Рабочая программа. Химия. 10-11кл.










1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и
науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию;
Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебного плана, годового календарного учебного графика и локальных актов
МОБУ СОШ с.Бурлы.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.
При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный
предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых
заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы
познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения
химии, проявляются в признании:
1. ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
2. ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет
сформировать:
 уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
 понимания необходимости здорового образа жизни;
 потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования
веществ в повседневной жизни;
 сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные
ценности способствуют:
 правильному использованию химической терминологии и символики;
 развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии;
 развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В

этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на
базовом уровне являются:
 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
 умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в
окружающей среде;
 выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни
экологических требований;
 использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа
опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса
рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой
подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе,
закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять
преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших
химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в
развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими
человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и
методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента.
Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации,
лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется
через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий
коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения
технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира,
единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах
современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной
жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека,
осознающего себя частью природы.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить
ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе,
значение ее для человечества.
Цели изучения химии.
1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии,
способов самостоятельного получения, переработки, функционального и
творческого применения знаний, необходимых для понимания научной
картины мира.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном
обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества,
понимание необходимости школьного химического образования как элемента
общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения
состояния окружающей среды.

3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий,
процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории
и практики, науки и производства.
4. . Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к
химическому познанию окружающего нас мира веществ.
5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ,
умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и
химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические
явления, решать конкретные проблемы.
6. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов,
выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных
исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования
ими.
7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы,
научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на
их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной
позиции.
8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и
воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
9. Использование возможностей химии как средства социализации и
индивидуального развития личности.
10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного
образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Задачи изучения химии.

Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших
факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений
мировоззренческого характера.

Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления,
происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.

Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять
несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять
химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в
решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину
мира.

Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета:
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские
программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное
содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое
структурировано по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы
химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих
учебных блоков направлено на достижение целей химического образования.

При написании программы использована авторская программа Н.Н.Гара среднего
общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику
Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся. Этот
курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по
концентрическому принципу.
3. Планируемые результаты усвоения учебного материала по химии
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных

ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;

– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического
каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов
и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;

– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения
химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного
состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего
поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим
и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие
личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное
место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении
глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в
воспитании экологической культуры людей.
В учебном плане МОБУ СОШ с.Бурлы часы учебного предмета химия входят в
Федеральный компонент УП изучаются на базовом уровне в 10 классе 1 час в неделю (35
часов в год), в 11 классе 1 час в неделю (34 часа в год). Итого 69 часов
5. Содержание учебного предмета:
Теоретические основы органической химии
Введение в органическую химию. Органические вещества. Органическая химия. Предмет
органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.
Теория строения органических соединений. Теория химического строения А. М.
Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Современные представления о
строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные,
электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и
общественная деятельность А. М. Бутлерова.
Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация.
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация
электронных орбиталей при образовании ковалентных связей. Простая и кратная
ковалентные связи. Методы исследования органических соединений.
Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций
органических соединений. Теоретические основы протекания реакций органических
соединений. Классификация органических реакций. Особенности протекания реакций
органических соединений.
Классы органических соединений. Углеводороды.
Предельные углеводороды. Строение молекул алканов. Гомологический ряд.
Номенклатура и изомерия. Физические свой- 13 ства алканов. Химические свойства:
горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в
природе. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул,
гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические
свойства.
Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекул. Физические свойства.
Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия.

Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения,
полимеризации. Правило В. В. Марковникова. Способы получения этилена в лаборатории
и промышленности. Алкадиены. Строение. Физические и химические свойства.
Применение алкадиенов. Натуральный каучук. Резина. Алкины. Строение молекул.
Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение.
Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические
свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства бензола. Гомологи бензола.
Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Применение
бензола и его гомологов. Генетическая связь углеводородов.
Производные углеводородов
Спирты, фенолы. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов, предельных
одноатомных спиртов. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная
связь. Химические свойства. Получение и применение спиртов. Многоатомные спирты.
Классификация, номенклатура и изомерия. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение.
Физические и химические свойства. Получение и применение. Качественные реакции на
многоатомные спирты. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье. Фенолы. Фенол:
состав, строение молекулы, физические и химические свойства. Применение фенола и его
соединений. Их токсичность.
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры. Характеристика
альдегидов и кетонов (функциональная группа, общая формула, представители).
Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура.
Физические свойства. Химические свойства: реакции окисле- 14 ния, присоединения,
поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон как
представитель кетонов. Классификация карбоновых кислот. Одноосно́вные насыщенные
карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Физические и
химические свойства карбоновых кислот. Применение и получение карбоновых кислот.
Краткие сведения о высших карбоновых кислотах: пальмитиновой, стеариновой и
олеиновой. Распространение в природе. Свойства и применение. Мыла. Состав и
номенклатура. Физические и химические свойства. Гидролиз сложных эфиров.
Распространение в природе и применение. Генетическая связь углеводородов, спиртов,
альдегидов и карбоновых кислот.
Азотсодержащие соединения. Классификация, состав, изомерия и номенклатура аминов.
Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Применение
аминов. Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы.
Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения.
Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение
молекул. Значение аминов. Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Вещества живых клеток
Жиры. Жиры — триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Жиры
в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.
Углеводы. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Классификация углеводов.
Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы.
Физические и химические свойства. Природные источники, способы получения и
применения. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. Превращение глюкозы в организме
человека. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические
и химические свойства. Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе.
Применение. Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение
в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства.
Применение.
Аминокислоты. Пептиды. Белки. Состав, строение, номенклатура. Изомерия.
Гомологический ряд аминокислот. Физические и химические свойства. Двойственность

химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот
в лаборатории. Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению.
Пространственное строение. Физические и химические свойства. Качественные реакции
на белки. Гидролиз. Синтез белков. Единство биохимических функций белков, жиров,
углеводов.
Органическая химия в жизни человека
Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный
органический синтез. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы
переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое
производство. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в
промышленности.
Полимеры — синтетические высокомолекулярные соединения. Общие понятия о
синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер,
структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул.
Свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и
поликонденсации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.
Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен,
поливинилхлорид, поливинилстирол. Практическое использование полимеров и
возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка
полимеров.
Органическая химия и окружающая среда. Химическая экология как комплексная наука,
изучающая состояние окружающей среды. Защита окружающей среды от загрязняющего
воздействия органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на
природу органических соединений.
Общая химия
Важнейшие понятия и законы химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества.
Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объём.
Химическая реакция. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон
Авогадро.
Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон.
Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация
атомов. Валентные электроны. А. Лавуазье — творец химической революции и
основоположник классической химии. Предсказание Д. И. Менделеевым существования
новых химических элементов.
Строение и многообразие веществ. Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её
разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень
окисления. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние
веществ. Кристаллические решётки и их типы. Причины многообразия веществ: изомерия,
гомология, аллотропия, изотопия. Комплексные соединения. Смеси и растворы веществ.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворитель и растворённое вещество.
Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации
растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация. Растворы
электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Гели и золи.
Химические реакции. Химические реакции в системе природных взаимодействий.
Реагенты и продукты реакций. Классификации органических и неорганических реакций.
Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения реакций. Скорость химической
реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и
катализаторы. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферменты. Обратимые и
необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, смещающие равновесие.

Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс. Теория электролитической диссоциации.
Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая
диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах. Ионное
произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз
органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции.
Метод электронного баланса. Электролиз. Химические источники тока, гальванические
элементы и аккумуляторы.
Неорганическая химия
Металлы. Характерные особенности металлов. Положение металлов в Периодической
системе. Металлы — химические элементы и простые вещества. Физические и
химические свойства металлов. Общая характеристика металлов IА-группы. Щелочные
металлы и их соединения. Строение, основные свойства, области применения и
получение. Общая характеристика металлов IIА-группы. Щёлочноземельные металлы и
их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения. Краткая
характеристика элементов IIIА-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа
(II) и (III). Качественные реакции на катионы железа. Получение и применение металлов.
Коррозия металлов и способы защиты от неё. Сплавы. Производство чугуна и стали.
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе. Неметаллы —
химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства
неметаллов. Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ
и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов.
Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. Благородные
газы.
Взаимосвязь неорганической и органической химии. Химия в нашей жизни
Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ и материалов.
Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды,
гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная
характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Неорганические
вещества. Органические вещества. Их классификация и взаимосвязь. Обобщение знаний о
неорганических и органических реакциях. Развитие биологической химии — актуальная
потребность нашего времени.
Производство и применение веществ и материалов. Химическая технология.
Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические
руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы.
Химическая технология синтеза аммиака. Вещества и материалы вокруг нас.
Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и медицина.
Анальгетики. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Средства бытовой химии.
Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Экологические проблемы химии. Источники и виды химических загрязнений
окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные
отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы,
гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение
озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг.
Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и здоровый образ жизни.
Химические процессы в живых организмах.
Методы познания в химии. Описание, наблюдение, химический эксперимент.
Химический анализ и синтез веществ. Естественнонаучная картина мира. Химическая
картина природы.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности к учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия,
Базовый уровень 10 класс» и «Химия, Базовый уровень 11 класс»
Содержание учебного предмета
Основные виды учебной деятельности
Химия 10 класс
Раздел I. Теоретические основы органической химии (4 ч)
Предмет и значение органической химии.
Различать предметы изучения органи- ческой и
Особенности органических соединений. 1. Теория неорганической химии. Сравнивать органические и
химического строения А. М. Бутлерова. Изомеры. неорганические соединения. Называть изученные
2. Составление формул изомеров. Номенклатура
положения теории химического строения А. М.
органических соединений. Электронная природа
Бутлерова. Оперировать понятиями «атом»,
химической связи в органических соединениях.
«молекула», «валентность», «химическое строение»,
Явление гибридизации атомных орбиталей.
«структурная формула», «изомерия», «изомеры».
Классификация органических веществ
Моделировать пространственное строение метана,
этана, пропана
Электронная природа химической связи в
Описывать пространственную структуру изучаемых
органических соединениях. Явление гибридизации веществ. Систематизировать знания о ковалентной
атомных орбиталей. Классификация органических химической связи. Различать типы гибридизации
веществ
Раздел II. Классы органических соединений. Углеводороды (11 ч)
1. Алканы: гомология, изомерия и но- менклатура. Исследовать свойства изучаемых веществ.
2. Физические и химические свойства алканов. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно
Получение
и
применение
алканов.
3. проводимые опыты. Наблюдать и описывать
Циклоалканы.
химические реакции с помощью языка химии.
Соблюдать правила техники безопасности.
1. Алкены, алкины, алкадиены: гомо- логия, Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах
изомерия и номенклатура. 2. Химические и других травмах, связанных с веществами и
свойства, получение и применение этилена.3. лабораторным оборудованием. Называть
Практическая работа № 1. Получение этилена и углеводороды по международной номенклатуре.
изучение его свойств. 4. Химические свойства, Различать понятия «изомер» и «гомолог».
Моделировать пространственное строение метана,
получение и применение дивинила и ацетилена.
этана, пропана, этилена, ацетилена. Характеризовать

1. Ароматические углеводороды. Бензол. Состав, способы получения, свойства и области применения
электронное и пространственное строение. 2. изучаемых веществ. Опытным путём доказывать
Химические свойства бензола и толуола. 3. непредельный характер углеводородов. Обобщать
Обобщающий урок по теме 4. 4. Контрольная знания и делать выводы о закономерностях
работа № 1.
изменений свойств углеводородов в гомологических
Демонстрации. 1. Определение качественного рядах. Прогнозировать свойства изучаемых веществ
состава метана по продуктам горения. 2. Взрыв на основании теории химического строения
смеси метана с воздухом. 3. Отношение органических соединений А. М. Бутлерова.
предельных
углеводородов
к
раствору Описывать генетические связи между изученными
перманганата калия, щелочей и кислот. 4. Горение классами органических веществ.Осуществлять
этилена. 5. Взаимодействие этилена с бромной расчёты по нахождению молекулярной формулы
водой. 6. Взаимодействие этилена с раствором вещества по продуктам его сгорания. Использовать
перманганата калия. 7. Получение ацетилена алгоритмы при решении задач. Осуществлять
карбидным способом. 8. Горение ацетилена. 9. внутри- и межпредметные связи
Взаимодействие ацетилена с бромной водой.10.
Взаимодействие
ацетилена
с
раствором
перманганата калия. 11. Бензол как растворитель.
12. Отношение бензола к бромной воде. 13.
Отношение бензола к раствору перманганата
калия. 14. Горение бензола. 15. Окисление
толуола.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей
молекул углеводородов. 2. Изучение свойств
природного каучука
Раздел III. Производные углеводородов (14 ч)
1. Понятие о спиртах. Предельные одноатомные
Моделировать строение изучаемых веществ.
спирты. Водородная связь. 2. Метанол и этанол.
Называть одноатомные спирты по международной
Получение и химические свойства одноатомных
номеклатуре. Исследовать свойства одноатомных и
спиртов. 3. Многоатомные спирты: этиленгликоль, многоатомных спиртов, фенола. Наблюдать
глицерин. 4. Фенолы.
демонстрируемые и самостоятельно проводимые
Демонстрации. 1. Сравнение свойств предельных опыты. Наблюдать и описывать химические
одноатомных спиртов (растворимость в воде,
реакции. Проводить качественные реакции на
горение, взаимодействие с натрием). 2.
многоатомные спирты и фенолы. Оказывать первую
Взаимодействие глицерина с натрием. 3.
помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
Растворимость фенола в воде. 4. Взаимодействие
связанных с веществами и лабораторным
фенола с бромной водой. 5. Взаимодействие
оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о
фенола с раствором щёлочи. 6. Вытеснение фенола закономерностях изменений свойств
из фенолята натрия угольной кислотой. 7.
функциональных производных углеводородов в
Взаимодействие фенола с раствором хлорида
гомологических рядах. Описывать генетические
железа (III) и бромной водой.
связи между изученными классами органических
Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления
веществ. Характеризовать способы получения,
этилового спирта оксидом меди (II). 2.
свойства и области применения изучаемых веществ.
Растворение глицерина в воде. 3. Взаимодействие
Осуществлять расчёты по химическим уравнениям,
глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
(II)

1. Альдегиды: изомерия, номенклатура,
физические и химические свойства.2. Получение и
применение альдегидов. 3. Карбоновые кислоты:
гомология, изомерия, номенклатура. Физические
свойства карбоновых кислот. 4. Химические
свойства и получение карбоновых кислот.
Сложные эфиры. 5. Практическая работа № 2.
Получение карбоновых кислот в лаборатории и
изучение их свойств. 6. Обобщающий урок по
теме 6. 7. Контрольная работа № 2.
Демонстрации. 1. Взаимодействие формальдегида
с аммиачным раствором оксида серебра и
гидроксидом меди (II). 2. Качественная реакция на
альдегиды с фуксинсернистой кислотой. 3.
Получение уксусного альдегида окислением
этанола. 4. Отношение олеиновой кислоты к
бромной воде. 5. Отношение олеиновой кислоты к
раствору перманганата калия. 6. Получение
сложного эфира.
Лабораторные опыты. 1. Окисление этанола
оксидом меди (II). 2. Окисление альдегида
гидроксидом меди (II). 3. Реакция серебряного
зеркала
1. Понятие об азотсодержащих органических
соединениях. Амины. 2. Анилин — представитель
ароматических аминов. 3. Ароматические
гетероциклические соединения. Демонстрации. 1.
Получение метиламина, его горение,
подтверждение щелочных свойств раствора и
способности к образованию солей. 2. Получение
красителя анилинового чёрного и окрашивание им
хлопковой ткани

Исследовать свойства альдегидов, карбоновых
кислот. Наблюдать демонстрируемые и
самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и
описывать химические реакции. Проводить
качественные реакции на альдегиды, карбоновые
кислоты. Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах
и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием. Обобщать знания и
делать выводы о закономерностях изменений
свойств функциональных производных
углеводородов в гомологических рядах. Описывать
генетические связи между изученными классами
органических веществ. Характеризовать способы
получения, свойства и области применения
изучаемых веществ. Осуществлять расчёты по
химическим уравнениям, связанные с массовой
(объёмной) долей выхода продукта реакции от
теоретически возможного

Осуществлять внутри- и межпредметные связи.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно
проводимые опыты. Наблюдать и описывать
химические реакции. Соблюдать правила техники
безопасности. Оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о
закономерностях изменений свойств
функциональных производных углеводородов в
гомологических рядах. Пользоваться информацией
из других источников для подготовки кратких
сообщений. Готовить презентации по теме
Раздел IV. Вещества живых клеток (5 ч)
1. Жиры — триглицериды: состав, строение,
Использовать внутри- и межпредметные связи.
свойства. 2. Классификация углеводов. Глюкоза:
Исследовать свойства изучаемых веществ.
строение, свойства, применение. 3. Сложные
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно
углеводы. Сахароза. Крахмал и целлюлоза. 4.
проводимые опыты. Наблюдать и описывать
Аминокислоты. 5. Белки: классификация,
химические реакции. Характеризовать свойства,
пространственное строение и свойства. Синтез
биологическую роль и области применения
белка.
изучаемых веществ. Проводить качественные
Демонстрации. 1. Растворимость жиров в
реакции на углеводы, белки. Соблюдать правила
растворителях различной природы. 2. Реакция
техники безопасности. Оказывать первую помощь
серебряного зеркала с раствором глюкозы. 3.
при отравлениях, ожогах и других травмах,
Окисление глюкозы гидроксидом меди (II). 4.
связанных с веществами и лабораторным
Гидролиз сахарозы. 5. Гидролиз целлюлозы. 6.
оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о
Растворение и осаждение белков. 7. Денатурация
классах органических соединений. Пользоваться
белков.
информацией из других источников для подготовки

Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров в
воде и органических растворителях. 2.
Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым
гидроксидом меди (II) при обычных условиях и
при нагревании. 3. Взаимодействие сахарозы с
гидроксидом меди (II) при обычных условиях. 4.
Взаимодействие крахмала с иодом. 5. Гидролиз
крахмала. 6. Цветные реакции на белок

кратких сообщений. Готовить презентации по теме

Содержание учебного предмета
Основные виды учебной деятельности
Химия 11 класс
Раздел I. Общая химия (21 ч)
1. Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи.
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Основные законы химии и расчёты на их основе. 2.
Называть и объяснять причины многообразия
Современные представления о строении атома. 3.
веществ. Обобщать понятия «s-орбиталь», «pПериодический закон и Периодическая система
орбиталь», «d-орбиталь». Описывать электронное
химических элементов Д. И. Менделеева в свете
строение атома с помощью электронных
теории строения атома. Демонстрации. 1. Модели
конфигураций. Характеризовать структуру таблицы
молекул. 2. Объёмные и плоскостные модели
«Периодическая система химических элементов Д.
атомных орбиталей. Опорные конспекты.
И. Менделеева» (короткая форма). Сравнивать
электронное строение атомов элементов малых и
больших периодов. Определять понятия
«химический элемент», «порядковый номер»,
«массовое число», «изотоп», «относительная
атомная масса», «электронная оболочка»,
«электронный слой», «электронная орбиталь»,
«Периодическая система химических элементов».
Проводить расчёты по химическим формулам и
уравнениям
1. Химическая связь и её виды. 2. Кристаллические
Использовать внутри- и межпредметные связи.
решётки. Взаимосвязь типа химической связи,
Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь»,
кристаллической решётки и свойств веществ. 3.
«ковалентная полярная связь», «ионная связь»,
Многообразие веществ и его причины.
«водородная связь», «металлическая связь», «ионная
Демонстрации. 1. Образцы веществ. 2. Модели
кристаллическая решётка», «атомная
молекул, кристаллических решёток. 3. Схемы
кристаллическая решётка», «молекулярная
образования разных видов связи. 4. Образцы
кристаллическая решётка», «металлическая
аморфных и кристаллических веществ. 5. Плавление кристаллическая решётка». Моделировать строение
хлорида натрия; возгонка иода; изучение тепловой и веществ с ковалентной и ионной связью. Описывать
электрической проводимости металлов. 6.
строение комплексных соединений. Описывать
Получение аллотропных модификаций кислорода,
процессы, происходящие при растворении веществ в
серы, фосфора.
воде. Проводить расчёты по химическим формулам
и уравнениям. Аргументировать выбор
1. Чистые вещества и смеси. Растворы.
классификации химических реакций. Наблюдать и
2. Практическая работа № 1. Приготовление
описывать химические реакции. Делать выводы из
растворов заданной концен- трации. 3. Растворы
результатов проведённых химических опытов.
электролитов. 4. Дисперсные системы. Коллоидные Участвовать в совместном обсуждении результатов
растворы. 5. Контрольная работа № 1.
опытов. Соблюдать технику безопасности.
Демонстрации. 1. Дисперсные системы. 2.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах
Истинные и коллоидные растворы. 3. Таблицы и
и других травмах, связанных с веществами и
схемы классификации дисперсных систем.
лаборатор- ным оборудованием. Объяснять:
1. Классификация реакций в неорганической и
процессы, протекающие при электролизе расплавов

органической химии. 2. Тепловой эффект
химической реакции. 3. Скорость химической
реакции. Катализ. 4. Обратимость химических
реакций. Химическое равновесие. 5. Реакции
ионного обмена в водных растворах. 6.
Практическая работа № 2. Решение
экспериментальных задач. 7. Гидролиз
органических и неорганических веществ. 8.
Окислительно-восстановительные реакции. 9.
Электролиз растворов и расплавов. 10. Контрольная
работа № 2.
Демонстрации. 1. Экзо- и эндотермические
реакции. 2. Схемы. 3. Таблицы. 4. Опыты,
отражающие зависимость скорости химических
реакций от природы и измельчения веществ, от
концентрации реагирующих веществ, от
температуры. 5. Опыты, показывающие
электропроводность расплавов и растворов веществ
различного строения. 6. Изменение окраски
индикаторов в различных средах. 7. Амфотерность
и закономерности протекания реакций обмена. 8.
Электролиз растворов солей.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с
соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие
цинка с концентрированной и разбавленной серной
кислотой. 3. Изменение окраски индикаторов в
различных средах. 4. Гидролиз солей.

и раство- ров; условия течения реакций в рас- творах
электролитов до конца; усло- вия, влияющие на
положение химиче- ского равновесия; условия,
влияющие на скорость химической реакции. Составлять схемы электролиза электро- литов в
расплавах и растворах. Предсказывать: возможность
протека- ния химических реакций на основе
имеющихся знаний химической тер- модинамики;
направление смещения химического равновесия при
измене- нии условий проведения обратимой
химической реакции; реакцию среды водных
растворов солей. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процес- сы, при
которых изменяются степени окисления атомов.
Проводить расчёты по химическим формулам и
уравнениям. Пользоваться информацией из других
источников для подготовки кратких сообщений

Раздел II. Неорганическая химия. Взаимосвязь органической и неорганической химии (13 ч)
1. Положение металлов в Периодической системе
Использовать внутри- и межпредмет- ные связи.
химических элементов. Д. И. Менделеева и их
Обобщать знания и делать выводы о
общая характеристика. 2. Металлы главных
закономерностях изменений свойств металлов и
подгрупп. 3. Металлы побочных подгрупп. 4.
неметаллов в периодах и группах Периодической
Коррозия металлов. Получение и применение
системы. Исследовать свойства изучаемых веществ.
металлов.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно

1. Положение неметаллов в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева и их общая
характеристика. 2. Общая характеристика
неметаллов VII и VIA-групп. 3. Общая
характеристика неметаллов V и IVA-групп. 4.
Контрольная работа № 3.
Демонстрации. 1. Таблицы и схемы строения
атомов, распространения элементов в природе,
получения и применения соединений неметаллов. 2.
Вытеснение галогенов из их солей. 3. Получение
аллотропных модификаций кислорода, серы и
фосфора. 4. Реакции, иллюстрирующие основные
химические свойства серы, кислорода, фосфора. 5.
Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с
водой, лития с азотом воздуха, натрия с
неметаллами. 6. Гашение негашёной извести. 7.
Взаимодействие алюминия с водой, бромом, иодом.
8. Образцы сплавов железа. 9. Образцы металлов dэлементов и их сплавов, а также некоторых
соединений. 10. Опыты, иллюстрирующие
основные химические свойства соединений dэлементов.
Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на
галогенид-ионы. 2. Качественные реакции на ионы
железа Fe2+ и Fe3+.

проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых
веществ на основе наблюдений за их
превращениями. Делать выводы из результатов
проведённых химических опытов. Участвовать в
совместном обсуждении результатов опытов.
Соблюдать технику безопасности. Оказывать
первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием. Объяснять взаимосвязи между
нахождением в природе, свойствами, биологической
ролью и областями применения изучаемых веществ.
Прогнозировать свойства неизученных элементов и
их соединений на основе знаний о Периодическом
законе. Различать виды коррозии. Объяснять
процессы, происходящие при химической и
электрохимической коррозии; способы защиты
металлов от коррозии. Объяснять взаимосвязи
между неорганическими и органическими
веществами. Объяснять зависимость форм
нахождения веществ в природе и их применения
человеком от химических свойств веществ. Знать и
уметь объяснять способы защиты окружающей
среды и человека от промышленных загрязнений.
Объяснять условия проведения химических реакций,
лежащих в основе получения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, лежащие в основе
1. Общая характеристика неорганических и
получения изучаемых веществ. Осуществлять
органических соединений и их генетическая
расчёты по химическим уравнениям, связанным с
взаимосвязь. 2. Практическая работа № 3.
массовой (объёмной) долей выхода продукта
Решение экспериментальных задач.
реакции от теоретически возможного.
1. Вещества и материалы вокруг нас. 2. Химическое Прогнозировать последствия нарушений правил
безопасной работы со средствами бытовой химии.
загрязнение окружающей среды и его последствия.
3. Научные методы познания веществ и химических Проводить расчёты по химическим формулам и
уравнениям. Пользоваться информацией из других
реакций.
источников для подготовки кратких сообщений.
Демонстрации. 1. Знакомство с образцами
лекарственных веществ, бытовой химии. 2. Образцы Готовить компьютерные презентации по теме
металлических руд и другого сырья для
металлургических производств. 3. Модель колонны
синтеза для производства аммиака. 4. Схемы
производства чугуна и стали. 5. Таблицы,
классификационные схемы методов познания.

6. Тематическое планирование.
№
п/п
1.
2.

Разделы, темы
Раздел I. Теоретические основы органической химии
Раздел II. Классы органических соединений.
Углеводороды

Количество часов
Рабочая
Авторская
программа
программа
10 кл.
11 кл.
4
5
11

10

3.

Раздел III. Производные углеводородов

14

9

4.
5.
6.

Раздел IV. Вещества живых клеток
Химия полимеров
Раздел I. Общая химия
Раздел II. Неорганическая химия. Взаимосвязь
органической и неорганической химии

5
21

5
6

7.

Итого
Всего за 2 года обучения

22

13

12
35

70

34
69

7. Форма организации учебных занятий по химии в 10- 11 классах:
фронтальная, индивидуальная, групповая (парная, кооперативно-групповая,
дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая).
Форма организации обучения предполагает разнообразный вид учебного занятия:
урок, лекция, семинар, практикум.
8. Система оценивания.
Текущий контроль знаний проводится в форме опросов, экспресс-опросов (для
оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала). Промежуточный
контроль за качеством обучения и усвоения материала осуществляется в форме письменных
контрольных, контрольных работ по текстам администрации общеобразовательного
учреждения (с заданиями разного уровня сложности), тестирование. На практических
работах применяется наблюдение за формированием умений, навыков и приемов
применения практических знаний. Итоговый контроль знаний проводится в форме итогового
тестирования.
Текущее и промежуточное оценивание
Формы оценивания
Инструменты\шкалы\критерии
Устные и письменные ответы
5-балльная система
Лабораторная работа
5-балльная система
Практическая работа
5-балльная система
Тестирование
5-балльная система
Химический диктант
5-балльная система
Итоговое оценивание
Формы оценивания
Внутренне оценивание
Контрольная работа
Внешнее оценивание
ГИА

Инструменты\шкалы\критерии
5-балльная система

Практические работы

Контроль знаний
10 класс

Практическая работа № 1. Получение Входная контрольная работа.
этилена и изучение его свойств.
Практическая работа № 2. Получение Административная контрольная работа за 1 полугодие
карбоновых кислот в лаборатории и
изучение их свойств.
Практическая работа №3 Распознавание Итоговая контрольная работа
пластмасс и волокон.
11 класс
Практическая работа № 1. Приготовление Входная контрольная работа.
растворов заданной концентрации
Практическая работа № 2. Решение
Административная контрольная работа за 1 полугодие.
экспериментальных задач
Итоговая контрольная работа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Химия 10 класс (35 часов)
№
п/п

1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема урока

Дата
план факт

Раздел I. Теоретические основы органической химии (5 ч)
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии.
Введение в органическую химию.
Теория химического строения органических веществ.
Входная контрольная работа.
Особенности строения органических соединений.
Классификация органических соединений
Раздел II. Классы органических соединений. Углеводороды (10 ч)
Анализ контрольной работы. Алканы.
Метан. Циклоалканы
Алкены.
Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его
свойств.
Алкадиены.
Алкины.
Арены.
Природные источники углеводородов.
Обобщение и систематизация знаний.
Административная контрольная работа за 1 полугодие.
Раздел III. Производные углеводородов (9 ч)
Анализ контрольной работы. Спирты.
Многоатомные спирты
Фенол.
Альдегиды.
Карбоновые кислоты.
Практическая работа № 2. Получение карбоновых кислот в
лаборатории и изучение их свойств.
Сложные эфиры.
Амины
Раздел IV. Вещества живых клеток (5 ч)
Жиры.
Углеводы. Моносахариды. Дисахариды.
Полисахариды.
Аминокислоты. Белки.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Химия полимеров (6ч)
Полимеры
Волокна
Практическая работа №3 Распознавание пластмасс и волокон.
Обобщение и систематизация знаний
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы. Подведение итогов.

Кол- Прим
во
ечан
часов
ие
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Химия 11 класс (34 часа)
№ п/п

Дата

план факт

Тема урока

Колво
часов

Прим
ечани
е

Раздел I. Общая химия (22ч.)
Вводный инструктаж по технике безопасности.
1
1
Законы сохранения массы и энергии.
2
Периодический закон. Строение атома.
1
Строение атомов переходных элементов.
1
3
4
Входная контрольная работа.
1
Анализ контрольной работы. Ионная химическая связь.
1
5
Ионная кристаллическая решётка.
Ковалентная химическая связь. Атомная и молекулярная
1
6
кристаллические решётки.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая
1
7
решётка. Водородная связь.
8
Дисперсные системы.
1
9
Чистые вещества и смеси. Растворы..
1
10
Концентрация растворов
1
1
Практическая работа № 1. Приготовление растворов
11
заданной концентрации.
12
Классификация химических реакций
1
13
Скорость химической реакции.
1
14
Катализ.
1
15
Административная контрольная работа за 1 полугодие.
1
Анализ контрольной работы. Обратимость химических
1
16
реакций. Химическое равновесие.
Электролитическая диссоциация. Роль воды в химических
1
17
реакциях.
18
Реакции ионного обмена в водных растворах.
1
1
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных
19
задач.
Гидролиз.
1
20
Окислительно-восстановительные реакции.
1
21
22
Электролиз.
1
Раздел II. Неорганическая химия. Взаимосвязь органической и неорганической химии (12 ч)
23
Общая характеристика. Получение и применение металлов
1
24
Металлы главных подгрупп
1
25
Металлы побочных подгрупп
1
26
Сплавы.Коррозия металлов.
1
27
Общая характеристика неметаллов.
1
28
Окислительные свойства серной и азотной кислот.
1
29
Летучие водородные соединения.
1
Генетическая связь неорганических и органических
1
30
соединений.
Химия в промышленности и быту.
1
31
32
Обобщение и систематизация знаний.
1
33
Итоговая контрольная работа.
1
Анализ контрольной работы. Подведение итогов.
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».