

и

противоречия

языковых

явлений,

данных

в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять
его

различные

интерпретации,

виды

преобразованию

деятельности
и

по

применению

получению

в

нового

различных

учебных

знания
ситуациях,

в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
8.3.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть

навыками

получения

информации,

в

том

числе

лингвистической,

из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
при

решении

средства
когнитивных,

информационных
коммуникативных

и

коммуникационных
и

организационных

технологий
задач

с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
8.3.4. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать

осознанный

выбор,

аргументировать

его,

брать

ответственность

за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
8.3.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

принятия

себя

и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать

качество

своего

вклада

и

вклада

каждого

участника

команды

в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать
и

и

комбинированного

выполнять
взаимодействия,

работу
в

в
том

по родному (башкирскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

условиях
числе

реального,
при

выполнении

виртуального
проектов

8.4. Предметные

результаты

изучения

родного

(башкирского)

языка.

К концу 10 класса обучающийся научится:
определять объект и предмет изучения морфологии;
определять самостоятельные и служебные части речи, обозначать их функциональные признаки;
объяснять особенности ударения в башкирском языке, комментировать просодические явления, возникающие при присоединении
окончаний, в структуре сложного слова и в вопросительных местоимениях;
определять грамматические категории имени существительного, правильно употреблять падежные формы имён существительных в
речи; сравнивать варианты падежных окончаний башкирского языка с формами русского языка;
определять в текстах имена существительные в категории принадлежности, сопоставлять способы выражения категории
принадлежности

в

башкирском

и русском языках;
характеризовать имя прилагательное как часть речи в башкирском и русском языках, знать степени имён прилагательных
(сравнительная, уменьшительная, превосходная) и правильно их употреблять в речи согласно коммуникативным целям;
характеризовать основные признаки качественных и относительных прилагательных, обозначать функциональную особенность
относительных прилагательных;
определять лексико-грамматические признаки имён числительных, знать разряды числительных (количественные, порядковые,
собирательные,

разделительные,

приблизительные

числительные)

и

использовать

их

в

письменной

и устной речи в соответствии нормами башкирского литературного языка;
иметь представления о функционально-коммуникативной особенности местоимений, о разрядах местоимений (личные местоимения,
указательные местоимения, вопросительные местоимения, определительные местоимения, неопределённые местоимения, отрицательные
местоимения), употреблять местоимения в тексте в соответствии их значением;
характеризовать глагол как сложную единицу морфологии, комментировать грамматические категории глагола;

распознавать

личные

и

безличные

глаголы,

самостоятельные

и вспомогательные глаголы;
правильно использовать глагольные формы;
объяснять функциональную особенность служебных слов в связной речи.
8.5. Предметные

результаты

изучения

родного

(башкирского)

языка.

К концу 11 класса обучающийся научится:
определять объект изучения и предмет синтаксиса;
распознавать виды связи слов в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь), указывать типы синтаксической связи
слов в предложении (согласование, управление, примыкание, изафет), сравнивать виды связи словв башкирском и русском языках;
характеризовать строение предложения в башкирском языке; выделять главные члены предложения, анализировать порядок слов в
предложении
в башкирском и русском языках;
выделять

второстепенные

члены

предложения,

указывать

однородные

и неоднородные члены, анализировать их функциональную особенность, использовать второстепенные члены предложения в речи в
соответствии
с их функциями;
определять структурные и функциональные особенности односоставных и двусоставных предложений, нераспространённых и
распространённых предложений, использовать их в устной и письменной речи для достижения коммуникативных целей;
выявлять в тексте простые и сложные предложения, определять их различия;
характеризовать

основные

признаки

сложносочинённых

и сложноподчинённых предложений, выявлять в тексте их типы;
распознавать в тексте сложные синтаксические конструкции, знать коммуникативную функцию данных конструкций;

определять

структурную

и

коммуникативную

особенности

прямой

и косвенной речи и правильно использовать их в устной и письменной речи;
комментировать основные орфографические и орфоэпические нормы современного башкирского литературного языка, распознавать
типичные орфоэпические ошибки в современной речи, употреблять слова с учётом произносительных и стилистических вариантов
орфоэпической нормы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».