Аннотации к рабочим программам ООО в Соответствии с ФОП ООО

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа им. Героя РФ Якупова Ф.А. с. Бурлы
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной
программы основного общего образования
(5–9 классы)
2023 – 2024 учебный год
Предмет
Аннотация к рабочей программе

Русский язык(ФРП)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
меж- национального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют
успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для
человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры
ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка на ступени основного общего образования отводится 680 часов:
● 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 6 класс – 170 часа (5 часов в неделю);
● 7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

Литература
(ФРП)

Родной (башкиркий)
язык

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и
национального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных
особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта
преемственности с курсом литературного чтения на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что
способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического
отношения к окружающему миру и его воплощению в творческих работах различных жанров. В рабочей
программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей
русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной
литературы.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю.
Суммарно изучение литературы на уровне основного общего образования по программам основного общего
образования рассчитано на 442 часа.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» (предметная
область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родному (башкирскому)
языку, родной (башкирский) язык, башкирский язык) разработана для образовательных организаций с
обучением на родном (башкирском) языке и для обучающихся, владеющих родным (башкирским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (башкирскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (башкирского) языка, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку включают

личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а
также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родному (башкирскому) языку разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Башкирский язык - родной язык башкирского народа, государственный язык Республики Башкортостан.
Родной язык служит средством приобщения к духовному богатству башкирской культуры, является средством
социализации личности и приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Родной
(башкирский) язык является основой формирования этических норм поведения обучающегося в разных
жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции
моральных норм.
Обучение башкирскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
5.2. В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные
линии:
«Общие сведения о языке» (изучение взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры башкирского народа, национально-культурной специфики башкирского языка, овладение культурой
межнационального общения);
«Язык и речь» (совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи);
«Культура речи» (формирование навыков сознательного использования норм башкирского
литературного языка в устной и письменной формах с учетом требований уместности, точности, логичности,
чистоты, богатства и выразительности);
«Текст» (развитие умений и навыков понимать, анализировать и создавать тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности);
«Функциональные разновидности языка» (изучение функционально-стилевой системы: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной
литературы);
«Система языка» (фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика,
словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация).
5.3. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание сознательного отношения к башкирскому языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства башкирского и других народов Республики Башкортостан, как к
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на родном
(башкирском) языке;
расширение знаний о специфике башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с

Родной (татарский)
язык

разделами науки о языке;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой
практике разнообразных грамматических средств.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, - 510 часов: в 5
классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе - 102 часа (3 часа в
неделю), в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 5–9 классов основного общего
образования (далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Родной (татарский) язык».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22
от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 2/220 от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии
министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией
федерального государственного общеобразовательного стандарта. Программа ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить основой для
составления рабочих программ по учебному предмету «Родной (татарский) язык». Авторы рабочих программ
могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного (татарского) языка современные подходы к
достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС
ООО);
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета
«Родной (татарский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО;

3) разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса,
используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определенного раздела /
темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов
/ тем курса.
Рабочая программа по учебному предмету «Государственный (башкирский) язык Республики
Государственный язык
республики Российской Башкортостан» (предметная область
«Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по государственному (башкирскому)
Федерации
языку, государственный (башкирский) язык, башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и
(башкирский)

Родная (башкирская)
литература

(или) слабо владеющих башкирским языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку.
Программа по государственному (башкирскому) языку разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Статус государственного (башкирского) языка в условиях освоения на уровне основного общего
образования предусматривает практическое овладение им как средством общения и как способом духовнонравственного развития и воспитания обучающихся. Овладение государственным (башкирским) языком как
средством общения обеспечивает способность и готовность обучающихся к коммуникации в повседневной
жизни, к взаимопониманию и взаимодействию в полиэтническом обществе.
Программа по государственному (башкирскому) языку ориентирована на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных
форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
В содержании программы по государственному (башкирскому)языку выделяются следующие
содержательные линии: «Я и мой мир»,
«Башкортостан
– край родной», «Природа родного края»,
«Грамматический материал», «Развитие речи».
Изучение государственного (башкирского) языка направлено надостижение следующих целей:
- формирование у обучающегося коммуникативной компетенции восновных видах речевой
деятельности на башкирском языке;
усвоение знаний о башкирском языке как системе.
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература»
(предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родной
(башкирской) литературе, родная (башкирская) литература, башкирская литература) разработана для
образовательных организаций с родным (башкирским) языком обучения, для обучающихся, владеющих
родным (башкирским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по родной (башкирской) литературе.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (башкирской) литературы, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного

Родная (татарская)

изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родной (башкирской) литературе включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а
также предметные результаты за каждый год обучения.
5.1. Программа по родной (башкирской) литературе разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
5.2. В основе программы по родной (башкирской) литературе лежат идеи гуманитарные педагогические
принципы, позволяющие рассматривать духовную жизнь человека, его внутренний мир, отраженный в
произведении, как главный предмет осмысления, а мир самого обучающегося - как главную ценность.
5.3. Программа по родной (башкирской) литературе обеспечивается содержательными связями с
учебными предметами гуманитарного цикла («Родной (башкирский) язык», «Литература», «История»).
Освоение программы по родной (башкирской) литературе содействует формированию разносторонне
развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим
ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и окружающему миру.
5.4. Знакомство с произведениями искусства башкирского народа расширяет представления
обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
5.5. В содержании программы по родной (башкирской) литературе выделяются следующие
содержательные линии: устное народное творчество, башкирская литература XI - XVIII веков, башкирская
литература XIX - начала XX века, башкирская советская литература, современная башкирская литература,
русская литература, сведения по теории и истории литературы.
5.6. Изучение родной (башкирской) литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, включенной в культурно-языковое поле башкирского народа,
приобщение обучающегося к литературному наследию башкирского народа, формирование отношения к
башкирской литературе как к одной из основных культурных ценностей башкирского народа;
развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать на эмоциональном и интеллектуальном уровнях художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении;
совершенствование базовых коммуникативных навыков, воспитание культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера.
5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (башкирской) литературы - 170 часов: в 5
классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 5–9 классов

литература

История
(ФРП)

основного общего образования (далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам
обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Родная (татарская) литература».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
8) Конституция Российской Федерации;
9) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
10) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
11) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
12) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22
от 18 марта 2022 г.);
13) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол №2/220 от 2 июня 2020 г.);
14) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии
министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).
Программа разработана для организаций, реализующих программы основного общего образования, и
направлена на оказание методической помощи учителям, реализующим предметную область «Родной язык и
родная литература».
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного образовательного стандарта. Программа ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить основой для составления
рабочих программ по учебному предмету «Родная (татарская) литература». Авторы рабочих
программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала,
определению последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Федеральная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на
основетребований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
программывоспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
ООП ООО. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного,нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в
окружающем социуме,культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История
даёт возможность познания ипонимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель

предполагает формирование у

«Введение в
Новейшую историю
России»

Обществознание
(ФРП)

обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в
мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение учебного предмета «История» на ступени основного общего образования отводится 340 часов: в 5-9
классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. В 9 классе предусмотрено изучение учебного модуля
«Введение в Новейшую историю России» в объёме 14 часов.
Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» составлена на основе положений и
требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования с учётом федеральной
программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных
организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у
подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной
России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для
овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего
образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую
направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
На реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России» в рамках курса Истории России в 9 классе
отводится не менее чем на 14 учебных часов.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.

География
(ФРП)

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2
часа в 7, 8 и 9 классах.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.
Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать
опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно
вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;

Иностранный
язык (английский)

модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения».
В 8—9 классах предмет изучается из расчёта 1 час в неделю (всего 68 часов).
Рабочая программа по предмету «Второй иностранный язык. Английский язык» н уровне основного общего
образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном
кодификаторе по иностранному (английскому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания.

Математика

Рабочая программа разработана на основе рабочей программы ООО по английскому языку (одобрена решением
ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых результатов основного общего
образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г, УМК «Мой выбор – английский» авторов Маневич Е.Г.,
Полякова А.А., Дули Д. (1.1.2.3.2.2.1- 1.1.2.3.2.2.5 ФПУ утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 21
сентября 2022 г. № 858).
Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию многоязычия и диалога
культур. Наряду с этим второй иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными
областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной
составляющей базы для общего и специального образования.
Содержание программы пятого года обучения направлено на комплексное решение задач, стоящих при изучении
второго иностранного языка, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как
способность учащихся общаться на английском языке. К завершению обучения в основной школе планируется
достижение учащимися 9 класса базового уровня подготовки по английскому языку по четырем
коммуникативным компетенциям – аудировании, чтении, письме и говорении (уровень А2).
На изучение предмета “Английский язык” на ступени основного общего образования отводится 510 часов:
● 5 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
● 6 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
● 7 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
● 8 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
● 9 класс – 102 часов (3 часа в неделю).
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-9 классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Основные линии содержания курса математики в 5-9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры
и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5-9 классах учебный предмет
«Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5-6 классах — курса «Математика»,
в 7—9 классах — курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) и «Геометрия».
Настоящей программой вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».

Информатика

Биология

Физика

На изучение математики в 5—6 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, в
7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952 учебных часа.
Рабочая программа по информатике на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
рабочей программе воспитания.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного
содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
● цифровая грамотность;
● теоретические основы информатики;
● алгоритмы и программирование;
● информационные технологии.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа – по 1 часу в неделю в
7, 8 и 9 классах соответственно.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований
ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего
образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из
расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8-9 классах – 2 часа в неделю.
Рабочая программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также
с учётом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Цели изучения физики:

Химия

Музыка

● приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
● развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к
окружающим явлениям;
● формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
● формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и
технологий;
● развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с
физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 238 часов за три года обучения
по 2 ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе.
Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном
кодификаторе по химии, а также на основ е федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при
получении основного общего образования и с у чётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:
● распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по предмету «Музыка»;
● федеральной программы воспитания.
Рабочая программа по музыке основного общего образования разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),
примерной программы воспитания. Рабочая программа разработана на основе рабочей программы ООО по музыке
(одобрена решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых результатов
основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г, УМК «Музыка» авторов Сергеевой Г. П.,
Критской Е. Д. (1.1.2.7.2.1.1- 1.1.2.7.2.1.4. ФПУ утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября
2022 г. № 858).
Целью реализации программы является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является эстетическое восприятие

Изобразительное
искусство

искусства, постижение мира через его переживание, самовыражение через творчество. Содержание рабочей
программы учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования предусматривает изучение
программного материала по нескольким модулям: «Музыка моего края», «Народное музыкальное творчество
России», «Музыка народов мира», «Европейская классическая музыка», «Русская классическая музыка», «Истоки
и образы русской и европейской духовной музыки», «Современная музыка: основные жанры и направления»,
«Связь музыки с другими видами искусства», «Жанры музыкального искусства».
На изучение предмета “Музыка” на ступени основного общего образования отводится 78 часов:
● 5 класс – 17 часа (0,5 час в неделю);
● 6 класс – 17 часа (0,5 час в неделю);
● 7 класс – 17 часа (0,5 час в неделю);
● 8 класс – 17 часа (0,5 час в неделю).
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по изобразительному искусству основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), примерной программы воспитания. Рабочая программа разработана на основе рабочей программы
ООО по ИЗО (одобрена решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых
результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г, УМК «Изобразительное
искусство» авторов: Горяева Н. А., Островская О. В.: под ред. Неменского Б. М. (1.1.2.7.1.1.1- 1.1.2.7.1.1.4. ФПУ
утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в
зрелищных и экранных искусствах.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для
организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественнотворческую деятельность, а также презентацию результата.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три
модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования отводится 51 часа:

Технология

● 5 класс – 17 часа (0,5 час в неделю);
● 6 класс – 17 часа (0,5 час в неделю);
● 7 класс – 17 часа (0,5 час в неделю).
Рабочая программа по технологии на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Технология» на ступени основного общего образования интегрирует знания по разным
предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной
грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практикоориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. В рамках освоения
предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием,
освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся
в сферах трудовой деятельности.
Содержание предмета «Технология» отражает смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области
обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и
биотехнологии; обработка пищевых продуктов.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения,
являются:
● ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101);
● Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульная рабочая программа по предмету
«Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих
достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования.
На освоение предмета «Технология» на ступени основного общего образования отводится 119 часа:
● 5 класс – 34 часов (1 часа в неделю);
● 6 класс – 34 часов (1 часа в неделю);
● 7 класс – 34 часов (1 часа в неделю);
● 8 класс – 17 часов (0,5 час в неделю);

Физическая
культура

● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного
развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования
родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых
методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая
программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве
средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств
Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего образования,
предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских
состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами
в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры,
плавание Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих
обогащению двигательного опыта.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» на ступени основного
общего образования блок «Базовая физическая подготовка» отводится 340 часов:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» учтена возможность реализации
вариативных модулей (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) во внеурочной деятельности, в том числе в форме
сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.

Основы духовнонравственной
культуры народов
России
(ОДНКНР)

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее —
ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
● требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г .
№ 287);
● требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
● основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в
гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства),
но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и
религиозных верований.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для
в 5—6 классах.
На изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее
1 учебного часа в неделю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».