рабочая программа.Внеурочная деятельность. Юный биолог.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Юный биолог» составлена на основании Примерной
программы внеурочной деятельности основного общего образования и имеет
общеинтеллектуальную направленность.
Актуальность
Большое место эта тема занимает во внешкольной, внеурочной деятельности учащихся и
педагогов. Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным
землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства.
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в
данное время профессия овощевода очень востребована. Возможно, в будущем наши
воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому
хозяйству.
Рабочая программа «Юный биолог» является дополнительным материалом к школьным
предметам - природоведение, биология и технология сельскохозяйственный труд.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с
учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при выращивании
растений на учебно-опытном участке
Задачи программы.
Образовательные:






дать понятия «Овощеводство»;
изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни
человека;
расширить и углубить знания по технологии сельскохозяйственный труд;
формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать
свою точку зрения.

Развивающие:





совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за
сельскохозяйственными растениями;
развивать познавательный интерес к растениям;
развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету,
умение самостоятельно анализировать;
развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.

Воспитательные:





формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма,
потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей
живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
формировать устойчивый интерес к труду;
воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина
России.

Возраст учащихся. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Возраст детей - 5-9 класс (9-16 лет). Состав группы - постоянный, форма занятий групповая.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого с 5-9 класс - 34 часа в год
Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, семинар,
практическая работа. Данные занятия найдут свое применение в обыденной жизни,
поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного
способа познания изучаемого материала.
Педагогические технологии, которые используются при изучении курса «Школа юного
агрария»:






Дифференцированный метод обучения (с использованием индивидуального
подхода).
Игровое обучение (с использованием игровых ситуаций, при решении ситуативных
задач).
Коллективная творческая деятельность (методы совместной творческой
деятельности).
Групповые технологии (групповой опрос, учебная встреча, дискуссия).
Информационные.

В конце года проводится экспертиза знаний. Это защита творческой работы.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно
оборудованного кабинета, теплицы, учебно-опытного участка, оборудования для
проведения сельскохозяйственных работ.
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний учащихся проводится в виде викторин, разгадывания и составления
кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы, подготовке проектов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения курса




Изучение предмета «Юный биолог» обеспечивает ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся (умение выделить нравственный аспект поведения) и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Предмет «Юный биолог» помогает в нравственно-эстетической ориентации и
обеспечивает личностный моральный выбор.
Метапредметные результаты освоения курса «Школа юного агрария»

В соответствии с ФГОС метапредметные результаты освоения программы отражают:






Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать
интересы своей познавательной деятельности в растениеводстве;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;







Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора;
Умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при
проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
деятельности.

Предметные результаты освоения курса «Юный биолог»









Формирование первоначальных представлений о значении отрасли овощеводства в
народном хозяйстве России.
Понимание обучающимися того, что природа помогает нам жить, и мы должны
знать эту природу и помогать ей.
Формирование позитивного отношения к отрасли овощеводство.
Заготавливать и составлять различные земляные смеси для выращивания овощных
культур, определять посевные качества семян, готовить семена к посеву и
выращивать рассаду овощных культур для открытого и защищенного грунта.
Изучать агротехнику выращивания овощных культур.
Знать болезни и вредителей овощных культур и меры борьбы с ними.
Проводить научно-исследовательскую работу с любой овощной культурой,
оформить проект и делать выводы по работе с овощными культурами.

Учебно-тематическое планирование 5 класс
№

Наименование темы

Всего
число

В том числе
Теория Практика

1 Вводное занятие

1

1

-

Раздел № 1 «Овощи в нашей жизни»
1 Овощи: « Вершки и корешки»

1

2 Профессия «Овощевод»

1

1

-

3 Овощи на пришкольном участке

1

-

1

4 Интерактивная «Огородная викторина»

1

1

-

5 Экскурсия в овощной магазин. Ассортимент и цены на
овощную продукцию

1

-

1

1

Раздел № 2 «Комнатные растения в школе и дома»
1 Разновидность и польза комнатных растений.

1

1

-

2 Составление таблицы «Самые распространенные
комнатные растения нашей школы».

1

-

1

3 Какие растения должны быть обязательно дома

1

1

-

4 Выбираем растения для класса

1

-

1

5 Проектная деятельность «Озелени свою школу»

1

-

1

6 Паспортизация растений своего класса

1

1

-

7 Самые редкие комнатные растения

1

1

-

8 Правила ухода за комнатными растениями.

1

-

1

9 Опасные комнатные растения

1

1

-

1

-

Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем»
1 «Лук от семи недуг» Беседа о целебных свойствах лука

1

2 Разновидности лука.

1

1

-

3 Народные рецепты с использованием лука при
заболеваниях

1

1

-

4 Подготовка почвы и семян к посеву

1

-

1

5 Посадка лука

1

-

1

6 Наблюдение за выращиванием лука. (дневник
наблюдений)

1

-

1

1 Подготовка ящиков и стаканчиков для посева овощей

1

-

1

2 «Что такое баклажан» знакомство с культурой

1

1

-

Раздел № 4 «Весенние хлопоты»

3

Подготовка семян овощных культур «баклажан» к
посеву

1

-

1

4

Посев семян овощных культур «баклажан»

1

-

1

5

«Что такое перец» знакомство с культурой

1

1

-

6

Подготовка семян овощных культур «перец» к посеву

1

-

1

7

Посев семян овощных культур «перец»

1

-

1

8

Пикирование баклажан

1

-

1

9

Рассказать историю возникновения редиса

1

1

-

10 Подготовка семян и почвы для посева редиса в теплице

1

-

1

11 Посев семян редиса в почву

1

-

1

12 Пикирование перца

1

-

1

13 Конкурс юных овощеводов

1

-

1

34

14

20

Итого:

Учебно-тематическое планирование 6 класс
№

Наименование темы

Всего
число

В том числе
Теория Практика

1 Вводное занятие.

1

1

-

1 Значение овощеводства в личном хозяйстве и
пришкольном участке

1

1

-

2 Классификация овощных культур

1

1

-

3 Зеленые овощные культуры

1

1

-

4 Редкие овощные культуры

1

1

-

5 Познавательное занятие на пришкольном участке
«Осенние хлопоты человека»

1

-

1

6 Игра-викторина «Овощи»

1

1

-

1 Разновидность комнатных растений используемых в
медицине

1

1

-

2 Картотека: «Лекарственные комнатные растения»

1

-

1

3 Интерактивная игра-викторина «Комнатные
лекарственные растения»

1

1

-

4 Целители народной медицины - Колонхоэ и Алоэ

1

1

-

5 Проектная деятельность «Озеленение медицинского
кабинета лечебными растениями»

1

-

1

6 Правила ухода за лечебными растениями

1

1

-

7 Уход за лечебными растениями. (Рыхление почвы,
подкормка, удаление сухих листьев)

1

-

1

Раздел № 1 «Основы овощеводства»

Раздел № 2 «Домашняя аптека»

Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем»
1

«Петрушка - душистая». Целебные свойства петрушки

1

1

-

2

Зеленый укроп.

1

1

-

3

История применения зеленых культур.
Использование зелени в пище

1

1

-

4

Подготовка семян петрушки и укропа для посева

1

-

1

5

Посев семян петрушки в ящики

1

-

1

6

Посев укропа для школьной столовой

1

-

1

7

Наблюдение за выращиванием петрушку. (дневник наблюдений)

1

-

1

Раздел № 4 «Весенние хлопоты»
1

Беседа «Что сначала, что потом?»

1

-

1

2

«Что такое огурец» знакомство с культурой

1

1

-

3

Отбор и подготовка семян огурца к посеву

1

-

1

4

Посев семян огурца

1

-

1

5

«Что такое арбуз» знакомство с культурой

1

1

-

6

Сорта арбузов. Подготовка семян арбуза к посеву

1

-

1

7

Посев семян арбуза

1

-

1

8

Мякоть, семечки и корки - что полезного в арбузе

1

1

-

9

Советы по выбору спелого арбуза. Уход за сеянцами

1

1

-

10

Практическое занятие. Лечебные свойства арбуза в медицине

1

-

1

11

Технология выращивания арбуза Уход за рассадой

1

-

1

12

10 вкусных арбузных рецептов

1

-

1

13

Конкурс юных огородников

1

-

1

34

18

16

Итого:

Учебно-тематическое планирование 7 класс
№

Наименование темы

Всего
число

В том числе
Теория Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Раздел № 1 «Знакомство с профессией фермер»
1 Значение фермерства в личном хозяйстве

1

1

-

2 Кто такой фермер

1

1

-

3 Беседа с детьми: «Профессии, связанные с работой
фермера»

1

1

-

4 Проект: «Я горжусь профессией моих родителей»

1

-

1

5 Викторина: «Мир сельскохозяйственных профессий»

1

1

-

6 Познавательное занятие «Осенние работы фермера»

1

-

1

Раздел № 2 «Хлеб - самый важный продукт»
1 Знакомство с профессиями связанных с получением
хлеба и хлебопекарных изделий

1

1

-

2 Беседа «Цена хлеба»

1

1

-

3 Беседа «Хлебные культуры»

1

1

-

4 Стихи, загадки, пословицы и поговорки о хлебе

1

1

-

5 Проектная деятельность «Народные традиции. Хлеб в
русской кухне»

1

-

1

6 Конкурс рисунков «заботы хлеборобов»

1

-

1

7 Вертуальная экскурсия на хлебопекарню

1

1

-

1

1

-

Раздел № 3 «Наблюдаем, изучаем»
1 Зеленые овощные культуры - сельдерей, салат, укроп

2 Народно-хозяйственное значение зеленых овощных
культур

1

1

-

3 Биологические особенности. Агротехника
выращивания. Сорта

1

1

-

4 Целебные свойства. Применение в народной медицине

1

1

-

5 Подготовка семян для посева

1

-

1

6 Посев семян петрушки в ящики

1

-

1

7 Уход и наблюдение за всходами (Дневник наблюдений)

1

-

1

1 Вопреки холодному климату. Знакомство с культурой
томат

1

1

-

2 Разновидности сортов томата

1

1

-

3 Полезные свойства томата

1

1

-

4 Учимся выращивать томаты

1

1

-

5 Схемы посадки томата

1

1

-

6 Подготовка посадочного материала

1

-

1

Раздел № 4 «Весенние хлопоты»

7

Влияние света и влаги на рост рассады

1

-

1

8

Пикировка рассады

1

-

1

9

Уход за посадками томата

1

-

1

10 Болезни томатов

1

1

-

11 Кулинарные рецепты из томата.

1

1

-

12 Подготовка почвы под рассаду

1

-

1

13 Посадка рассады в теплицу

1

-

1

34

22

12

Итого:

Учебно-тематическое планирование 8 класс
№

Наименование темы

Всего
число

В том числе
Теория

Практика

1

1

-

1 «Чем важна профессия фермера»

1

1

-

2 Чем занимается и что делает животновод

1

1

-

3 Встреча с интересными людьми

1

1

-

4 Деловая игра «Учимся жить экономно»

1

-

1

5 Виртуальная экскурсия «Молочные
фермы» Агробизнес

1

-

1

6 Круглый стол «Выбираем профессию»

1

-

1

1 Петуния - королева клумб

1

1

-

2 Сорта петунии

1

1

-

1 Вводное занятие
Раздел № 1 «Все профессии нужны…»

Раздел № 2 «Петуния»

3 Особенности выращивания

1

1

-

4 Уход, температурный режим, полив

1

1

-

5 Подготовка почвы и посев петунии

1

-

1

6 Экологическая игра «Думай по-зелёному»

1

-

1

7 Пикировка. Прищипывание. Внесение
удобрений

1

-

1

Раздел № 3 «Мир цветов»
1

Беседа «Многообразие декоративных растений»

1

1

-

2

«Цветы в саду и на клумбе»

1

1

-

3

«Стили оформления цветника»

1

1

-

4

Собрать материал о разнообразных видах
декоративных растений «Чудесный мир ароматов»

1

-

1

5

Проектная деятельность «Разработка проекта
оформления школьного двора в различных стилях»

1

-

1

6

Подготовка семян декоративных растений к
посеву

1

-

1

7

Посев семян декоративных растений

1

-

1

8

Оформление картотеки «Декоративные растения
для моей школы»

1

-

1

Раздел № 4 «Школьный двор»
1

Значение озеленения

1

1

-

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в
жизни человека

1

1

-

3

Растения, используемые для озеленения

1

1

-

4

Сочетание многолетников и однолетников,
выращиваемых на клумбах и рабатках

1

1

-

5

Разбивка клумб и рабаток по шнуру, отбивка
дорожек

1

-

1

6

Пикировка рассады цветов

1

-

1

7

Уход и его значение за декоративными растениями

1

1

-

8

Влияние погоды на произрастание растений

1

1

-

9

Оформление клумб и цветочных композиций
школы

1

-

1

10

Виды цветочных произведений: декоративный
букет и принципы его составления

1

1

-

11

Цветы, которые я варащиваю. Фотоконкурс

1

-

1

12

Научно-популярная игра: «Цветочнодекоративные растения от А до Я»

1

-

1

34

18

16

Итого:

Учебно-тематическое планирование 9 класс
№

Наименование темы

Всего
число

В том числе
Теория Практика

Раздел № 1 «Введение в агробизнес»
1 Вводное занятие

1

1

-

1 «Перспективы развития агропромышленного
комплекса Заларинского района»

1

1

-

2 Дискуссия «Какую профессию я выбираю»

1

1

-

3 Деловая игра «Моё собственное дело»

1

-

1

1 Почвы. Виды почв, их характеристика

1

-

1

2 Физические свойства почв

1

-

1

3 Химические свойства почв

1

1

-

4 Органические удобрения

1

1

-

5 Минеральные удобрения

1

1

-

6 Микроудобрения. Комплексные удобрения

1

1

-

7 Отношение овощных культур к температуре воздуха
почв

1

1

-

8 Отношение овощных культур к влажности воздуха и
почв

1

1

-

Раздел № 2 «Выбираем профессию»

Раздел № 3 «Почва»

Раздел № 4 «Садоводство»
1

Плодово-ягодный сад

1

1

-

2

Классификация плодово-ягодных культур

1

1

-

3

История садоводства

1

1

-

4

Растения - живой материал садовника. (Техника
безопасности)

1

1

-

5

Видовой состав декоративных деревьев и кустарников
в саду

1

1

-

6

Проектная деятельность Разработка проекта «Видовой
состав декоративных деревьев и кустарников в саду»

1

-

1

7

«Оформление живой изгороди в саду». (Подборка
иллюстрированного материала)

1

-

1

8

Правила посадки садовых растений

1

1

-

9

Правила ухода за садовыми растениями

1

1

-

1

1

-

10 Болезни и вредители садовых культур, их
предупреждение и профилактика
Раздел № 5 «Весенние хлопоты»
1

Капуста. Разновидности и агротехника выращивания

1

1

-

2

Сорта белокачанной капусты

1

1

-

3

Болезни белокачанной капусты

1

1

-

4 Вредители белокачанной капусты

1

1

-

5 Особенности уборки и хранения капусты

1

1

-

6 Ассортимент цветной капусты

1

1

-

7 Закладка парника

1

-

1

8 Подготовка семян и почвы к посадке капусты

1

-

1

Сорные растения и меры борьбы с ними. Уход за рассадой

1

-

1

10

Уход за рассадой

1

-

1

11

Викторина для огородника

1

1

-

33

25

8

9

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».