Рабочая программа. Астрономия. 11 кл.

Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на: 35 часа
Программа по астрономии реализуется в течение 1 года.
Распределение учебных часов по разделам программы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Введение
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия
Млечный путь
Галактики
Современные проблемы астрономии
Строение и эволюция Вселенной
Резерв
Итого:

Количество часов
1
5
3
7
7
3
3
3
2
1
34

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения астрономии являются:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 готовность
и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего
возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки; осознание значимости науки, владения
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научнотехническому творчеству;
 чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
 положительное отношение к труду, целеустремлённость;
 экологическая культура, бережное отношение к родной земле,
природным богатствам России, мира и космоса, понимание
ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
природопользование.
Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
1.

освоение регулятивных универсальных учебных действий:










2.

освоение познавательных универсальных учебных действий:













3.

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
цели ресурсы;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью;
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления
выявленных
в
информационных
источниках
противоречий;
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщённые способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного
суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
анализировать
и
преобразовывать
проблемно-противоречивые
ситуации;
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и
выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить
проблему и работать над её решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться);

освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами);
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом (решением);
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
 подбирать
партнёров для деловой коммуникации, исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного
развития;
 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне
являются:
 сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
 владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование
астрономической терминологией и символикой;
 сформированность
представлений о значении астрономии в
практической деятельности и дальнейшем научно-техническом
развитии;
 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического
пространства
и
развития
международного
сотрудничества в этой области.


Содержание
Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами,
Солнцем,

звёздами, звёздными скоплениями,

галактиками,

скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них
и

в

окружающем

характерными

их

пространстве.

масштабами,

Учащиеся

характеризующими

знакомятся

с

свойства

этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных
оптических,

инфракрасных,

радио-,

рентгеновских телескопах и

обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными
телами и объектами, которые они в дальнейшем

будут подробно

изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде
звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в
созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные
времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по
созвездиям к использованию небесных координат позволил в
количественном отношении изучать видимые движения тел. Также
целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет
и на основе этого — получение представления о том, как астрономы
научились предсказывать затмения; получения представления об
одной из основных задач астрономии с древнейших времён —
измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (3 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной
системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы
Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические
скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной
системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления
приливов и прецессии; понять физические особенности строения
планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об
особенностях природы и движения астероидов, получить общие

представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии
взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных
представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах
оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их
помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных
характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с
ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы
узнали
о
внутреннем
строении Солнца
и
как
наблюдения
солнечных нейтрино подтвердили
наши
представления о
процессах внутри
Солнца;
получить
представление: об
основных характеристиках звёзд,
их
взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять
природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как
двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие
звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых
и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике —
Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и
пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной
структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас
сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной
чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах
галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям
красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о
вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить
представление об активных галактиках и квазарах и о физических
процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их
скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе,
заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном
объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о
конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с
этим, о теоретических положениях общей теории относительности,
лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной;
узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели

Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре
вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе
реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного
расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления
изучения Вселенной, рассказать о возможности определения
расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и
об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной
энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат
представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных
для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей
Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и
проблемах связи с ними.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета,
астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная
система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная
планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс,
реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая
единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики; уметь
•
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах
Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной
активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического
телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с

использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции
звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,
Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного
пункта;
•
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии
с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии;
отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в
сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Календарно-тематическое планирование.
№

Раздел, тема урока

Введение (1 ч)
Введение в астрономию
Астрометрия (5 ч)
2/1 Звёздное небо
3/2 Небесные координаты
4/3 Видимое движение планет и Солнца
5/4 Движение Луны и затмения
6/5 Время. Календарь
Небесная механика (3ч)
7/1 Система мира
8/2 Законы Кеплера движения планет
9/3 Космические скорости и межпланетные
перелёты
Строение Солнечной системы(7ч)
10/1 Современные представления о строении и
составе Солнечной системы
11/2 Планета Земля
12/3 Луна и её влияние на Землю
13/4 Планеты земной группы
14/5 Планеты – гиганты. Планеты карлики
15/6 Малые тела Солнечной системы
16/7 Современные представления о происхождении
Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия (7ч)
17/1 Методы астрофизических исследований
18/2 Солнце
19/3 Внутреннее строение и источник энергии
Солнца
20/4 Основные характеристики звёзд
21/5 Белые карлики…
22/6 Новые и сверхновые звезды
23/7 Эволюция звёзд
Млечный путь (3ч)
24/1 Газ и пыль в галактике
25/2 Рассеянные и шаровые звёздные скопления
26/3 Сверх массивная чёрная дыра в центре млечного
пути
Галактики (3ч)
27/1 Классификация галактик.
28/2 Активные Галактики и квазары
29/3 Скопление галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2ч)
30/1 Конечность и бесконечность Вселенной
Расширяющаяся Вселенная
31/2 Модель «горячей Вселенной» и реликтовое
излучение
1/1

Дата проведения

1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя

Корректиро
вка

Современные проблемы астрономии (3ч)
32/1 Ускоренное расширение Вселенной и тёмная
энергия
33/2 Поиск жизни и разума во Вселенной. Поиск
жизни и разума во Вселенной
34/3 Обобщающий урок

32 неделя
33 неделя
34 неделя

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплект, используемый при реализации рабочей
программы:
1.

2.

Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение,
2020.
Астрономия. Методическое пособие: 10–11классы. Базовый уровень:
учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред.
В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017.

Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Яхно Г. С. Наблюдения и практические работы по астрономии в
средней школе. — М.: Просвещение, 1965.
Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии:
Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
Левитан Е. П. Дидактика астрономии. — М.: Эдиториал УРСС, 2004.
Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии / под ред.
В. Г. Сурдина. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.
Перельман Я. И. Занимательная астрономия. — М.: ВАП, 1994.
Климишин И. А. Элементарная астрономия. — М.: Наука. Гл. ред.
физ.-мат. лит., 1991.
Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. — М.: Наука. Гл.
ред. физ.-мат. лит., 1969.

Электронные образовательные ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть
http://afportal.kulichki.net/ – сайт учителя физики и астрономии высшей
категории Грабцевича В. И.
http://myastronomy.ru/ – сайт преподавателя астрономии, кандидата
педагогических наук Шатовской Н. Е.
http://www.gomulina.orc.ru/ – сайт учителя физики и астрономии
Гомулиной Н. Н.
http://college.ru/astronomy/course/content/content.html –
Открытая
Астрономия 2.6
https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по
космической деятельности Роскосмос
http://www.planetarium-moscow.ru/ – сайт Московского планетария.
http://www.galactic.name/ – астрономический портал "Имя Галактики"
http://www.walkinspace.ru/ – портал "Путешествие в космос"

10.
11.
12.
13.
14.

https://www.uahirise.org/ru/ – русскоязычная версия проекта "Марс без
границ"
http://stars.chromeexperiments.com/ –
виртуальная
экскурсия
по
Вселенной
https://www.nasa.gov/ – официальный сайт Национального управления
по аэронавтике и исследованию космического пространства
Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия 9–10", ООО
"Физикон", 2003
Stellarium 0.17.0 – электронный планетарий (http://stellarium.org/ru/)

Технические средства обучения, наглядные пособия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

ТСО (ПК, мультимедийный проектор, экран)
Модель небесной сферы.
Комплект подвижных карт звёздного неба.
Глобус Земли.
Глобус Луны.
Школьный астрономический календарь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».