Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Химия вокруг нас.

I. Пояснительная записка
Программа «В химии все интересно» детализирует содержание курса внеурочной
деятельности, дает подробное распределение часов и последовательность изучения тем и
разделов.
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса, позволяет расширить и
углубить у учащихся практическое применение полученных теоретических знаний по
химии.
Авторская программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю),ориентирована
на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности иинтереса к химии, на
совершенствование умений учащихся обращаться с веществами.
Данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую
направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с
химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное
потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды,
истощение природных ресурсов).
Ценность программы заключается в том, что учащиеся с помощью кейс – технологий
получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь
спектр требований к научному исследованию.
Актуальность программы в том, что она создает условия для социального,
культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребёнка, формирования химической грамотности. Знания и умения, необходимые для
организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,техникумах и т.д.
Все инновационные педагогические технологии изначально строятся на
компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую
профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность
применения «Кейс – метода» в практике образования. Кейс – технологии представляют
собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на
решении конкретных проблем, задач, позволяют взаимодействовать всем обучающимся,
включая преподавателя.
При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе
химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются
совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению
проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже
полученных знаний.
Практическая значимость программы заключается в том, что с помощью кейстехнологии удается активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или
иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли,
идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано
высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получат возможность проявить и
усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде,
применять на практике теоретический материал.
Новизна данной программы заключается в возможности изучения учащимися новых
тем, не рассматриваемых программой предмета, с помощью проблемно- ситуативного
обучения с использованием кейсов. Это позволяет строить обучение учащихся 9 классов с
учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни.
Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к

жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую
деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать
решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
II. Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение
к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученных понятий;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
делать выводы и умозаключения из наблюдений;
безопасно обращаться веществами.
- в трудовой сфере:
планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению
теоретической части,
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии
с их предназначением и свойствами.
- в ценностно - ориентационной сфере:
анализировать
и
оценивать
последствия для окружающей среды
бытовой и
производственной деятельности человека.
- в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
3

Метапредметными результатами являются:
- умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации;
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: измерение,
наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить
следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
Когнитивного компонента будут сформированы:
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий.
Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
- планировать пути достижения целей.
Получить возможность научиться:
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета.
Получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
4

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Получить возможность научиться:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия.
III Формы и виды учебной деятельности
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся
являются:
− метод слухового восприятия и словесной передачи информации;
приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
− метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание
проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление
требований, заинтересованность результатами работы;
− метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание
выступлений, составление схем и таблиц;
− метод контроля;
приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты,
выступления на занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
− групповые;
− индивидуальные;
− фронтальные.
IV Формы контроля результатов освоения программы
Формы контроля:
 текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов,
результатов выполнения домашних заданий);
 тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
 итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
V Содержания курса внеурочной деятельности
ВЕЩЕСТВА (3 часа)
Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра.
Вещество, физические свойства веществ.
Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Практическая работа № 1 «Способы разделения смесей».
5

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (4 часа)
Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным
признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции
ионного
обмена.
Окислительно-восстановительные
реакции.
Окислители
и
восстановители.
Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения меди железом в растворе медного
купороса, водорода цинком в растворе соляной кислоты».
Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной
кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди (II)».
МЕТАЛЛЫ (9 часов)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их
атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных,
щелочноземельных.
Характеристика переходных элементов – меди, железа, алюминия по их положению в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения
их атомов.
Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные
металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов.
Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии
металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Антикоррозийные покрытия. Сплавы.
Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу
ОГЭ).
Практическая работа № 2 «Качественные реакции на ионы металлов»
НЕМЕТАЛЛЫ (13 часов)
Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.
Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства
неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов.
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.
Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и
восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их
положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Решение заданий на составление уравнений химических реакций.
Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению
веществ»
ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ (2 часа)
Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в
грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта.
Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа
жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

6

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ (4 часов)
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Вода. Вода в
масштабах планеты. Очистка питьевой воды.
Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия.Озоновый
слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.
Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная
ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

7

Тематическое планирование

№
п/п

1.
2.

3.

Тема занятия

I.
Вещества
Немного из истории химии. Химия вчера,
сегодня, завтра.
Вещество, физические свойства веществ.
Отличие чистых веществ от смесей. Способы
разделения смесей.
Практическая
работа
№ 1
«Способы
разделения смесей».

Колво
часов

Использование
оборудования центра
естественнонаучной и
технологической
направленностей
«Точка роста»

3
Демонстрационное
оборудование

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и

оборудования для
ученических опытов
(физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

4.

5.

6.

7.

II.
Химические реакции
Признаки химических реакций. Классификация
химических реакций по различным признакам.
Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного
обмена. Окислительно-восстановительные
реакции. Окислители и восстановители.
Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения
меди железом в растворе медного купороса,
водорода цинком в растворе соляной кислоты».

Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена
между карбонатом кальция и соляной кислотой,
хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция
разложения гидроксида меди (II)».

4

Демонстрационное
оборудование
Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и

оборудования для
ученических опытов
(физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов
Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и

оборудования для
ученических опытов
(физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

9

8.
9.

10.

11.

12.

13.
14.

15.

16.

III.
Металлы.
Характеристика металлов главных подгрупп и их
соединений.
Общая характеристика металлов главных
подгрупп I–III групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенности строения их
атомов.
Характерные химические свойства простых
веществ и соединений металлов - щелочных,
щелочноземельных
Характеристика переходных элементов – меди,
железа, алюминия по их положению в
периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностям строения их
атомов.
Металлы в природе: руды чёрных, цветных,
драгоценных
металлов.
Характерные
металлические, физические и химические
свойства, внутреннее строение металлов.
Понятие активных и пассивных металлов. Польза
и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Коррозия металлов. Механизм коррозии
металлов. Классификация коррозии металлов.
Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные
покрытия. Сплавы.
Реакции ОВР с участием металлов и их
соединений. Цепочки превращений (по образцу
ОГЭ).
Практическая работа № 2 «Качественные
реакции на ионы металлов»

9

Демонстрационное
оборудование

Комплект коллекций из
списка

Демонстрационное
оборудование
Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и

оборудования для
ученических опытов
(физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

IV.
Неметаллы
Неметаллы в природе. Использование природных
ресурсов.
Строение атомов неметаллов.
Строения молекул неметаллов.
Физические свойства неметаллов.
Состав и свойства простых веществ –
неметаллов.
Ряд электроотрицательности неметаллов.
Химические свойства неметаллов.

13

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и

оборудования для
ученических опытов
(физика, химия,
биология), комплект
10

химических реактивов

24. Практическая шкала электроотрицательности
атомов.
25. Неметаллы – окислители и восстановители.
Взаимодействие с простыми и сложными
веществам.
26. Общая характеристика неметаллов главных
подгрупп IV–VII групп в связи с их положениемв
периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями строения их
атомов.
27. Характерные химические свойства простых
веществ и соединений неметаллов - галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния.
28. Решение заданий на составление уравнений
химических реакций.
29. Практическая работа № 3 «Экспериментальные
задачи по распознаванию и получению веществ»

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и

оборудования для
ученических опытов
(физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

30.

31.

32.
33.
34.

35.

V. Химия и здоровье
Состав и средства современных и старинных
средств гигиены, роль химических знаний в
грамотном выборе этих средств; полезные советы
по уходу за полостью рта.
Основные составляющие здорового образа
жизни. Правила поддержания здорового образа
жизни. Роль химических знаний при анализе
взаимодействия организма с внешней средой.
VI. Химия и экология
Основные виды загрязнений атмосферы и их
источники.
Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка
питьевой воды.
Парниковый эффект, глобальное потепление
климата и их возможные последствия. Озоновый
слой и его значение для жизни на Земле. Защита
атмосферы от загрязнения.
Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо.
Загрязнения мировых водоемов.
Личная ответственность каждого человека за
безопасную окружающую среду.

2

4

Комплект коллекций из
списка

11

VII Перечень рекомендуемых источников
1. Арский Ю.М., Данилян В.И. и др. «Экологические проблемы: что происходит, кто
виноват и что делать»: учебное пособие. М., МНЭПУ, 1997.
2. Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – М.: Просвещение, 2011
3. Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. –
Воронеж, 1997.
4. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 2012.
5. Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикума со
школьниками: методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. –
Ульяновск: УИПКПРО, 2007
6. Гречушникова Т.Ю. Программа внеурочной деятельности «Биосфера. Экология.
Здоровье». [Текст]: методические рекомендации /Т.Ю. Гречушникова, Е.В.
Спирина. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.
7. Гречушникова Т.Ю. Программа внеурочной деятельности «Эколого-краеведческие
квесты». [Текст]: методические рекомендации /Т.Ю. Гречушникова, Е.В. Спирина.
– Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.
8. Спирина Е.В. Практикум по дисциплине «Прикладная гидробиология»: учебное
пособие. Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012.
9. Спирина Е.В. Программа внеурочной деятельности «Человек среди людей».
[Текст] : методические рекомендации для учителей биологии / Е.В. Спирина, Т.Ю.
Гречушникова. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015.
10. Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной
работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».