Аннотации к рабочим программам СОО в Соответствии с ФОП СОО

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа им. Героя РФ Якупова Ф.А. с. Бурлы
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной
программы среднего общего образования
(10–11 классы)
2023 – 2024 учебный год
Предмет

Русский язык
(ФРП)

Литература
(ФРП)

Аннотация к рабочей программе
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании
программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение
учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Программа по родному (башкирскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью
Родной (башкиркий)
оказания
методической
помощи
учителю
язык
в
создании
рабочей
программы
по
учебному
предмету,
ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Программа
по
родному
(башкирскому)
языку
направлена
на
удовлетворение
потребностей
обучающихся
в
изучении
родного
языка
как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, а также на систематизацию знаний и
коммуникативных навыков по родному (башкирскому) языку, полученных в предыдущих классах.
В содержании программы по родному (башкирскому) языку предусматривается расширение сведений,
имеющих
отношение
не
к
грамматической
структуре
языка,
а
к
вопросам
реализации
языковой
системы
в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям родного языка с историей и культурой
народа. Программа отражает социокультурный контекст существования башкирского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные
линии: «Речевая деятельность и культура речи» (направлена на формирование навыков речевого общения),
«Основные сведения о языке. Разделы науки о языке» (направлена на формирование лингвистической
компетенции обучающихся и включает разделы, отражающие структуру башкирского языка и особенности
функционирования языковых единиц).
Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей:
совершенствование
видов
речевой
деятельности,
коммуникативных
умений
и культуры речи на родном (башкирском) языке;
применение полученных коммуникативных умений и навыков на практике;

расширение знаний о специфике башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с
разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, – 136 часов: в 10 классе – 68
часов
(2
часа
в
неделю),
в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Родной (татарский) Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного
предмета «Родной (татарский) язык»:
язык











Родная
(башкирская)
литература

формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества и государства; через изучение русского,
родного и иностранного языков и литератур к ценностям национальной и мировой культуры;
возможность свободно общаться в различных формах и на разные темы в учебном процессе и во внеклассных
мероприятиях;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к татарскому языку, понимание значимости
хорошего владения родным языком, стремления к его грамотному использованию;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
овладение изучаемыми нормами татарского языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения; использование этих норм для
успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения;
формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основами грамотного письма, основными орфографическими и пунктуационными умениями;
применение правил орфографии и пунктуации в процессе письма;
овладение основными понятиями и правилами из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики,
орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные
единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя уровня общей культуры человека.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» (базовый
уровень) (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родной
(башкирской) литературе, родная (башкирская) литература) разработана для обучающихся, владеющих и (или)
слабо владеющих родным (башкирским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родной (башкирской) литературе.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (башкирской) литературы, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.

Родная (татарская)
литература

Планируемые результаты освоения программы по родной (башкирской) литературе включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а
также предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родной (башкирской) литературе разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Основная задача учебного предмета «Родная (башкирская) литература» на уровне среднего общего
образования – повышение общекультурного уровня учащихся, дальнейшее расширение эстетического кругозора,
углубление нравственных ориентаций, совершенствование разговорной речи.
Основную концепцию программы по башкирской литературе составляет совместное изучение литературы
и культуры, рассмотрение их в качестве духовного богатства, воспроизводящего оригинальный менталитет
башкирского народа. Воспитательные возможности родной литературы в плане привития башкирским детям,
обучающимся на русском языке, уважения к родной литературе, культуре, ознакомление с историей родного
народа.
Произведения для чтения подобраны из ярких образцов башкирской литературы, размещены на основе
хронологии развития истории башкирской литературы. Наряду с образцами башкирской художественной
литературы включены краткие сведения об авторах.
При подборе литературных текстов учтены их возможности для подачи информации о родной
(башкирской) литературе, гуманистическое содержание, ценность, возможность положительного влияния на
личность обучающегося. Основу программы составляют известные произведения башкирской литературы.
Важное место в программе отведено произведениям, имеющим отношение к народному менталитету, истории,
культуре.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути татарских писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и
изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

История
(ФРП)

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм,
телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Федеральная рабочая программа по истории на уровне сред­ него общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит не­ посредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

Обществознание
(ФРП)

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,

География
(ФРП)

вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 10-11 классах по 2 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о

динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 78 часа: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета
ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; предполагает

освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134
от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные
сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 часов.

Иностранный
язык (английский)

Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 05 2012 № 413 с изменениями,
внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 12 2014 № 1645, от 31
12 2015 № 1578, от 29 06 2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 09
2020 № 519, от 11 12 2020 № 712), основной образовательной программой среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28.06.2016 г. № 2/16) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения

Математика

основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных
в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО от 12 04
2021 г , Протокол №1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических
особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского)
языка с содержанием других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом
возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней
общеобразовательной школы предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных
речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих
программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между
этапами общего образования английскому языку. При этом содержание примерной программы среднего общего
образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16—17 лет.
Рабочая программа предмета «Иностранный язык (английский)» для гуманитарного профиля реализуется на
основе УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы
О.В. Афанасьева, Д. Дули и др.). К завершению обучения в средней школе планируется достижение учащимися
11 класса уровня подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям –
аудировании, чтении, письме и говорении, соответствующего уровню В1/В2.
На ступени среднего общего образования на изучение предмета “Английский язык” в гуманитарном профиле
отводится 204 часа (3 часа в неделю).
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.

Математика
(углубленный
уровень)

Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо
одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение
математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350
учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» углублённого уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультуного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублённого уровня: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не
независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая
составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и
противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической
индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность

Информатика

Биология
(углубленный
уровень)

рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам
обучения на уровне среднего общего образования.
В учебном плане технологического и социально-экономического профилей на изучение математики в 10—11
классах на углублённом уровне отводится 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 560
учебных часов.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы
воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10—11 классы) является одним из компонентов
образовательной области «Естественные науки». Согласно положениям ФГОС СОО, профильные учебные
предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения на старшей
ступени школы и призваны обеспечить преемственность между основным общим, средним общим, средним
специальным и высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть
ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, связанных с

Физика

профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной области научного знания, связанного
с биологией, медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Структура программы учебного предмета «Биология» отражает системно-уровневый и эволюционный подходы
к изучению биологии, согласно которым изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем
разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения биологического разнообразия
планеты. В 10 классе изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии; актуализируются знания обучающихся по
ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы
экологии и учение о биосфере.
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «Биология» учебным
планом на углублённом уровне в естественно-научном профиле 10—11 классов. Программа рассчитана на
проведение 3 часов занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число
учебных часов за 2 года обучения составляет 204 часов, из них 102 часа (3 часа в неделю) в 10 классе, 102 часа
(3 часа в неделю) в 11 классе.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения
по 2 часа в неделю в гуманитарном, социально-экономическом профилях 10 и 11 классов.

Химия

Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о
номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных
классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических
веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения
всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.

Физическая
культура

На ступени среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в
гуманитарном, социально-экономическом и технологическом профилях 10 и 11 классов.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в неделю), из которых 136 часов (2 часа в неделю)
отводятся на реализацию программы инвариантных модулей. На вариативные модули отводится 68 часов из
общего объёма (1 час в неделю). Вариативные модули рабочей программы, включая и модуль «Базовая
физическая подготовка», могут быть реализованы за счет часов внеурочной деятельности, в форме сетевого
взаимодействия с организациями системы дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».