Рабочая программа. внеурочка. Физике 9 кл.

Пояснительная записка.
Количество часов по учебному плану: всего _34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено в соответствии с Программой основного общего
образования. Физика. 7 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2013. Авторы программы: А.В.
Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М.Гутник

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по физике для 9 класса
«Юный физик».
Пояснительная записка.
Концепция
модернизации
российского
образования
нацеливает
образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой
личности.
В выпускных классах основной школы, с учетом тенденции, складывающейся
социально-экономической обстановке в стране, в целях социальной защиты
учеников, в рамках образовательной области «физика», может осуществляться
профессиональная подготовка обучающихся, которая должна строиться с учетом
интересов государства и учащихся.
Цель программы: заинтересовать учащихся, познакомить их с
необходимостью изучения физики для применения её законов на бытовом уровне,
в различных видах профессиональной деятельности, а также помочь в выборе
будущей профессии.
При разработке данной программы ставились следующие задачи:
1) развитие интереса учащихся к проектной и исследовательской
деятельности, техническому применению физики;
2) подготовка учащихся к изучению физики 10-11 классах, и дальнейшему
выбору профессиональной деятельности в области физики и техники.
Программа позволяет решить ряд проблем при обучении:
1) умение анализировать и выбирать необходимые теоретические знания для
решения поставленных технических задач
2) использование в большем объеме политехнического материала,
направленного не на запоминание и обогащение памяти, а на развитие
мышления

3) конструирование в виде мысленного построения того или иного
технического устройства, отвечающего его назначению.
Подбор материала должен производиться на основе учебного уровня знаний
учащихся.
Программа предусматривает проведение лекций, фронтальных экспериментов,
практических работ, решение экспериментальных физических задач, создания
проектов и проведения исследовательских работ, проведение экскурсий.
Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности,
сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения
В данную программу включены разделы физики, изучаемые в основной школе,
некоторые разделы из молекулярной физике и электричества, представленные в
ознакомительной форме, которые будут более глубоко изучаться в профильной
школе.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса
являются:

Физические приборы.

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

Дидактические материалы.

Учебники физики для 7-9 классов основной школы.

Учебные пособия по физике, сборники задач.

Планируемые результаты освоения учащимися программы
В результате прохождения программного материала учащиеся должны:
 Иметь представление о применении законов физики в быту, технических
устройствах, способах исследования и методах диагностики в различных
профессиях с использованием физических приборов;
 Уметь проводить простейшие исследования, эксперименты;
 Научиться работать с различными информационными источниками.
Оценка знаний и умений обучающихся может быть проведена в форме
творческих работ (проектов , рефератов, плакатов и т. д.), итогового теста,
который включает вопросы основных разделов курса. А также через диагностику,
мониторинг обучения учащихся.
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Основное содержание программы
Механика -19 часов
Основы кинематики – 4 часа
Механическое движение. Относительность механического движения.
Измерение больших скоростей: стробоскопический метод, метод Штерна, эффект
Доплера.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Ускорение
свободного падения.
Практические работы
 Исследование принципа относительности Галилея на модели.
 Определение формы траектории тела относительно разных систем
отсчета.
 Определение скорости движения кончика минутной и кончика часовой
стрелки часов.
Демонстрации
- Относительность движения.
- Сложение перемещений.
- Определение ускорения при свободном падении.
- Направление скорости при движении по окружности.
Примерные темы проектов
- конструирование прибора для изображения различных траекторий при
движении материальной точки
- с помощью рулетки определите координаты точки подвеса комнатного
светильника по отношению к системе отсчета, связанной с одним из нижних
углов комнаты
- пользуясь отвесом секундомером и камнями разной формы и различного
объема определите, ускорение свободного падения.
Основы динамики - 4 часа
Сила – векторная величина.
Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением
по вертикали. Невесомость и перегрузки. Сила трения. Сложение сил. Центр
масс.
Практические работы
 Определение центра масс фигуры неправильной формы.
 Выяснение условий устойчивого равновесия тела
Демонстрации
- измерение сил
- Второй закон Ньютона
- Сложение сил, действующих на тело под углом к друг другу

Примерные темы проектов
- изготовить игрушку «Ванька-встанька»,
- изучить устройство и принцип действия «спинера» с учетом законов физики.
Законы сохранения в механике- 3 часа
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Устройство ракеты.
Закон сохранения механической энергии.
Практические работы
 Проверка закона сохранения механической энергии на практике.
Демонстрации
- закон сохранения импульса
- реактивное движение
- модель ракеты
Примерные темы проектов
- сделать действующую модель реактивной водяной трубы
- знакомство с эффектом Магнуса
Основы статики и гидростатики- 4 часа
Давление жидкости и газа. Движение жидкости по трубам. Закон Бернулли.
Подъемная сила крыла. Простые механизмы.
Практические работы
 Выяснение зависимости давления и скорости течения воды в трубе
различного диаметра
 Проверка «золотого правила механики» для простых механизмов
Демонстрации
-движение жидкости в трубе
- турбулентность
- модель крыла самолета
- простые механизмы: рычаг, блоки, клин, винт, ворот
Примерные темы проектов
- изготовить макет для демонстрации движения воды по трубам разного сечения
- изготовление макетов различных видов колодцев
Механические колебания и волны – 4 часа
Колебательное движение.
Превращение энергии при колебательном
движении. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные
волны.
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо.
Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.
Практические работы
 Наблюдение резонанса на модели.
Демонстрации

- колеблющиеся тела как источник звука
Примерные темы проектов
- исследовать высоту звука, издаваемого стеклянной бутылкой при различном
заполнении её водой
- как найти скорость истечения воды из водопроводного крана, имея цилиндрическую
банку, секундомер и штангенциркуль?
- при помощи подручных средств получить график колебаний математического
маятника в квартире при различных условиях (при прохождении грузового
поезда, электропоезда) и сравнить со шкалой, измеряющей баллы при
землетрясениях.
Молекулярная физика – 5 часов
Свойства газов. Свойства жидкостей. Капиллярные явления. Поверхностное
натяжение. Свойства кристаллов и аморфных тел. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Вид теплопередачи. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и
кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.
Экологические проблемы теплоэнергетики.
Практические работы
 Расчет КПД газовой горелки
 Исследование теплопроводности различных утеплителей.
 Исследование плавления кристаллических и аморфных тел.
Демонстрации
- принцип действия термометра
- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
- наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом
Примерные темы проектов
- объяснить , что такое инфра, экзотермический, сублимация, аморфный,
изотропия, дисстилят, «Перпетуум – мобиле»
- сделать наглядный прибор по обнаружению конвекционных потоков
жидкости
- экспериментальным путем проверить какая вода быстрее замерзнет, горячая
или холодная? Построить график зависимости температуры от времени, измеряя
через одинаковые промежутки времени температуру воды, пока на поверхности
одной из них не появится лед.
- изготовление парафиновой игрушки, с использованием свечи и пластилина.
Электрические явления – 4 часа
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила
безопасности при работе с источниками электрического тока.
Электрический ток в полупроводниках: р-n переход.
Донорные, акцепторные примеси. Полупроводниковый диод.
Применение полупроводниковых приборов
Практические работы

 Вычисление КПД электробытовых приборов (чайник, микроволновая
печь)
Демонстрации
- источники постоянного тока
- измерение силы тока амперметром
- измерение напряжения вольтметром
- свойства полупроводников
Примерные темы проектов
- приборы в доме, в которых можно наблюдать тепловое, химическое и
электромагнитное действие эл. тока. Описать их.
- изготовление катушки Тесла
- используя инструкции домашних электроприборов составить таблицу расхода
электроэнергии в квартире, доме. Предложить способы экономии электричества.
Электромагнитные явления – 4 часа
Магнитное поле. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле
Земли. Обнаружение магнитного поля. Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока.
Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы,
связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Практические работы
 исследование модели электродвигателя. Выяснение отличий от
генератора
 обнаружение магнитного и электрического поля при помощи физических
приборов
Демонстрации
- движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле
- устройство и действие электрического двигателя постоянного тока
- модель генератора переменного тока
Примерные темы проектов
- исследование и демонстрация магнитоэлектрических двигателей. Их роль в
современном мире.
- способы определения прохождения электрических проводов в квартире.
Строение атома и атомного ядра- 2 часа
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-,
и гамма- излучения.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике . Дозиметрия.
Практичские работы
 Изучение принципа действия дозиметра. Измерение при помощи школьного
дозиметра уровня радиации
Примерные темы проектов

- изготовить модель атома и атомного ядра для демонстрации на уроках
физики

Тематическое планирование
34 учебных часов, 1 час в неделю
№

Наименование раздела
и тем

п/п

Часы
учебного
времени

Количество
часов,
отводимых на
работы
практического
характера

Количество
часов
отводимых
на работу с
проектом

1
1.1

Механика –(19ч)
Кинематика (4 ч)

4

3

1.2

Динамика

4

2

1.3

Законы сохранения(3ч)

3

1

1.4

Статика и
гидростатика(4ч)
Механические
колебания и волны- (4
ч)
Молекулярная физика
(5 ч)
Электрические
явления- (4 ч)
Электромагнитные
явления-(4 ч)
Физика
атома
и
атомного ядра (3 ч)
всего

4

2

1

4

1

1

5

3

1

4

1

1

4

2

1

2

1

34

16

1.5

2
3
4
5

(4 ч)

1

6

Плановые
сроки
похожден
ия

№
п/
п

№
в
теме

Поурочное планирование внеурочных занятий по физике
по программе « Юный физик»
9класс (34 ч; 1 ч в неделю)
Дата
Тема
по
плану
Механика (19ч)
Кинематика (4 ч)
Механическое
движение.
Относительность
механического движения. Практическая работа:
Исследование принципа относительности Галилея на
модели.
Практическая
работа:
Определение
формы
траектории тела относительно разных систем
отсчета.

1 нед

3

Измерение больших скоростей: стробоскопический
метод, метод Штерна, эффект Доплера.

3 нед

4

Движение по окружности с постоянной по модулю
скоростью. Ускорение свободного падения.
Практическая работа : Определение скорости
движения кончика минутной и кончика часовой
стрелки часов.

4нед

1

1

2

2

3

4

2 нед

Основы динамики (4 ч)
Сила – векторная величина.
Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела,
движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и
перегрузки. Сила трения.
Сложение сил. Центр масс. Практическая работа :
Определение центра масс фигуры неправильной
формы.

5нед

3

Практическая работа : Выяснение условий
устойчивого равновесия тела

7нед

4

Работа над проектами

8нед

5

1

6

2

7

8

6нед

Законы сохранения в механике- 3 часа
9

1

10

2

11

3

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Устройство ракеты.
Закон сохранения механической энергии.
Практическая работа: Проверка закона сохранения
механической энергии на практике.

9нед
10нед
11нед

Дата
факт.

Приме
чание

№
п/
п

№
в
теме

Тема

Дата
по
плану

Основы статики и гидростатики- 4 часа
Давление жидкости и газа. Движение жидкости по
трубам. Закон Бернулли.
Практическая работа: Выяснение зависимости
давления и скорости течения воды в трубе различного
диаметра

12нед

3

Подъемная сила крыла. Простые механизмы.
Практическая работа: Проверка «золотого правила
механики» для простых механизмов

14нед

4

Работа над проектами

15нед

12

1

13

2

14

15

13нед

Механические колебания и волны (4 ч)
16

1

Колебательное движение. Превращение энергии
при колебательном движении. Вынужденные колебания.
Резонанс.

16нед

17

2

Практическая работа: Наблюдение резонанса на
модели.

17нед

18

3

Распространение колебаний в упругих средах.
Поперечные и продольные волны.
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и
высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и
его применение.

18нед

19

4

Работа над проектами
Молекулярная физика – 5 часов

19нед

20

1

20нед

21

2

Свойства газов. Свойства жидкостей. Капиллярные
явления. Поверхностное натяжение. Свойства кристаллов
и аморфных тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид
теплопередачи. Кипение. Влажность воздуха. Плавление
и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых
процессах.

22

3

22нед

23

4

Практическая работа: 1. Исследование
теплопроводности различных утеплителей.
2.Исследование плавления кристаллических и
аморфных тел.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД
тепловой
машины.
Экологические
проблемы
теплоэнергетики. Практическая работа: Расчет КПД
газовой горелки

21нед

23нед

Дата
факт.

Приме
чание

№
п/
п
24

№
в
Тема
теме
5
Работа над проектами
Электрические явления – 4 часа

Дата
Дата
по
факт.
плану
24нед

25

1

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля –
Ленца. Правила безопасности при работе с источниками
электрического тока.

25нед

26

2

Практическая работа: Вычисление КПД
электробытовых приборов (чайник, микроволновая
печь)

26нед

27

3

Электрический ток в полупроводниках: р-n переход.
Донорные, акцепторные примеси. Полупроводниковый
диод.
Применение полупроводниковых приборов

27нед

28

4

Работа над проектами
Электромагнитные явления – 4 часа

28нед

29

1

Магнитное поле. Электромагниты. Постоянные
магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение
магнитного поля.
Практическая работа: обнаружение магнитного и
электрического поля при помощи физических приборов

29нед

30

2

Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная
индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока.
Преобразование электроэнергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и
гидроэлектростанциями.

30нед

31

3

Практическая работа: исследование модели
электродвигателя. Выяснение отличий от генератора

31нед

32

4

Работа над проектами

32нед

Строение атома и атомного ядра- 2часа
33

1

34

2

Радиоактивность как свидетельство сложного строения
атомов. Альфа-, бета-, и гамма- излучения.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной
физике. Дозиметрия.
Практичская работа: Изучение принципа действия
дозиметра. Измерение при помощи школьного
дозиметра уровня радиации

33нед

34нед

Приме
чание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».