Рабочая программа. Химия 8-9 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
3. Примерной программой основного общего образования по химии
4. Рабочей программой по химии . Гара Н. Н. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса,
Ф. Г. Фельдмана 8-9 классы.
5. Приказом
Минобрнауки
России
от
31.12.2015
N1577
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.N1897"
6. Федеральным перечнем учебников.
7. Основной образовательной программой МОБУ СОШ им. Героя РФ Якупова Ф.А.
с.Бурлы
8. Учебным планом МОБУ СОШ им. Героя РФ Якупова Ф.А. с.Бурлы
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного
общего образования. Химия в основной школе изучается с 8 по 9 класс. Общее число учебных
часов за два года обучения составляет 140 ч., из них 70 (2 ч в неделю) в 8 классе и 70 (2 ч в
неделю) в 9 классе.
Учебники Федерального перечня, в которых реализуется данная программа:
1. Химия. 8 класс (авт. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман)
2. Химия. 9 класс (авт. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных
компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных
организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно
полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических
и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм
на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять
цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Предметные результаты
Выпускник научится:
•
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;

•
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
•
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,
простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
•
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
•
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях;
•
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
•
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
•
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека)
простых веществ – кислорода и водорода;
•
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
•
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
•
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений
и опытов;
•
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
•
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
•
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
•
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях
по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
•
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
•
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного
общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
•
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение
вещества.
Выпускник научится:
•
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и
гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
•
раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
•
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических
элементов;
•
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным
слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и
кальция;
•
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
•
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного
вида;
•
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной,
атомной, молекулярной, металлической);
•
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в
периодической системе и особенностей строения их атомов;
•
описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и
периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

•
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
•
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной
полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
•
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
•
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
•
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
•
объяснять суть химических процессов;
•
называть признаки и условия протекания химических реакций;
•
устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из
классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения,
замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные
реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
•
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
•
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
•
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных
реакций;
•
прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
•
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
•
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
•
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
•
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
•
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
•
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
•
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ;
•
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической
реакции;
•
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
•
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
•
составлять формулы веществ по их названиям;
•
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

•
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и
солей;
•
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и
их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
•
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
основных, амфотерных.
•
называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
•
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
•
определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно –
восстановительных реакциях;
•
составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
•
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов
неорганических веществ;
•
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ:
водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования
различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из
важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической
реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество
— оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих
важное практическое значение.

Содержание учебного предмета «Химия»
Распределение содержания по классам:
8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и
смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с
оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание,
кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки
химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и
молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.
Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических
элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по
химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных
соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В.
Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода.
Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита
атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при
работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в
природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды.
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон
Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов
при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и
кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и
применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые
основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.
Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в
воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки
веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон
сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава
воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание
водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции,
иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната
меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных
оснований и солей.
Практические работы
•
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с
лабораторным оборудованием.
•
Очистка загрязнённой поваренной соли.
•
Получение и свойства кислорода
•
Получение водорода и изучение его свойств.
•
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
•
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой
доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по
массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого
вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего
определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.
Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический
закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация
химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов.
Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая
форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода,
номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная
формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости.
Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная
формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление
относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки
химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации: Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия,
магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие
натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором,
бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная
неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории.
Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
9 класс.

Раздел 1.Повторение изученного в 8 классе. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и
восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью
метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химическтх реакций.
Первоначальное представление о катализе. Обратимые реакции. Понятие о химическом
равновесии. Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.
Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот,
оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические
свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об
электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о
гидролизе солей.
Демонстрации:
Примеры экзо- и эндотермических реакций.
Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и
цинковой пыли с соляной кислотой.
Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных
температурах.
Горение угля в концентрированной азотной кислоте.
Горение серы в расплавленной селитре.
Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Практические работы:
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как
электролитов»
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.
Раздел 2. Многообразие веществ.
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства
галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора.
Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и её соли.
Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия
серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы.
Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид
серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли.
Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства
разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы.
Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности.
Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и
химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические
и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства.
Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории.
Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности.
Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод.
Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ,
свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.
Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические
соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая
связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов.
Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение
щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.
Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в
природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида
алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды
и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.
Демонстрации:
Физические свойства галогенов.
Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов,
фосфатов
Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных
карбонатов и силикатов
Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция,
рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных
металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Практические работы:
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Лабораторные опыты:
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Качественная реакция на углекислый газ.
Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со
свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и
взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего
определённую долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа
жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители
предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд
предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных
углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов.
Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические
и химические свойства этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение
ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты,
карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в
организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их
горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.
Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.
Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и
органических растворителях.
Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не
только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их
сформированности

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 КЛАСС
№ Название раздела и тем
Количество часов
Количество
n/n
по рабочей
практических/
Количество часов
программе
контрольных
по авторской
работ
программе
51ч
51+2 резерв
6п./4(3к.+1к.
административРаздел 1. Основные
ная)
1 понятия химии
(уровень атомномолекулярных
представлений).
Раздел 2.
7
7
______
Периодический закон и
периодическая система
2 химических элементов
Д.И. Менделеева.
Строение атома.

3

Раздел 3. Строение
вещества. Химическая
связь.

2к.(1к+1к
административная)
7

8 резерв

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 КЛАСС
№ Название раздела и тем
Количество часов
Количество
n/n
по рабочей
практических/
Количество часов
программе
контрольных
по авторской
работ
программе
2п/2к (
18
18
1к+1к.администр
ативная)
1 Раздел 1.

2

3

Многообразие
химических реакций
Раздел 2.
Многообразие
веществ

Раздел 3. Краткий
обзор важнейших
органических
веществ (10ч)

43

42

5п./3к( 2к+1к
административная)

1к
административная)
8

8

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ
В 8 КЛАССЕ
№
Дата

Пла
н.

Фак
т.

Тема урока

Примечание

Гл.1 Первоначальные химические понятия.

1.

Предмет химии. Химия как часть естествознания.
Вещества и их свойства.

2.

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент

3.

Практическая работа №1.
Правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
§4, вопр.1-5,
стр.17
Практическая работа № 2.
Очистка загрязненной §5, упр.5-6,
стр.20
поваренной соли.
Физические и химические явления. Химические реакции.
§6, стр. 24,
вопр. 1-3 +
тестовые
задания
Атомы и молекулы, ионы.
§7, вопр.
1,3,5,8, стр 28
+ тестовые
задания
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. §8, стр. 32,
Кристаллические решетки.
вопр. 1,3 +
тестовые
задания
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и §9,10 вопр.1,3
неметаллы.
+ тесты стр. 36
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная
§11, 12 вопр.
атомная масса.
1,3 + тесты
стр.41
Закон постоянства состава веществ
§13, вопр. 2,
стр.46
Химические формулы. Относительная молекулярная масса. §14, вопр.
Качественный и количественный состав вещества.
2,3,4, стр. 49
Массовая доля химического элемента в соединении.
§15, вопр. 2,4
+ тесты,
стр.53-54
Валентность химических элементов. Определение валентности §16, вопр. 3,4
элементов по формулам бинарных соединений.
+ тесты, стр.
48
Составление химических формул бинарных соединений по §17, вопр.
валентности.
2,5,7, стр.60

4.
5.
6.

7.

8.

9.
1
0.
1
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.
1
6.
1
7.

Атомно-молекулярное учение.
Закон сохранения массы веществ.

§1 вопр. 1-4
стр. 6-7; вопр.
5 – письм.
§2, стр11
вопр.1,2 +
тестовые
задания
§3

§18, вопр.2,3,
стр.62
§19, вопр. 1, 4
+ тесты, стр.

65
§20, вопр. 3, 4,
6, стр. 67-68
§21, вопр. 2,3,
стр.71
«Первоначальные §1-21 повтор.,
упр. 5, стр.58,
упр.4,стр 60,
упр. 3, стр. 67
«Первоначальные

1
8.
1
9.
2
0.

Химические уравнения.

2
1.

Контрольная работа №1 по теме:
химические понятия».
Гл.2. Кислород. Горение.
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение кислорода и его физические свойства
Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение.
Круговорот кислорода в природе.
Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.

2
2.
2
3.
2
4.
2
5.
2
6.
2
7.
2
8.
2
9.
3
0.
3
1.
3
2.
3
3.
3
4.

3
5.
3
6.

3
7.
3
8.

Типы химических реакций
Повторение и обобщение
химические понятия»

по

теме

§22, вопр. 1, 4,
6, стр. 75.
§23, 24 вопр. 4,
6, 7, стр. 80
§25

Озон. Аллотропия кислорода

§26, вопр. 1 +
тесты, стр. 87
Защита атмосферного воздуха от §27, вопр. 1, 3,
4, стр. 91

Воздух и его состав.
загрязнения.
Гл 3.Водород
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение водорода и егофизические свойства. Меры
безопасности при работе с водородом
Химические свойства водорода. Применение.

§28, вопр. 2, 4
+ тесты, стр.
96
§29, вопр. 3, 4,
стр. 101
и §30

Практическая работа №4.
«Получение водорода
исследование его свойств»
Гл.4.Вода. Растворы.
Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез.
Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.
Физические и химические свойства воды.
Применение воды.
Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные
растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля растворенного вещества.

§31, вопр. 1, 4,
5, стр.106
§32, тесты,
стр. 109
§33, вопр. 5 +
тесты, стр. 113
§34, вопр. 4, 5,
стр. 116
Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли §34 повтор.,
растворенного вещества в растворе. Вычисление массы задачи 7, 8, 9 +
растворенного вещества и воды для приготовления раствора тесты, стр. 117
определенной концентрации»
Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с §35
определенной массовой долей растворенного вещества
Повторение и обобщение по темам «Кислород»,«Водород»,
§22-35, задачи:
«Вода. Растворы».
6 стр.117, 4
стр. 113, 2,
стр.106
Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород»,
«Вода. Растворы».
Гл.5. Количественные отношения в химии.
Моль — единица количества вещества. Молярная масса.
§36, вопр. 3, 5
+ тесты,
стр.122

3
9.
4
0.

Вычисления по химическим уравнениям.

4
1.

Относительная плотность газов

4
2.

Объемные отношения газов при химических реакциях

4
3.
4
4.
4
5.
4
6.
4
7.
4
8.
4
9.
5
0.
5
1.
5
2.
5
3.

5
4.
5
5.
5
6.
5
7.
5
8.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

§37, вопр. 1,2,
стр.125
§38,стр. 126127, вопр. 1,
стр. 128
§38,стр. 127 128, вопр. 3,
стр. 128
§39, задачи 2,
3, стр 130.

Гл.6.Важнейшие классы неорганических соединений
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение,
применение.
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура,
получение.
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах.
Применение оснований.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.

§40, вопр. 2, 4,
стр. 135
§41, вопр. 2,
задача 3,9
§42, вопр. 2 +
тесты, стр.
144-145
§43, вопр. 4 +
тесты, стр.148
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение §44, вопр. 3,
кислот.
задача 4, стр.
152
Химические свойства кислот
§45, вопр. 3, 4,
стр. 155
Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения
§46, вопр. 2, 3,
солей
стр.160
Свойства солей

§47,стр. 161162, вопр. 1, 5,
стр. 164
Генетическая связь между основными классами
§47,стр. 163неорганических соединений
164, вопр.3,
стр.164
Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач §48
по теме «Основные классы неорганических соединений»
Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы §40-47, упр.2,
неорганических соединений»
стр.164,
разобрать
схему, стр.
162-163
Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы
неорганических соединений».
Гл.7 Периодический закон и строение атома.
Классификация химических элементов. Понятие о группах §49, вопр. 1, 3,
сходных элементов.
5 стр. 171
Периодический закон Д. И. Менделеева.
§50, вопр. 2,
задача 3 +
тесты, стр. 176
Периодическая таблица химических элементов (короткая §51, вопр. 3,
форма): А- и Б-группы, периоды.
тесты, стр.180
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический §52, вопр. 3 +
элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра
тесты, стр. 184

5
9.
6
0.
6
1.

6
2.
6
3.

Расположение электронов по энергетическим уровням.
Современная формулировка периодического закона
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И.
Менделеева
Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома.
Гл.8 Строение вещества .Химическая связь.
Электроотрицательность химических элементов
Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

6
4.

Ионная связь

6
5.

Валентность истепень окисления. Правила определения
степеней окисления элементов

6
6.

Окислительно-восстановительные реакции

6
7.

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ.
Химическая связь»

6
8.

Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома. Строение веществ.
Химическая связь»

§53, тесты,
стр. 188
§54, вопр. 1, 3,
стр.190
§49-54, вопр.1,
стр. 188,
вопр.2, стр184
§55, вопр. 1 +
тесты, стр. 193
§56, стр.194196 до ионной,
вопр. 2 (б, в),
3, стр.198
§56, стр. 196198, вопр. 4,
стр.198
§57, вопр. 1,
стр. 202
§57 повтор.,
вопр. 2, стр.
202
§55-57
повтор., задача
3, стр. 202,
тесты стр.193

Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе.
Дата
№

Примечание

Тема урока

План. Факт.
Повторение изученного в 8 классе(3 ч)

1

Повторение. Периодический закон, периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

2

Повторение. Химическая связь.

3

Повторение изученного материала о важнейших классах
неорганических соединений.
1.Многообразие химических реакций(15 ч)

4

Классификация химических реакций: реакция соединения,
разложения, замещения, обмена.

5

Окислительно-восстановительные реакции.

6

Урок-упражнение. Решение задач.

7

Скорость

химических

реакций.

Первоначальные

представления о катализе.
8

Практическая

работа

№1.Изучение

влияния

условий

проведения химической реакции на ее скорость.

Практическая
работа

№1.Изучение

влияния

условий

проведения
химической

реакции

на ее скорость.
9

Обратимые и необратимые химические реакции. Понятие о
химическом равновесии.

10

Сущность процесса электролитической диссоциации

Лабораторный
опыт

1.

Испытание

веществ
электрическую
проводимость.
11

Основные

положения

теории

электролитической

диссоциации
12

Диссоциация кислот, щелочей, солей

13

Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

на

14

Реакции ионного обмена.

Лабораторный
опыт

2.

Реакции

обмена

между

растворами
электролитов.
15

Гидролиз солей.

16

Урок-упражнение. Решение задач.

17

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных
задач»

Практическая
работа №2 «Решение
экспериментальных
задач»

18

Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая
диссоциация»
2.Галогены(4 ч)

19

Положение галогенов в периодической таблице и строение
их атомов. Хлор.

20

Хлороводород.
Соляная кислота и её соли.

21

Сравнительная характеристика галогенов.

Лабораторный
опыт 3. Распознавание

Лабораторный опыт №4. Вытеснение галогенами друг друга соляной
из растворов их соединений.

кислоты,

хлоридов,

бромидов,

иодидов и йода.
22

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и
опыты с ней.

Практическая
работа №3. Получение
соляной

кислоты

и

опыты с ней.
3.Кислород и сера(10 ч)
23

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

24

Строение и свойства простых веществ, образованных
атомами кислорода. Аллотропия.

25

Свойства серы, ее получение и применение.

Лабораторный
опыт 4. Ознакомление
с образцами серы и ее
природных
соединений.

26

Соединения серы (II).

Лабораторный
опыт 5. Распознавание
сульфид-ионов

в

растворе.
27

Соединения серы (IV).

28

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

Лабораторный
опыт 6. Распознавание
сульфат-ионов

в

растворе.
29

Свойства концентрированной серной кислоты.

30

Закрепление знаний по теме «Подгруппа кислорода».

31

Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по
теме «Кислород и сера».

Практическая
работа

№4

«Экспериментальные
задачи

по

теме

«Кислород и сера».
32

Контрольная работа №2 по теме «Подгруппа кислорода.
Основные закономерности течения химических реакций»
4.Азот и фосфор(7 ч)

33

Общая характеристика химических элементов подгруппы
азота. Азот.

34

Аммиак.
Соли аммония.

Лабораторный
опыт

7.

Взаимодействие солей
аммония со щелочами
(распознавание солей
аммония).
35

Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение
его свойств».

Практическая
работа

№5

«Получение аммиака и
изучение его свойств».
36

Азотная кислота. Соли азотной кислоты

37

Фосфор.
Соединения фосфора.

38

Минеральные удобрения.

Лабораторный
опыт

№

8.

Ознакомление

с

азотными

и

фосфорными
удобрениями.
39

Обобщение темы «Подгруппа азота». Решение задач.
5.Углерод и кремний(9ч)

40

Общая характеристика элементов подгруппы углерода.
Углерод.

Лабораторный
опыт 9. Ознакомление
с различными видами
топлива

(коллекция

топлива).
41

Оксиды углерода.

42

Угольная кислота и ее соли.

Лабораторный
опыт

10.

Ознакомление

со

свойствами

и

взаимопревращениями
карбонатов

и

гидрокарбонатов.
43

Практическая работа №6 «Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Практическая
работа

№6

«Получение
углерода

оксида
(IV)

и

изучение его свойств.
Распознавание
карбонатов».
44

Кремний. Оксид кремния (IV).

45

Кремниевая кислота и ее соли.

Лабораторный
опыт

11.

Ознакомление

с

образцами природных
силикатов.
46

Силикатная промышленность.

Лабораторный
опыт
Ознакомление

12.
с

видами стекла (работа
с коллекцией «Стекло

и изделия из стекла»).
47

Обобщение темы «Подгруппа углерода». Решение задач.

48

Контрольная работа №3 по теме «Подгруппа азота и
углерода»
6.Металлы(11 ч)

49

Положение металлов в Периодической системе химических
элементов

Д.И.

Менделеева.

Физические

свойства опыт 13. Рассмотрение

металлов.
50

Лабораторный
образцов металлов.

Характерные химические свойства металлов.

Лабораторный
опыт

14.

Взаимодействие
металлов с растворами
солей.
51

Общие способы получения металлов. Сплавы. Нахождение
металлов в природе.

52

Характеристика щелочных металлов.

Лабораторный
опыт

15.

Ознакомление

с

образцами важнейших
солей натрия и калия.
53

Щелочноземельные металлы и их соединения.

Лабораторный
опыт

16.

(Ознакомление

с

образцами важнейших
соединений кальция).
Ознакомление

с

природными
соединениями
кальция.
54

Алюминий и его соединения.

Лабораторный
опыт
Ознакомление

17.
с

образцами алюминия и
его сплавов.
55

Железо и его соединения.

56

Производство чугуна. Производство стали.

57

Практическая работа № 7. «Решение экспериментальных
задач»

Практическая
работа № 7.«Решение
экспериментальных
задач»

58

Обобщение знаний по теме «Металлы»

59

Контрольная работа №4 по теме «Металлы»
7.Краткий обзор органических веществ(8 ч)

60

Первоначальные

сведения

о

строении

органических

веществ.
61

Предельные углеводороды.

62

Непредельные углеводороды. Алкены.

.

63

Непредельные углеводороды. Алкины.

.

64

Спирты

65

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

66

Углеводы. Аминокислоты. Белки Полимеры..

67

Итоговая контрольная работа за курс основной школы.

68

Повторение пройденного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».