Рабочая программа. Татарская литература. 5-9 кл.

Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения
по общему образованию
(Протокол № 3/22 от 23.06.2022)

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработчики:
Д. М.,
к. фил. н.,
научный сотрудник
языка, литературы и
им. Г. Ибрагимова
наук
Республики

Абдуллина
ведущий
Института
искусства
Академии
Татарстан;
Мухарлямова Г. Н., к. фил. н., зав.
отд. национального образования
Института языка, литературы и
искусства им. Г. Ибрагимова
Академии
наук
Республики
Татарстан

Казань, 2022 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 4
Общая характеристика учебного предмета «Родная (татарская) литература» . 5
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (татарская) литература» 6
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного
предмета «Родная (татарская) литература» .......................................................... 7
Место учебного предмета «Родная (татарская) литература» в учебном плане 8
СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

(ТАТАРСКАЯ)

ЛИТЕРАТУРА» ........................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
5 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
6 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
7 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
8 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
9 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................ 14
Личностные результаты........................................................................................ 14
Метапредметные результаты ............................................................................... 19
Предметные результаты ....................................................................................... 24
5 класс ..................................................................................................................... 25
6 класс ..................................................................................................................... 26
7 класс ..................................................................................................................... 26
8 класс ..................................................................................................................... 27
9 класс ..................................................................................................................... 28
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............................................................. 29
5 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
6 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
7 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
8 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
2

9 класс ........................................ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................... 36
Приложение 1 ........................................................................................................ 54
Приложение 2 ........................................................................................................ 59

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (татарская)
литература» для 5–9 классов основного общего образования (далее –
Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся

средствами

учебного

предмета

«Родная

(татарская)

литература».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования (утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная

программа

воспитания

(одобрена

решением

федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол №2/220 от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция

преподавания

родных

языков

народов

России

(утверждена решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября
2019 года № ПК-3ВН).
Программа разработана для организаций, реализующих программы
основного общего образования, и направлена на оказание методической

4

помощи учителям, реализующим предметную область «Родной язык и
родная литература».
В

основе

Программы

лежит

системно-деятельностный

подход,

являющийся методологией федерального государственного образовательного
стандарта.

Программа

ориентирована

на

целевые

приоритеты,

сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить
основой для составления рабочих программ по учебному предмету «Родная
(татарская) литература». Авторы рабочих программ могут предложить
собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Общая характеристика учебного предмета «Родная (татарская)
литература»
Татарская литература, являясь носительницей важных культурных
ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует
познанию и усвоению жизненной философии татарского народа, участвует в
формировании

национального

самосознания,

самоидентификации

и

общероссийского гражданского сознания обучающихся.
Предмет «Родная (татарская) литература» выступает одним из
основных предметов гуманитарного образования, определяющих уровень
интеллектуального
Изучение

родной

и

нравственно-эстетического

литературы

способствует

развития
познанию

личности.
жизни

и

моделированию действительности, создает при помощи изобразительновыразительных

средств

художественную

картину

мира

и

вызывает

определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального
воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя,
осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а
также формирование потребности в систематическом чтении как средстве
5

познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает
постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие
навыков интерпретации и анализа с опорой на принципы единства
художественной формы и содержания; создание условий для развития
национального

самосознания,

приобретения

системных

осознания

знаний

об

этнической
истории,

принадлежности,
языке,

культуре,

мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими
учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом
«Родной (татарский) язык» и «Литература».
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родная (татарская)
литература»
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения
к родной (татарской) литературе как существенной части родной культуры,
приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям своего
народа,

а

использовать

также
свою

формирование

грамотного

читательскую

деятельность

читателя,
как

способного

средство

для

анализировать

и

самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
–

развитие

умений

комментировать,

интерпретировать художественный текст;
–

приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как

искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа,
ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
–

знакомство с татарским литературным процессом и осознание его

связи с историческим процессом;

6

–

развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и

письменной диалогической и монологической речи на татарском языке);
–

формирование читательского кругозора;

–

формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;

–

развитие способностей к творческой деятельности на родном

(татарском) языке;
–

овладение общеучебными умениями и универсальными учебными

действиями.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы
учебного предмета «Родная (татарская) литература»
Содержание учебного предмета «Родная (татарская) литература»
представлено в программе разделами:
 «Устное народное творчество» (изучение таких произведений
устного народного творчества, как сказки (волшебные, бытовые, сказки о
животных), мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного
творчества (загадки, пословицы и поговорки), татарские народные песни,
дастаны, баиты; татарский фольклор представлен в 5–7 классах);
 «Татарская литература по периодам» (рассмотрение литературного
произведения как самостоятельного произведения искусства и как одного из
звеньев в сложном литературном процессе; изучение татарской литературы в
соответствии с этапами ее развития, начиная со средневековой литературы,
литературы XVIII века, XIX–XX веков и заканчивая современной татарской
литературой; наблюдение за воспроизведением исторических событий в
родной литературе, расширение представлений о роли татарской литературы
в историческом процессе);


«Теория литературы» (освоение теоретико-литературных понятий в

процессе изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение
проблемы рода и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной
связью между временем и формами искусства; в 5 классе на примере
7

отдельных произведений изучаются особенности прозы, лирики и драмы; в 6
классе рассматриваются приемы создания образности в произведениях
лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических, драматических
произведениях,

а

также

в

произведениях

фантастического,

автобиографического характера; в 7-8-9 классах обучающиеся познают
жанровые характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и
лиро-эпических произведений).
Место учебного предмета «Родная (татарская) литература» в
учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Родная
литература» входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература»
отводится 1 час в неделю 5 классе основного общего образования.В 6,7,8
классах отводится 2 часа в неделю основного общего образования.А в 9
классе отводится 3 часа в неделю основного общего образования. Общее
количество часов на пять лет обучения с 5 по 9 класс ориентировочно
составляет 175 часов, по 35часов в 5классе,70часов в 6,7,8 классах,105 часов
в 9 классе.
Образовательное

учреждение

вправе

самостоятельно

увеличить

количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов
части плана, формируемой участниками образовательных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Класс: 5
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Учебник: Залялиева М. Ш., Адгамова Г. М., Сибгатуллина Д. Ш. Литература
Учебник - хрестоматия для 5 класса основного общего образования.
8

Казань. Издательство «Магариф». 2020
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоения каждой темы
Кол-во
Раздел

часов

В том числе
по р/р

Устное народное творчество

12

1

Абдулла Алиш

4

1

Габдулла Тукай

6

1

Фатих Амирхан

2

1

Галимжан Ибрагимов

4

1

Хади Такташ

3

1

Амирхан Еники

4

Гадел Кутуй

3

Муса Джалил

3

Фатих Карим

2

Мутай Карим

4

Шаукат Галиев

2

Габит Сабитов

3

Н.Исянбет

3

1

1

Местный компонент

2

Внеклассное чтение

5

Итого:

55

Класс: 6
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Учебник: Ганиева Ф. А.,Гилязов И. Г.,Исламов Ф.Ф. Литература
9

15

Учебник- хрестоматия для 6 класса основного общего образования татарской
средней общеобразовательной школы
Казань. Издательство «Магариф». 2020
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоения каждой темы
Кол-во
Раздел

часов

В том числе по
р/р,внеклас.чт.

Устное народное творчество

4

Галиасгар Камал

3

Сагит Рамиев

2

1

Ахмат Файзи

5

2

Хасан Туфан

5

Галимжан Ибрагимов

4

1/1

Гариф Губай

3

1

Ильдар Юзеев

2

Ибрагим Гази

4

1

Чингиз Айтматов

4

1

Р.Минуллин

3

Лабиба Ихсанова

3

1/1

Мухаммад Магдиев

5

1/1

Фанис Яруллин

3

3/1

Резерв

1

Итого:

51

Класс: 7
10

1/2

19

Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Учебник: Хатипов Ф. М., Галимуллин Ф. Г. Литература
Учебник- хрестоматия по татарской литературе для 7 класса основного
общего образования .
Казань. Издательство «Магариф». 2020
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоения каждой темы
Кол-во
Раздел

часов

В том числе по
р/р,внекласс.чт.

Устное народное творчество

4

0/1

Каюм Насири

2

1

Габдулла Тукай

3

Гаяз Исхаки

2

Дардеманд

2

Хади Такташ

2

Карим Тинчурин

3

1

Мирсай Амир

5

2/1конт.р3

Сибгат Хаким

3

Фатих Хусни

4

2/1

Фатих Карим

2

2/1

Амирхан Еники

4

1

Нури Арсланов

2

Гариф Ахунов

4

Хасан Сарьян

4

Контрольная работа №2

1

3/2
1/1

Итоговой,резерв

2
11

Итого:

70

Класс 8
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Учебник: Ахмадуллин А. Г., Ганиева Ф. А.. Литература
Учебник- хрестоматия для 8 класса основного общего образования
Казань. Издательство «Магариф». 2020
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоения каждой темы
Кол-во
Раздел

часов

В том числе по
р/р,внеклас.чт.

Устное народное творчество. Дастан «Идегай».

3

Фатих Карими

2

1

Мирхайдар Файзи

5

1/1

Шариф Камал

4

1

Хади Такташ

3

2/1

Гумар Баширов

4

1/1

Муса Джалил

4

1

Нурихан Фаттах

6

1/1

Туфан Минуллин

3

1

Аяз Гиляжев

5

1/1

Сажида Сулеймановна

4

0/1

М.Юныс

3

2

Контрольная работа

3
12

Закрепление

1

Резерв урок

1

Итого:

52

13

18

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты

изучения

учебного

предмета

«Родная

(татарская)

литература» в составе предметной области «Родной язык и литература»
соответствуют

требованиям

образовательной

к

программы

сформулированным

в

результатам
основного

Федеральном

освоения
общего

государственном

основной
образования,

образовательном

стандарте основного общего образования.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» на
уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
реализующей

программы

основного

общего

образования,

местного

сообщества, родного края, страны;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию

и

взаимопомощи,
14

активное

участие

в

школьном

самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
 готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков;
 активное

неприятие

асоциальных

поступков,

свобода

и

ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
 восприимчивость

к

разным

видам искусства, традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
 осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
15

 стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
 способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям

и

меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

16

 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
17

личностные

результаты,

обеспечивающие

адаптацию

обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
 способность

обучающихся

ко

взаимодействию

в

условиях

неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
 навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
 умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития;
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
 способность

обучающихся

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
18

оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» в 5–9
классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

познавательными действиями:
базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
 самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
19

 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить
несложный
особенностей

по

самостоятельно

эксперимент,
объекта

небольшое
изучения,

составленному

исследование

по

плану

опыт,

установлению

причинно-следственных

связей

и

зависимостей объектов между собой;
 оценивать

на

применимость

и

достоверность

информации,

полученной в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
—

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и

отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
—

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;
—

находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
—

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинаци ями;
—

оценивать надежность информации по критериям, предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
—

эффективно запоминать и систематизировать информацию;

—

соблюдать правила информационной безопасности при поиске
20

информации в Интернете.
В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература» в 5–9
классах обучающийся овладеет универсальными учебными учебными
коммуникативными действиями:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме фор мулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач пре
зентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
 понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;

21

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою
роль

(с

учетом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5–9
классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными
действиями:
cамоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
 ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
22

 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
cамоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;


объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
23

 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература» в 5–9
классах обеспечивает:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание

родной

литературы

как

одной

из

основных

национально-культурных ценностей народа, особого способа познания
жизни;
 обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного,

сознательно

планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на

основе

понимания

художественного

текста

принципиальных
от

научного,

отличий

делового,

литературного

публицистического;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину

24

жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты по классам
5 класс
Обучающийся научится:
–

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты

в рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание
произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
–

различать

основные

жанры

фольклора

и

художественной

литературы (фольклорная и литературная сказка, миф, загадка, пословица,
поговорка, предание, легенда, баит, дастан, басня, рассказ, повесть,
лирическое стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты от
поэтических;
–

эмоционально

откликаться

на

прочитанное,

делиться

впечатлениями о произведении;
–

определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных

произведений;
–

формулировать вопросы по содержанию произведений;

–

участвовать в обсуждении прочитанного;

–

обосновывать свои суждения с опорой на текст;

–

характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;

–

пересказывать художественный текст (подробно, сжато);

–

составлять простой план художественного произведения;

–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при

анализе художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея,
юмор и др.);
–

создавать собственный письменный текст: давать развернутый

ответ на вопрос (объемом не менее 20–30 слов), связанный со знанием и
пониманием литературного произведения.
25

6 класс
Обучающийся научится:
–

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты

в рамках программы;
–

определять

и

формулировать

тему,

идею,

проблематику

прочитанных произведений;
–

характеризовать литературного героя, создавать его словесный

портрет на основе авторского описания и художественных деталей;
–

сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и

контрасту;
–

формулировать свою точку зрения и понимать смысл других

суждений;
–

пересказывать художественный текст, используя разные виды

пересказа (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
–

составлять простой план художественного произведения, в том

числе цитатный;
–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при

анализе художественного текста (образ автора, лирическое «я», проблема,
пейзаж, психологизм, характер, тип, метафора и др.);
–

писать сочинение по личным впечатлениям, по картине и по

предложенной тематике.
7 класс
Обучающийся научится:
–

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты

в рамках программы;
–

определять и формулировать проблему прочитанных произведений;

–

соотносить содержание и проблему художественных произведений;

–

характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние

качества, поступки и отношения с другими героями;
26

–

анализировать произведение, используя изученные теоретико-

литературные понятия при анализе художественного текста (рассказ,
повесть, роман, жанры лирики, комедия, драма, сюжет, диалог, монолог,
композиция, художественное время и пространство и др.);
–

определять род и жанр литературного произведения;

–

выявлять характер конфликта в произведении;

–

писать сочинения по предложенной литературной тематике (с

опорой на одно произведение).
8 класс
Обучающийся научится:
–

характеризовать факты из биографии писателя и сведения об

историко-культурном контексте его творчества;
–

определять и формулировать тематику, проблематику и идейное

содержание прочитанных произведений;
–

анализировать литературное произведение; определять род и жанр

литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его
содержания и формы; характеризовать в произведениях конфликт (внешний
и внутренний);
–

характеризовать особенности строения сюжета и композиции;

определять стадии развития действия в художественных произведениях;
–

определять

роль

художественной

детали,

выявлять

ее

художественную функцию, определять роль пейзажа и интерьера в
произведении;
–

выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте

художественные средства и характеризовать их роль в литературном
произведении;
–

участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою

точку зрения, аргументированно ее отстаивать, понимать смысл других
суждений;
27

–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при

анализе художественного текста (просветительский реализм, реалистическая
проза, символ и др.);
–

писать сочинение по предложенной литературной тематике (с

опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя).
9 класс
Обучающийся научится:
–

соотносить

содержание

и

проблематику

художественных

произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой;
выделять основные этапы историко-литературного процесса;
–

характеризовать особенности строения сюжета и композиции,

конфликта;
–

выявлять в художественном произведении и различать позиции

героев, повествователей;
–

воспринимать литературное произведение как художественное

высказывание автора, выявлять авторскую позицию;
–

использовать изученные теоретико-литературные понятия при

анализе художественного текста (хронотоп, эпиграф, авторская позиция,
образы-вещи, собирательный образ, портрет и др.);
–

писать сочинение по предложенной литературной тематике (с

опорой на одно или несколько произведений одного писателя, произведения
разных писателей).

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс 68 ч.
№
урока
1

Предполагаемая
дата проведения
1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

10

Габдулла Тукай “ Әллүки”.. Туган авыл”, “ Туган тел”.

Внеклассное чтение №2 Г.Тукай” Туган авыл”, “ Туган тел”.
Г.Камал.Жизнь и творчество.

8
9

Р.р №1.Татарские народные песни.”Ай былбылым”,“ Сабан туе”,“Шома бас”.

Габдулла Тукай “ Өзелгән өмет”,”Тәфтиләү”

6
7

Введение. Устное народное творчество. Понятие о песнях. “Гөлҗамал”, “ Көзге ачы
җилләрдә”.

Внеклассное чтение.№1 Народные песни.”Ашказар” ,”Әпипә”,”Иске кара
урман”,”Азамат”,”Сандугач”.

4
5

Содержание.

Татарские народные песни. “ Туган ил”, “ Яшә Зөбәйдә мин яшим”.

2
3

Фактическая
дата
проведения

5неделя

Г.Камал. Комедия « Беренче театр»
Г.Камал Комедия «Беренче театр»

29

Примечания

11

6неделя

С. Рамиев Сихотворения « Уку», « Авыл», « Мин»

12
13

7неделя

8неделя

1неделя 2чет.

2нед.

3неделя

4неделя

5неделя

28

Х.Туфан « Аралагыз мине», « Алмаз».
Г.Ибрагимов . Жизнь и творчество.Рассказ « Кызыл чәчәкләр».

26
27

Х.Туфан « Каеннар сары иде», «Илдә ниләр бар икән?», «Чәчәкләр китерегез
Тукайга», Строфа..
Х.Туфан « Киек казлар», «Кайсыгызнын кулы жылы?»

24
25

Хасан Туфан. Жизнь и творчество.
Х.Туфан. «Гөлләр инде яфрак яралар», « Моабитны күрдем төшемдә»,»Иртәләремкичләрем».

22
23

Р.р.№2 Сочинение « Бәләкәй Апуш ничек зур Тукай булды?»
Контрольная работа по творчеству Габдуллы Тукая

20
21

А.Фаизи Роман « Тукай».
Урок обобщение по роману « Тукай».

18
19

А.Файзи Роман « Тукай».
А. Фаизи Роман « Тукай».

16
17

Внеклассное чтение.№3 М.Карим Повесть “ Өч таган”.
Ахмет Фаизи. Жизнь и творчество.

14
15

Сагит Рамиев. Жизнь и творчество.

6неделя

Г.Ибрагимов. Рассказ «Кызыл чәчәкләр».
Г.Ибрагимов Рассказ « Кызыл чәчәкләр»
30

неделя

29

7неделя

Урок-обобщение Г.Ибрагимов «Кызыл чәчәкләр».
Сочинение «Кеше язмышы- узе бер жыр»

30
31

8неделя

Внеклассное чтение №4Г.Ибрагимов “Көтүчеләр”.

32

2четв.

Гариф Губай.Жизнь и творчество

33

1 неделя

Г.Губай .Повесть « Маякчы кызы».
Г.Губай Повесть « Маякчы кызы».

34
35

2неделя

Илдар Юзеев. Жизнь и творчество. «Бакчачы турында баллада».

36
37

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

7неделя

Ч.Айтматов Повесть « Беренче мөгаллим»
Урок –обобщение . Повесть « Беренче мөгаллим»

46
47

Чингиз Айтматов. Жизнь и творчество.
Ч.Айтматов Повесть « Беренче мөгаллим»

44
45

И.Гази. Рассказ «Өч Мәхмүт».
Р.Р.№6 Сочинение « Мин нинди кеше?»

42
43

И.Гази Рассказ « Мәүлия нигә көлде?”
И.Гази. Рассказ « Өч Мәхмүт».

40
41

И.Юзеев «Йолдыз кашка турында баллада».
И.Гази .Жизнь т творчество.Рассказ « Мәүлия нигә көлде?”

38
39

Р.р.№5Сочинение « Характеристика на образ Ильсояр».

8неделя

Р.р.№7Сочинение «Яхшылык жирдә ятмый.»
31

Р.Минуллин. Жизнь и тврчество. «Энекәш кирәк миңа!».

48

49

9неделя

Р.Минуллин. «Батырлык эшләр идем». «Шундый минем туган ягым», «Кайтыйк ла
үзебезгә».

50
51

Р.Минуллин «Әни,мин көчек күрдем», «Кунак егетләр».

10неделя

Лабиба Ихсанова. Жизнь и творчество.Повесть « Наиль белән Фаиль»
Лабиба Ихсанова Повесть « Наиль белән Фаиль»

52
53

11
неделя3четверть

Л.Ихсанова.Повесть «Наил белан Фаил».

54

11неделя

Р.р.№8 Сочинение « Минем дусларым».

55

1неделя

Внеклассное чтение.№5 Г.Якупова « Кызыл китап аманаты»
М.Магдиев. Жизнь и творчество.

56
57

2неделя

М.Магдиев Повесть « Без – 41 нче елбалалары»

58
59

3неделя

62

М.Магдиев Повесть « Без – 41 нче елбалалары»
Урок-обобщение. М.Магдиев « Без – 41 нче ел балалары»

60
61

М.Магдиев Повесть « Без – 41 нче ел балалары.»

4неделя

Р.р.№9Сочинение « Сугыш чоры балалары»

Ф.Яруллин Жизнь и творчество « Ин гүзәл кеше икәнсез!», «Әйбәт тә минем
32

әби».«Гайни»,»Ялкау ялы»
63

5неделя

Р.р.№10 Сочинение « Мин әбиемә нинди мәшәкатьләр тудырам”
Ф.Яруллин Рассказ « Ак төнбоек».

64
65

6неделя

Ф.Яруллин Рассказ « Ак төнбоек».
Внеклассное чтение №6 Н.Салимов “ Урак өсте”

66
67

7неделя

Контрольная работа №2
Повторительно – обобщающий урок

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс 35ч.

№
урока

Предполагаемая
дата проведения

Фактическая
дата
проведения

Содержание.
Введение.

1

1неделя

Устное народное творчество. Сказка « Таңбатыр»

2

2неделя

Внеклассное чтение. Сказка « Гөлчәчәк»,»Үги кыз “

3

3неделя

Анекдоты. Фольклор Гафурийского языка

4

4неделя

Абдулла Алиш. Жизнь и творчество. Сказка « Сертотмас үрдәк», «Нечкәбил”,”Койрыклар”

33

Примечания

5

5неделя

Габдулла Тукай. Автобиографик повесть « Исемдә калганнар».

6

6неделя

Урок-обобщение.Творческая работа по картине М.Казакова « Ул үксез бала шул».

7.

7неделя

Габдулла Тукай . Поэма «Шүрәле».”Пар ат”

8. 1 чет.

8неделя

Фатих Амирхан. Жизнь и творчество. Рассказ « Нәҗип » 1,8 разделы

1

1неделя

Г.Ибрагимов. Жизнь и творчество. Рассказ « Алмачуар» 8-20 разделы.

2

2неделя

Х.Такташ.Жизнь и творчество. Стихотворение «Ак чәчкәләр», «Урман», «Караборынның
дусты “

3

3неделя

Х.Такташ. Рассказ « Караборыннын дусты»

4

4неделя

Амирхан Еники .Жизнь и творчество. Рассказ « Курай»

5

5неделя

Гадель Кутуй. Насер « Сагыну».

6

6неделя

Г.Кутуй . Рассказ « Рүстәм мажаралары»

7

7неделя

Г.Кутуй. Рассказ « Рүстәм мажаралары».

8 2чет.

8неделя

Муса Джалиль. Жизнь и творчество.

1

1неделя

М.Джалиль. « Ана байрамы», «Кызыл ромашка».

2

2неделя

М.Джалиль « Жырларым» Выразительное чтение.

3

3неделя

Фатих Карим. Поэма « Үлем уены»

4

4неделя

Ф.Карим. «Кыр казы», «Сибәли да сибәли», « Кыр казы».

5

5неделя

Внеклассное чтение. Шуточные стихотворения Н.Салимова.

6

6неделя

Мустай Карим. Повесть « Озын-озак балачак»,Раздел «Кеше тудыру»

34

1четверть

2 четверть

7

7неделя

М.Карим. «Искәндәр Әскат»бүлеге.

8

8неделя

М.Карим. «Искәндәр Әскат» бүлеге.

9

9неделя

Творческая работа по повести «Озын-озак балачак».

10

10неделя

Ш.Галиев. Жизнь и творчество. Рассказ « Шәвәли мажаралары».

11.3ч.

11неделя

Ш.Галиев.Рассказ « Шәвәли мажаралары».

1

1неделя

Габит Сабитов Творческий путь. Рассказ « Ярсулы яз».

1

2неделя

Габит Сабитов. Рассказ « Ярсулы яз».

2

3неделя

Н .Исянбет .Жизнь и творчество. Комедия « Х.Насретдин».

3

4неделя

Н.Исянбет.Комедия « Х.Насретдин»

4

5неделя

Н.Исянбет.Комедия « Х.Насретдин

6

6неделя

Р.рПутешествие в журнал«Әллүки”. «Аманат», «Тулпар»

7

7неделя

Повторительно-обобщающий урок.Контрольная работа

8

8неделя

Резервный урок

35

3четверть

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс 68ч.

№
урока
1

Предполагаемая
дата проведения
1неделя

3неделя

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

Г.Тукай. Поэма « Печән базары, яхут Яна Кисекбаш»

Г.Тукай Поэма « Печән базары,Яхут Яна Кисекбаш» Гипербола.
Г. Исхаки Жизнь и творчество. Рассказ « Кәҗүл читек».

12
13

К.Насири. Повесть “ Абугалисина”.

Г.Тукай Поэма « Печән базары, Яхут Яна Кисекбаш».

10
11

Внеклассное чтение. Легенда “ Сак белан сок”

Р.р.Сочинение “ Белем алу- энә белән кое казу”.

8
9

Легенда “ Сөембикә”

К.Насири. Жизнь и творчество..

6
7

Устное народное творчество. Татарские народные пословицы.

Легенда “ Сөембикә”

4
5

Содержание.

Пословицы других народов..

2
3

Фактическая
дата
проведения

7неделя

Г.Исхакый Рассказ « Кәҗүл читек».
36

Примечания

Дардеманд. Жизнь и творчество. «Кораб»

14
15

8неделя

Дардеманд. «Рәсем», «Жәй утте», « Видагь»

16

1чет.

Хади Такташ. Жизнь и творчество. «Мокамай»

17

1неделя.

Х.Такташ.Стихотворение « Мокамай».
К.Тинчурин.Жизнь и творчество.

18
19

2неделя

К.Тинчурин Рассказ « Бүре зәхмәте».

20
21

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

7неделя

Р.р. Журнал «Әллүки”,”Тулпар”
С.Хаким. Жизнь и творчество. « Юксыну», «Әнкәй», «Клиндерләр
эзлим».

30
31

Р.р.Контрольная работа №1
Р.р.Сочинение « Артыкбикә образына характеристика»

28
29

М.Амир Повесть « Агыйдел»
М.Амир Повесть « Агыйдел»

26
27

М.Амир Повесть « Агыйдел»
М.Амир Повесть « Агыйдел»

24
25

Р.р.Сочинение. « Явызлык явызлык тудыра»
М.Амир. Жизнь и творчество. Повесть « Агыйдел»

22
23

К.Тинчурин .Рассказ « Мәдрәсәдә беренче көн»

8неделя

С.Хаким.Стихотворение « Тегермән стенасындагы язулар»

37

По 30.12 2четверть

32

2чет.

С.Хаким Стихотворение «Һәйкәл урынында уйланулар».

33

1неделя

Фатих Хусни. Жизнь и творчество. Повесть « Йөзек кашы»
Ф.Хусни Повесть « Йөзек кашы»

34
35

2неделя

Ф.Хусни. Повесть « Йөзек кашы»

36
37

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

7неделя

48

Внеклассное чтение. Амир Аминев «Сөңгел».
Амирхан Еники. Жизнь и творчеств.о.« Әйтелмәгән
васыять»Пейзаж

46
47

Р.р.Ф.Карим « Кынгыраулы яшел гармунь»
Р.р.Ф.Карим. Отрывки из « Сөйләр сүзләр бик куп
алар»,Кыңгыраулы яшел гармун».Выразительное чтение.

44
45

Фатих Карим. Жизнь и творчество.Стихотворение «Ант»
Ф.Карим. « Сөйләр сүзләр бик күп алар», «Ватаным өчен».

42
43

Внеклассное чтение. М.Гафури « Ярлылар».
Р.р.Выразительное чтение. Х.Туфан « Чәчәкләр китерегез
Тукайга»

40
41

Р.р. Урок-диспут « Минем холкым – минем язмышым».
Р.р.Сочинение « Минем холкым»

38
39

Ф.Хусни. Повесть « Йөзек кашы»

8неделя

А.Еники Рассказ “ Әйтелмәгән васыять”.
А.Еники.Рассказ “ Әйтелмәгән васыять”.

38

3 четверть

49

9неделя

Р.р .Контрольное сочинение « Акъәби нәрсәгә борчыла?»

50
51

10неделя

11неделя

54
55

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

68

Г.Ахунов. Повесть « Артышлы тау буенда».

Хасан Саръян.Жизнь и творчество

Хасан Саръян « Бер ананың биш улы».

Р.р.Х.Саръян «Бер ананың биш улы» Образ
рассказчика.Понятие о теме.

Р.р.Сочинение «Эчкән кеше – беткән кеше”
Рр.Контрольная работа №2

66
67

2

Р.р. Урок-диспут «Исән булса,Хәвәдискә яшәү жиңел булыр
идеме?

62
63

Гариф Ахунов. Повесть «Артышлы тау буенда»

Хасан Саръян « Бер ананың биш улы.»

60
61

1

Хасан Саръян « Бер ананың биш улы».

58
59

Гариф Ахунов. Жизнь и творчество.

Урок-обобщение по повести « Артышлы тау буенда»

56
57

Нури Арсланов Жизнь и творчество
Нури Арсланов « Яз», « Тәлгәш-тәлгәш миләш»

52
53

А.Еники « Әйтелмәгән васыять» Образ Акъәби.» Проблема.

7неделя

Р.р.Журналы “Әллүки”,”Тулпар”
Повторительно-обобщающий урок
39

16.

ТЕМ АТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС 68ч.
Предполагаемая Фактическая
№урока дата
дата
проведения
проведения

1

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

10

Фатих Карими Рассказ “ Салих бабайның өйләнүе”

М.Фаизи Жизнь и творчество Драма « Галиябану»
М.Фаизи Драма « Галиябану»

8
9

Дастан – Басня « Идегәй”

Р.р.Сочинение «Начар гадәтләр яшьтән башлана»

6
7

Устное народное творчество Дастан - Басня

Фатих Карими Жизнь и творчество Рассказ “ Салих бабайның
өйләнүе”

4

5

Содержание тем

Дастан -Басня « Идегәй»

2
3

Примечание

5неделя

М.Фаизи Драма « Галиябану»
М.Фаизи Драма « Галиябану»

40

11

6неделя

Внеклассное чтение Г.Якупова “Магаш тавышы”

12
13

7неделя

8неделя

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Р.р.Сочинение “Киләчәк буын егетеннән яки кызыннан хат”
Внеклассное чтение Садри Жалял Рассказ “Дим буенда”

24
25

Х.Такташ Поэма « Киләчәккә хатлар»
Р.р.Выразительное чтение Хади Такташ «Алсу»

22
23

Хади Такташ Жизнь и творчество Поэма «Алсу»
Хади Такташ Поэма «Алсу»

20
21

Урок-обобщение Ш.Камал Повесть « Акчарлаклар»
Сочинение « Әсәрдә символик образлар»

18
19

Шариф Камал Повесть « Акчарлаклар»
Шариф Камал Повесть « Акчарлаклар»

16
17

Контрольная работа №1
Шариф Камал Жизнь и творчество Повесть”Акчарлаклар”

14
15

Р.р.Сочинение “ Галиябану һәм Хәлил – иске гадәт – йола
корбаннары”

5неделя

Г.Баширов Жизнь и творчество
41

Г.Баширов Автобиографик повесть «Туган ягым-яшел бишек»

26
27

6неделя

Г.Баширов Повесть“ Туган ягым – яшел бишек”

28
29

7неделя

8неделя

1неделя

2неделя

3 неделя

40

М.Джалиль Баллада « Сандугач һәм чишмә”
Контрольная работа №3 по творчеству М.Джалила

38
39

Муса Джалиль Стихотворение Сонгы жыр» ,«Серле йомгак»
М.Джалиль Баллада « Сандугач һәм чишмә”

36
37

Внеклассное чтение М.Гафури Повесть “Кара йөзләр”
Муса Джалиь Жизнь и творчество Стихотворение « Тик булса иде
ирек»

34

35

Р.Р.Сочинение «Халкымның күнел байлыгы»
Контрольная работа №2 по творчеству М.Карима

32
33

Р.р.Г.Баширов Повесть“ Туган ягым – яшел бишек”
Р.р.Г.Баширов Повесть“ Туган ягым – яшел бишек”

30
31

Г.Баширов Повесть “ Туган ягым – яшел бишек”

4неделя

Р.р. Сочинение “ Таң җырчысы”
Нурихан Фаттах Жизнь и творчество Роман « Идел суы ага
42

торур»
41

5неделя

Н.Фаттах Исторический роман « Идел суы ака торур»

42
43

6неделя

7неделя

8неделя

9неделя

10неделя

54.3ч.

Аяз Гиляжев Жихнь и творчество Повесть «Язгы карваннар»
Аяз Гиляжев Повесть «Язгы карваннар»

52
53.

Туфан Миннуллин Комедия “ Бәхетле кияү”
Р.р. Сочинение “Табигатьтән килгән мәрхәмәт”

50
51

Туфан Миннуллин Творчество Комедия “ Бәхетле кияү”
Туфан Миннуллин Комедия “ Бәхетле кияү”

48
49

Сочинение « Тарихлардан килгән хакыйкать»
Внеклассное чтение Творчество М.Гафури Повесть
“Шагыйрьнең алтын прискасында”

46

47

Н.Фаттах Исторический роман « Идел суы ака торур»
Обобщение Н.Фаттах Роман « Идел суы ака торур»

44
45

Н.Фаттах Исторический роман « Идел суы ака торур»

11неделя

Аяз Гиляжев Повесть « Язгы карваннар»
Аяз гиляжев Повесть «Язгы карваннар»
43

55

1неделя

Р.р.Сочинение “ Кешеләрне шатландыру - үзе бәхет”

56
57

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

68

Р.р.Сочинение “ Бөеклек – аналар кулында”

Р.Р.М.Гафури Повесть“ Ярлылар яки өйдәш хатын”

66
67

М.Юныс Повесть “Шәмдәлләрдә генә утлар яна”
М.Юныс Повесть “ Шәмдәлләрдә генә утлар яна”

64
65

Внеклассное чтение Г.Якупова “Кыз бала”
М.Юныс Жизнь и творчество Повесть “Шәмдәлләрдә генә утлар
яна”

62

63

С.Сулейманова Стихотворение “ Кеше”,”Этюд”
С.Сулейманова Стихотворение “ Кыңгыраулы язлар”

60
61

Внеклассное чтение Амирхан Еники Рассказ “ Туган Туфрак”
Саҗида Сулейманова Жизнь и творчество Стихотворение “ Туган
жирем – эчкән суым”,”Кеше”,”Этюд”

58

59

Аяз гиляжев Повесть «Язгы карваннар»

7неделя

Контрольная работа №3
Итоговой урок.Работа над ошибкам

44

Резервный урок

69

9 класс ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 102ч.
№
Предполагаемая Фактическая
урока дата
дата
проведения
проведения

Содержание

Примечание

темы

1.09

Введение. Художественная литература в жизни человека

2

2.09

Фольклор и письменная литература

3

5.09

Рунская письменность

8.09

Уйгурская письменность

1

4

1неделя

2неделя

Истоки татарско-тюркской литературы
5

9.09

Махмуд Кашгари « Диване лөгатет- төрек»

6

12.09

Махмуд Кашгари «Котадгу белек»

15.09

Внеклассное чтение Батулла “Сөембикә”

16.09

Ахмет Югнаки « Хакыйкать бүләге»

7
8

3неделя

45

19.09

Ахмет Ясави «Диване хикмат». Сулейман Бакыргани. «Бакырган
китабы»

22.09

Восточная классика

11

23.09

Каран и татарская литература

12

26.09

Каран и татарская литература

9

10

4неделя

Период Булгарской литературы

29.09

Внеклассное чтение № 1 Кол Гали « Кыйссаи Йосыф»

14

30.09

Кол Гали. Поэма « Кыйссаи Йосыф»

15

3.10

Кол Гали Поэма « Кыйссаи Йосыф»

6.10

Кол Гали Поэма « Кыйссаи Йосыф»

17

7.10

Кол Гали Поэма « Кыйссаи Йосыф»

18

10.10

Теория литературы. Традиция и новаторство.

13.10

Внеклассное чтение Кол Гали “ Кыйссаи Йосыф” Башкирский
вариант

14.10

Сочинение «Кыйссаи Йосыф» поэмасы- халыкның рухында

13

16

19

20

5неделя

6неделя

7неделя

46

Татарская литературы период Золотой Урды

17.10

Татарская литературы период Золотой Урды

22

20.10

Писатели 14 века.Творчество Рабгузи

23

21.10

Котб “ Хөсрәү вә Ширин”

24.10

Барка Факых “Догадин онытма,әй ике күзем” Харазми “Мәхәббәтнамә”

25

27.10

Хисам Кятиб “Җөмҗөмә солтан” Хисам Кятиб “ Кисекбаш”

26

28.10

Ахмет Урганчи “Күңелләрне яшәтсен” Мауля Кази Мухсин “Барлык
матурларның солтаны”

7.11

Махмут Болгари Краткое сведение о творчестве “Нәһҗел- Фәрадис”

28

1011

Саиф Сараи. Жизнь и творчество« Гөлестан бит төрки»

29

11.11

”Саиф Сараи и Сагъди. Сравнительный анализ « Гөлестан бит төрки»

30

14.11

Саиф Сараи Басня-Дастан « Сөһәил вә Гөлдерсен» Лирика поэта

17.11

Саиф Сараи Басня-Дастан « Сөһәил вә Гөлдерсен», “ Күзләрең”

32

18.11

Теория литературы Назирачелек.Дидактическая литература
Газәл.Касида.Гаруз

33

21.11

Сочинение “ Камышлы йорт минем туган илем иде”

21

24

27

31

8неделя

1неделя

1неделя

3неделя

47

34

4неделя

24.11

Внеклассное чтение №2 Жалил Киекбаеву 100 лет
Татарская литература в период Казанского ханства

35

25.11

Урта гасырның аерым ядкәрләре “ Идегәй” Урта гасырның аерым
ядкәрләре “Кыйссаи Йосыф”
Татарская литература в 15- 16 века

28.11

Сайади Басня – Дастан « Дастан Бабахан»

1.12

Хасан Кайгы ,Мухамед Амин Краткое сведения о творчестве

38

2.12

Колшариф ,Шарафи,Умми Камал Краткое сведения о творчестве

39

5.12

Мухамадъяр Поэма « Төхвәи Мәрдән»

8.12

Контрольная работа №1

41

9.12

Мухамадъяр Поэма Нуры содур»

42

12.12

Теория литературы : Лирический герой

15.12

Сочинение “ Мөхәммәдъяр – поэмалар остасы

36
37

40

43

5неделя

6неделя

7неделя

Татарская литература 17 века
44

16.12

Татарская литература 17 века Рассказ “ Җәмигъ эт-тәварих”

45

19.12

Рассказ “ Дәфтәре Чыңгызнамә” Рассказ “ Гыйса углы Амәт”
48

22.12

Маула Коли. Краткое сведения о творчестве« Хикмәтләре»

47

23.12

Маула Коли « Береккәннәр сыйфаты”Поэтика поэзии

48

26.12

Габди « Ата-анаңны хөрмәт ит”

29.12

Теория литературы Стилистические фигуры

12.01

Татарская литература 18 века

50

13.01

Татарская литература 18 века “ Сәяхатнамәләр” Рассказ “ Батырша
хаты” Рассказ Хикәяте сычкан”,” Илаһи бәетләр”

51

16.01

Жанры татарской литературы в 18 веке

19.01

Теория литературы:мәдхия – мәрсия

53

20.01

Внеклассное чтение А.Еники “ Матурлык”

54

23.01

Габдессалам. Габделманнан Краткое сведения о творчестве

26.01

Ахметбик и Тазетдин Ялчыгол.Краткое сведения о творчество.

56

27.01

Габдрахман Утыз Имяни. Жизнь и творчество

57

30.01

Габдрахман Утыз Имяни “ Киңәш”

02.02

Поэзия Габдрахмана Утыза Имяни. “Татулык турында”

46

49

52

55

58

8неделя

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

49

“

59

03.02

Теория литературы: Система жанров в татарской литературы

60

06.02

Сочинение «Имәни иҗатында күтәрелгән мәсьәләләр”

09.02

Обобшение по теме» Татарская литература в 18 веке»

10.02

Теория литературы: периодичность в татарской литературе в 18 веке

61

5неделя

62

Татарская литература начала 19 века

13.02

Летопись и первые книги летописи. Издательство в Казани «Азия
басмаханәсе”

16.02

Казанский университет и татарские ученые Хретоматия по татарской
литературе

65

17.02

Поэзия в середине 19 века.Абделманих Каргали.Краткое сведение о
творчестве “Үзе турында”

66

20.02

Хибатулла Салихов Краткое сведения о творчестве Шамсетдин Заки.
Краткое сведение о творчестве “Уян..........”

24.02

Габделжаббар Кандали Жизнь и творчество « Мулла белән
абыстай»…..

68

27.02

Габделжаббар .Кандали Поэма «Сәхипҗамал»

69

02.03

Габделжаббар .Кандали Поэма «Сәхипҗамал»

63

64

67

6неделя

7неделя

50

70

8неделя

03.03

Внеклассное чтение № 2К.Насири Поэма «Кырык вазир
кыйссасы».
Татарская литература второй половине 19 века

06.03

Татарская литература второй половине 19 века

09.03

Исмагиль Гаспаралы.Творчество

73

10..03

Шихабетдин Маржани “ Таныбызнын Чулпаны”

74

13.03

Хусаин Фаезханов Краткое сведение о творчестве

16.03

Теория литература: Мәгърифәтчелек реализмы»

76

17.03

Каюм Насири Жизнь и творчество. Каюм Насири и фольклор«
Әбугалисина хикмәтләре”

78

20.03

Каюм Насири “ Кырык бакчанын җимешләре” “ Кырык бакчанын
җимешләре”

71
72

75

9неделя

10неделя

79

11неделя

23.03

Теория литературы: Народность в литературе

80

3чет..

24.03

Внеклассное чтение Каюм Насири “Әбугалисина”

3.04

Муса Акъегет Краткое сведение о творчестве .Роман « Хисаметдин
менла»

81

51

6.04

Муса Акъегет Роман « Хисаметдин менла»

83

7.04

Муса Акъегет Роман « Хисаметдин менла”

84

10.04

Загир Бигиев Роман «Өлуф,яки Гузәл кыз Хәдичә»

13.04

Загир Бигиев Роман «Өлуф,яки Гузәл кыз Хәдичә»

86

14..04

Загир Бигиев Роман «Өлуф,яки Гузәл кыз Хәдичә»

87

17.04

Загир Бигиев Роман “ Зур гонаһлар”

20.04

Загир Бигиев Роман “ Зур гонаһлар”

89

24.04

Загир Бигиев Роман “ Зур гонаһлар”

90

27.04

Гали Чокри Краткое сведение о творчестве .”Әдипләр турында “

28.04

Яков Емельянов.Краткое сведение о творчестве.” Ярлы”

92

4.05

М. Акмулла Краткое сведение о творчестве “Шиһабеттдин хәзрәтнең
мәрсиясе”

93

5.05

Мифтахетдин Акмулла Иң әүвәл кирәк нәрсә”

82

85

88

91

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

Татарская драматургия в середине 19 века

52

11.05

Габдрахман Ильяси Краткое сведения о творчестве Комедия “Бичара
кыз”

95

12.05

Фатих Халиди Краткое сведения о творчестве. Комедия “Рәддә бичара
кыз”

96

15.05

Ризаитдин Фахретдин Краткое сведение о творчестве Роман“Әсма....

18.05

Р.Фахретдин Роман “Әсма,яки гамәл вә җәза”

19.05

Фатих Карими Краткое сведение о творчестве Фатих Карими “
Җиһангир мәхдүмнең авыл мәктәбендә укуы”

94

97
98

6неделя

7неделя

99

22.05

. Закир Һади Краткое сведение о творчесвте Повесть “Җиһанша хәзрәт”
.

100

25.05

Итоговой урок.

53

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1. Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
2. Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 272 с.
3. Роговер Е. С. Методика преподавания литературы: Учебное пособие. Т. 2. – СПб.: Олимп-СПб, 2016. – 736 с.
4. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография. – Иркутск: ВСГАО,
2016. – 307 с.
5. Абдуллина Д. М., Мөхәрләмова Г. Н. Әдәбият дәресләрендә шәхескә бәйле универсаль уку гамәлләрен
формалаштыру: методик ярдәмлек. – Казан: ИЯЛИ нәшр., 2018. – 46 б.
6. Заһидуллина Д. Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе издание, переработанное и
дополненное. – Казан: «Мәгариф» нәшр., 2004. – 367 б.

54

7. Заһидуллина Д. Ф. Урта мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы: Методик кулланма. – Казан: «Мәгариф»
нәшр., 2000. – 335 б.
Словари
8. Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казан: «Мәгариф» нәшр., 2007. – 231 б.
9. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1977. – Т. 1. – 476 б.
10. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1979. – 726 б.
11. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1981. – 832 б.
12. Ханбикова Ш. С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш. С. Ханбикова, Ф. С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит.
нәшр., 2014. – 263 б.
Справочная литература
13. Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 232 с.
14. Современная литературная теория. Антология / сост. И. В. Кабанова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 344 с.
15. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз. Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казань: Казан:
Тат. кит. нәшр., 2009. – 750 б.
16. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 2 том / төз. Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казань: Казан:
Тат. кит. нәшр., 2009. – 734 б.
17. Закирҗанов Ә. М. Яңарыш юлыннан (Хәзерге татар әдәбият белеме мәсьәләләре). – Казан: Казан: Тат. кит.
нәшр., 2008. – 303 б.
55

18. Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар,
педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И. Ибраһимов, В.
Р. Әминева. – Казань: «Мәгариф» нәшр., 2005. – 111 б.
19. Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәр: өйрәнәбез һәм анализ ясыйбыз: Урта гомуми белем бирү мәктәбе укучылары,
укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И.
Ибраһимов, В. Р. Әминева. – Казань: «Мәгариф» нәшр., 2007. – 112 б.
20. Заһидуллина Д. Ф. Әдәбият кануннары һәм заман. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2000. – 271 б.
21. Заһидуллина Д. Ф. Дөнья сурәте үзгәрү: ХХ йөз башы татар әдәбиятында фәлсәфи әсәрләр: монография. –
Казан: Татар. кит. нәшр., 2006. – 191 б.
22. Заһидуллина Д. Ф. Модернизм һәм ХХ йөз башы татар прозасы. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2002. – 255 б.
23. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казан: Казан: Тат. кит. нәшр., 2010. – 623 б.
24. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казан: Казан: Тат. кит. нәшр., 2010. – 749 б.
25. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казан: Казан: Тат. кит. нәшр., 2010. – 799 б.
26. Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. Заһидуллина, Ә. М. Закирҗанов, Т. Ш. Гыйләҗев, Н. М. Йосыпова. –
Тулыл. 2 нче басма. – Казань: «Мәгариф» нәшр., 2006. – 319 б.
27. Татар әдәбияты тарихы: сигез томда / [сост. Р. Ф. Рәхмани]. – Казан: Тат. кит. нәшр., 2014. – Т. 1. – 2014; Т.2. –
2014; Т.3. – 2014; Т. 4. – 2016; Т. 5. – 2017; Т. 6. – 2018.
28. Яхин Ф. З. Урта гасырлар татар әдәбияты: Татар шигъриятендә дини мистика һәм мифология. Икенче басма. –
Казан: «Раннур» нәшр., 2003. – 416 б.
56

Периодические издания
29. Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
30. Газета «Татарстан яшьләре» («Молодежь Татарстана»).
31. Литературно-художественный журнал «Идел» («Идель»).
32. Литературно-художественный и документальный журнал «Безнең мирас» («Наше наследие»).
33. Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Казан утлары» («Огни Казани»).
34. Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).
Информационные ресурсы
35. Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения:
13.05.2022).
36. Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru (дата обращения: 13.05.2022).
37. Озвученный русско-татарский онлайн-словарь // URL: www.ganiev.org (дата обращения: 13.05.2022).
38. Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu.kzn.ru (дата обращения:
13.05.2022).
39. Портал татарского образования // URL: http://belem.ru (дата обращения: 13.05.2022).
40. Сайт издания «100 лет нашему дому» // URL: www.100летнашемудому.рф (дата обращения: 13.05.2022).
41. Сборник анимационных фильмов, созданных объединением «Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru
(дата обращения: 13.05.2022).
42. Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 13.05.2022).
57

43. Тексты на татарском языке // URL: http:Tatarca.boom.ru (дата обращения: 13.05.2022).
44. УМК «Сәлам!» // URL: http://selam.tatar (дата обращения: 13.05.2022).
45. Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru / (дата обращения:
13.05.2022).
46. Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 13.05.2022).
47. Электронные формы учебников // URL: www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book (дата обращения: 13.05.2022).
48. Электронный атлас по истории Татарстана // URL: www.tatarhistory.ru (дата обращения: 13.05.2022).
49. Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 13.05.2022).

58

Приложение 2
Список произведений, рекомендованных для заучивания наизусть и внеклассного чтения
5 класс
Для внеклассного чтения:
Татарская народная сказка «Камыр батыр» («Камыр-батыр»). Карим Ф. «Үлем уены» («Игра в смерть»). Исхак А.
«Әтәч» («Петух»). Хаким С. «Башка берни дә кирәкми» («И больше ничего не надо»). Шафигуллин Ф. «Ике тиен акча»
(«Две копейки»). Тимергалин А. «Сәер планетада» («На странной планете»). Гимадиев А. «Зөһрә кыз безнең авылдан»
(«Девушка Зухра из нашей деревни»).
Для заучивания наизусть:
Тукай Г. «Шүрәле» (өзек) («Шурале» (отрывок). Миннулин Р. «Әни, мин көчек күрдем» («Мама, я увидел
щенка»). Агълямов М. «Матурлык минем белән» («Красота всегда со мной»).
6 класс
Для внеклассного чтения:
Тукай турында истәлекләр (Воспоминания о Тукае). Исхаки Г. «Кәҗүл читек» («Козьи ичиги»). Кутуй А. «Рөстәм
маҗаралары» («Приключения Рустема»). Мирза М. «Балачак хатирәсе» («Воспоминание из детства»). Тимергалин А.
«Әфсен түгел» («Не колдовство»).
Для заучивания наизусть:

59

Ракипов Р. «Мин яратам, сине Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан»). Файзуллин Р. «Туган тел турында бер
шигырь» («Стихотворение о родном языке»). Яруллин Ф. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» («Вы самый прекрасный
человек»).
7 класс
Для внеклассного чтения:
Джалиль М. «Вәхшәт» («Варварство»), «Дуска» («Другу»), «Батырлык турында» («О мужестве»), «Үлемгә»
(«Смерти»). Галиев Ш. «Аталы-уллы солдатлар» («Отцы-сыновья солдаты»). Хусни Ф. «Сөйләнмәгән хикәя»
(«Нерассказанный рассказ»). Гильманов Г. «Язмышның туган көне» («День рождения судьбы»). Хаким С. «Кырыгынчы
бүлмә» («Сороковая комната»).
Для заучивания наизусть:
Туфан Х. «Кайсыгызның кулы җылы?» («У кого руки теплее?»). Харис Р. «Кеше кайчан матур» («Чем красив
человек»). Арсланов Н. «Халкыма» («Моему народу»). Галиев М. «Чатыр тау җиле» (өзек) («Ветер с горы Чатыр»
(отрывок).
8 класс
Для внеклассного чтения:
Мухаммедов Ш. «Япон сугышы, яки Батыргали агай» («Японская война, или Господин Батыргали»). Джалял С.
«Дим буенда» («На берегу Демы»). Еники А. «Шаяру» («Шутка»). Исхаки Г. «Көтелгән бикәч» («Долгожданная
невеста»).
Для заучивания наизусть:
60

Дастан «Идегәй» (өзек) («Идегей» (отрывок). Тукай Г. «Милли моңнар» («Национальные напевы»). Дардменд
«Кораб» («Корабль»). Рамиев С. «Таң вакыты» («Рассвет»).
9 класс
Для внеклассного чтения:
Мустафин Р. «Өзелгән җыр эзеннән» («По следам поэта-героя»). Карим Ф. «Кыңгыраулы яшел гармун» («Зеленая
гармонь с колокольчиками»). Кутуй Г. «Рәссам» («Художник»). Гилязов А. «Җомга көн кич белән...» («В пятницу
вечером…»). Галиуллин Р. «Хушыгыз, кешеләр» («Прощайте, люди»).
Для заучивания наизусть:
Такташ Х. «Мәхәббәт тәүбәсе» (өзек) («Раскаяние в любви») (отрывок). Джалиль М. «Җырларым» («Мои песни»).
Х. Туфан «Каеннар сары иде» («Березы стали желтыми»). Яруллин Ф. «Җилкәннәр җилдә сынала» («Упругие паруса»)
(отрывок). Аглямов М. «Каеннар булсаң иде» («Как березы»).

61


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».