Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Мой родной край.5-9 кл.

Пояснительная записка
Программа курса «Мой родной край -Башкортостан» составлена для работы с
обучающимися среднего звена и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на
подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности
ребенка посредством знакомства с историей родного края.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается,
что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов
России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на данной ступени образования, так как именно в
этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит:
«Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному
городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников
целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и
культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это
способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской
позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию
толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность
содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых
возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные
архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек; изучение жизни края в семье через беседы,
совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать
как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические
акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора
профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию
краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении
местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа внеурочной деятельности «Я живу в Башкортостане» является актуальной т.к.
занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины.
История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь
своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно
понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города,
села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и
будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю,
культуру своего края.
Программа внеурочной деятельности носит личностно- ориентированный характер.
Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой
целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные
факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном
взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют
целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во
взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории
края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора,
развитие способностей учеников.

Необходимость составления новой учебной программы обусловлена объединением
предметов «История Башкортостана», «Мой родной край» и «Культура Башкортостана» в
единый учебный предмет.
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История
Башкортостана» и «Культура Башкортостана» При этом авторы стремились сохранить
преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального,
общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной
направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение
предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания
духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется
формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима.
Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление
системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте
страны и мира в целом.
Программа состоит из двух блоков. Первый включает пропедевтический курс по
истории и культуре Башкортостана для начальных классов. Второй – систематический курс
для обучающихся основной школы.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение
предмета по 0.5 часу в неделю. Это обязательный минимум.
Программа оставляет возможность учителю выбора своего материала, метода
построения урока, но не в ущерб содержанию. Главное – воспитание патриота, гражданина
нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность,
знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным
ценностям.














Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе,
экологической культуры, любви к истории родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего
народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и
человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего
края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и
природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным,
нравственные и эстетические чувства;
2




















развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть
достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно
той нации;
Способствовать возрождению и развитию национальных культур
Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления
прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
Формировать творческое мышление у школьников
Обучающиеся должны знать:
по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора
(легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные
эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором
местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы,
народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим,
С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З.
Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая
,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.
Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в
Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русскобашкирских литературных связях.
по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах
(вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративноприкладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм,
убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративноприкладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов
РБ;
Углубленное изучение курса призвано способствовать расширению кругозора учащихся,
учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически
осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие
нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;
о письменности башкир; о шэжэрэ
о традициях и обычаях башкир
о театрализованных обрядах и театрах
об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир
о роле живописи

Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности





Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные
универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я - гражданин
России, Башкортостана”, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
3





































историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного
края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, города, школы;
традиции народов РБ,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и
животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие
цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ .
Обучающиеся должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного
интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
4












сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные
признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине, ее культуре, истории и известных
людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств
личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей.
Содержание учебного предмета
5 класс
История и культура народов Башкортостана (1 час)
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом,
в широком плане – человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративноприкладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная
(верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура.
Многозначность термина «культура».
Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры,
например, народных песен, танцев народов Башкортостана).
Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов
Башкортостана. Понятие о коренном народе: «Коренной народ есть потомки аборигенов,
населяющих данную территорию до того как она была завоевана или заселена иноземцами».
Культура коренного народа, ее связь с культурой других народов, населяющих Башкортостан.
Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние
и взаимообогащение культур народов Башкортостана.
Уфа – столица Башкортостана
Основание г. Уфы. Географическое положение. Исторические достопримечательности.
Культурные центры. Песни и стихи об Уфе.
Общее понятие о культуре (6 ч.)
Первые люди на Урале.
Шульганташ – уникальный памятник природы и древней живописи (20-15 вв. до н.э.).
История открытия наскальных изображений пещеры Шульганташ, их первобытный реализм.
Роль культа животных и зверей в зарождении древней живописи.
Новые открытия пещерной живописи на Урале. Изображения человеческих фигур в
Идрисовской пещере по реке Агидель и неопределенных фигур в Бурановской пещере.
Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. Культура
древних обитателей края: посуда, украшения. Золото сарматов.
Стоянки и поселения пробашкир: городище-крепость Аркаим. История открытия,
исследователи городища. Историческая топонимика местности (горы Аркаим, Ташлы, река
Караган). Городища Таналык, Олаир, Уфа-2.
Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной
родины башкир. Краткая характеристика родо-племенного состава башкир. ь
5

Исторические сведения о башкирах IX –X веков (Ибн-Хордадбек, Салам-Тарджеман,
Ахмед Ибн Фадлан, Идриси, Гардизи). Верования древних башкир. Культ животных и птиц.
Обожествление и одухотворение природы. Легенды «Озеро водяного», «Кукушка»,
«Журавлиная песнь» (по выбору).
Башкирское народное творчество (5 ч.)
Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от
профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариантность).
Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни.
Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов,
А.М.Сулейманов).
Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.
Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои
этих сказок. Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе
хозяина».
Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и
фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо»,
«Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей» (по выбору учителя).
Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и
корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и
глупый царь» (по выбору учителя).
Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».
Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение
социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына
искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по
выбору).
Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ
сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как
Хужа поделил находку».
Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.
Чтение (прослушивание), обсуждение, сравнение сказок русского, татарского,
марийского, чувашского и других народов.
Музыка (3 часа)
Музыкальные инструменты
башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай –
древнейший инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист».
Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея
Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова
«Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В.
Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков).
Кубыз. Его строение и разновидности. Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов как известные
кубызисты мира и республики.
Домбра. Возрождение башкирской домбры. В. Шугаипов – мастер изготовления
инструмента.
Открытие в музыкальных учебных заведениях отделений с классами башкирских
народных инструментов.
Музыкальные инструменты других народов Башкортостана: русских (гусли,
балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр),
чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев
(бандура, бубен, цимбалы).

6

Народные детские игры (1 час)
Роль (значение) игры в воспитании детей. Виды детских игр башкирского народа: игры
в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры
наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками. Зимние игры.
Детские игры других народов Башкортостана. Общие элементы в них. Разучивание
народных игр.
Классики башкирской литературы детям (1 час)
М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая
характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской
литературе. Мораль басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».
Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. Чтение
рассказа «Маленький Кутуш» и беседа по его содержанию. («Философия Тимеркая»). Тема
борьбы за свободу и социальную справедливость.
Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери». Беседа о
Родине, о столице Москве.
М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. Тема дружбы и
экологии в повести «Таганок».
З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ
«Мастер и подмастерье».
Ф. Исянгулов. Краткая биография и творчества. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на
тему «смысл жизни человека».
Материальная и духовная культура села (1 час)
Материальная и духовная культура села. Задания для самостоятельной работы
6 класс
Родной Башкортостан (4 часа)
Духовная и материальная культуры, их взаимосвязь. Место фольклора в культуре.
Древние башкиры. Мелодии, исполняемые на народных музыкальных инструментах
Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.
Башкирское народное творчество (4 часа)
Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие: «Происхождение
башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы»,
«Табынцы».
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия: «Бурзяне во время
ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».
Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства.
Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».
Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель: «Продажа земли»,
«Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай
гора».
Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века. Мотивы прославления батыров
(марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне
«Тевкелев».
Легенды о небесных светилах и явлениях природы: «Млечный путь», «Девушка и
месяц», «Большая медведица».
7

Топонимические легенды, характерные для местности расположения образовательного
учреждения.
Народная медицина (1 час)
Народная медицина Башкортостана. Народное врачевание. Лечебные средства.Пословицы и
поговорки
Народные игры и спорт (2 часа)
Народные игры.Конный спорт. Конный спорт в Башкортостане
Орнамент и декоративно-прикладное искусство (4 часа)
Регулирование общественных отношений. Народные традиции и обычаи. Элементы
театра в обрядах, народном творчестве (айтыш - поэтические сотязания, песни “Хан кызы”,
“Шаура”) и танцах (“Три брата”, “Юаса”).
Театрализованные обряды “Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ”
(“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник. Отрывки
из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.
Элементы театра в башкирской свадьбе.
Понятие о театре. Атрибуты и термины театрального искусства. Республиканский театр
кукол. История возникновения и становления театра. Режиссеры, актеры, художники театра.
Башкирская и русская его труппы. Репетуар. Международные гастроли.
Своеобразие национального художественного восприятия мира у башкир. Башкирский
народный орнамент, его красочность и многообразие. Элементы узора - геометрические,
растительные, зооморфные. Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый цвета. Расположение
элементов узора: бордюр, отделка розеткой, сплошная сетка. Основные орнаментальные
комплексы.
Виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, тиснение на коже,
ковроткачество, вышивка, художественная и ювелирная обработка металла. Истоки
декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом жизни башкир. Яркость и
самобытность изделий.
Декоративно-прикладное искусство в
оформлении жилья. Башкирская юрта.
Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.
Украшение бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба ворот,
фронтонов, наличников. Разновдность и богатство резьбы.
Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура, графика,
художественная фотография. Живопись как вид искусства. Формирование профессионального
изобразительного искусства в Башкортостане. Основание Уфимского общества любителей
живописи и его роль в объединении профессиональных художников (1913).
Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в картинах
художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею»,
«Пустынник», «Зимой в скиту».
Основание Художественного музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.
Творческая жизнь и педагогическая деятельность А..Э. Тюлькина (1888-1980).
Натюрморты, родной город и край, предметы домашнего обихода, цветы в картинах
художника: “Восточный натюрморт”, “Избушка рыбака”, “Башкирская улочка”, “Старая
Уфа”, “Цветущие окна”, “Гортензии”.
Биография и творческий путь К.С. Девлеткильдеева (1887-1947). Картины “Девушка в
голубом”, “Девушка-башкирка”, “Башкир-охотник”. Портреты
“Мажит Гафури”,
“Гималетдин Мингажев”, “Автопортрет”. Педагогическая деятельность К. Девлеткильдеева.
Творческая деятельность М.Н. Елгаштиной (1873- 1966). Основание театра кукол
(1932). Природа Башкортостана в ее живописных полотнах: “Вечерний час”, “Весенние
сумерки”, “Река Сим”, “Уфа уходящая”.
8

Понятие о религии. Роль религии в истории народов. Религии народов Республики
Башкортостан: христианство, ислам.
Основатель ислама пророк Мухаммад. Распространение ислама на территории
Башкортостана. Миссионеры. Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской
архитектуры XIV века.
Столпы ислама и веры: иман – вера, намаз – молитва, ураза – пост, хадж, закят – уплата
налога. Коран – священная книга мусульман. Соборная мечеть.
Основание Духовного управления мусульман в Уфе (1789).
Архитектура ислама. Мечети. Различия в интерьере мечетей и церквей.
Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана,
связанные с временами года и погодой.
Древний календарь тюркских народов, основанный на верованиях. Названия дней
недели и месяцев у башкир. Солнечный календарь. Лунный календарь. Двенадцатигодичный
цикл смены времени – мусаль. Легенда «Как возник мусаль?». Особое значение отдельных его
годов.
Распространение христианства на территории Башкортостана. Церкви как памятники
архитектуры. Библия – священная книга христиан.
Хозяйство и быт башкир (1 час)
Скотоводство – основное занятие древних башкир. Лошадь в их хозйстве. Башкирская
порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.
Образ коня в фольклоре и музыке: сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”,
песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса.
Кумысолечебницы Башкортостана.
Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи (саба, турсук, башкунэк), одежда (тулуп,
шуба).
Земледелие. Орудия труда. Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.
Бортничество. Орудия труда: музга, кирем, дымник. Башкирский мед.
Лесные промыслы. Обработка дерева (посуда: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и т.д.),
бересты, коры и лыка. Резьба по дереву.
Писатели Башкортостана – детям (1 ч)
Г. Хусаинов «Семь родов». Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в
составе Русского государства.
А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны. Исследования Рауфа
Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). Памятник А.Матросову в г.Уфе.
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р.
Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие).
Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях. Цикл
рассказов «Сказания Голубой речки».
А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе. «Жавронок».
С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в
рассказе «Гнедко».
К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров». Героизм
защитников Родины.
Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей: «Шурале», «Водяная»,
«Сказка об овце и козе».
Культура местного населения (1 час)
Духовная и материальная культура родного села, района.
9

Хозяйство и быт, декоративно-прикладное искусство.
Краеведение. Знатные люди своего региона. Народные песни местного населения.
Посещение краеведческих и художественных музеев региона.
8 класс
История в песнях (3 часа).
Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр.
Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков. Территория. Общественно-политическая
структура. Введение кантонной системы управления. Население.
Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года.
Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги, потери, награды
башкирских полков. Кахым турэ.
Участие башкир в заграничных походах русских войск.
Усиление колонизации края. Земельная политика царизма в Башкортостане, рост
земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о массовом расхищении
башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и
земледелию. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского
крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их
земель. Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на
территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение крупных
землевладельцев.
Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане.
Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в Башкортостане. Земская
реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении
хозяйственных и культурных вопросов.
Уфимская городская дума. Городская управа. Судебная реформа. Раздел губернии на
мировые округа, выборы мировых судей. Введение окружных судов. Сохранение волостных
судов для башкир.
Военная реформа. Изменение порядка призыва на военную службу. Формирование
ополчения
Экономическое развитие края во второй половине XIX века. Рост городов, развитие
торговли. Золотодобывающая, фабрично-заводская, лесная промышленность. Изменения в
социальной структуре общества.
Зарождение революционного движения в крае. Включение Башкортостана в единый
общероссийский социально-экономический и культурный процесс.
Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. М Лоссиевский, М.
Уметбаев о необходимости знания башкирами своей родословной, преданий и песен.
Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года. Отражение
всенародного характера войны в песнях-преданиях Кахым-турэ». Образы царя и Кахым-турэ в
них. Песни и предания об участии женщин в этой войне (песня «Иремель», предание «Рассказ
башкирца Джантюри»). Песня «Кутузов».
Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни и предания,
проклинающие начальников («Кулуй кантон», «Тухват кантон»), песни сатирического
(«Кагарман кантон»), и лирического («Сибай») содержания.
Историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай» в Оренбурге и одноименная
народная песня.
Песни о беглых (о людях бунтарского духа, сбежавших от службы, из ссылки).
Схожесть судеб героев этих песен. Социальный смысл слова «беглый». Судьба героев песен и
преданий «Буранбай», «Бииш».
10

Песни об армейской службе и военных походах. Трагическая судьба солдата (песня
«Армия»). Песни о военных походах 1839, 1853 годов в Среднюю Азию («Сыр-Дарья», марш
«Перовский»). Песни о русско-японской войне («Порт-Артур», «Гайса-ахун»).
Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном
творчестве. Его мудрость, остроумие и находчивость. Кубаир «Айтыш-состязание Акмурзы
сэсэна с Кубагуш сэсэном». Баик сэсэн - певец героической истории башкир. Габит сэсэн
Аргинбаев – хранитель кубаиров «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал». Шафик сэсэн
Тамьяни – певец родного Урала.
М. Бурангулов – народный сэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества.
Запись эпоса «Урал батыр» Традиции сэсэнов в западном Башкортостане.
Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева,
А. Гатиатуллина.
Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Роль русских ученых и
краеведов (С.Г. Рыбаков, Л.Н. Лебединский).
Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр»
как фундаментальный памятник мировой культуры. Древние мотивы кубаира. Янбирде и
Янбике как первые люди на земле. Осознание нераздельности человека и природы.
Антропоморфизм, анимизм. Этиологические мотивы. Проблема бессмертия.
Краткая характеристика сказаний против властителей Золотой Орды, Ногайского и
Казанского ханств. «Идукай и мурадым», «Таргын и кужак» (отрывки). Сказание «Ек –
Мергэн». Архаические мотивы и историческая основа сказания. Трагической и героическое.
Образ Тугызак-эби. Образ Ек-Мэргэна – предводителя западных башкир в в борьбе против
Казанского ханства. Пленение и освобождение батыра. Фольклорный и литературный стили
сказания.
Сказание «Алдар и Зухра». Тема объединения степных и лесных башкир, дружбы
башкир с другими народами. Прославление мирной жизни народов и осуждение попыток
раздора. Образы Зухры, Алдара и Авлии.
Просвещение и материальная культура (4 часа)
Периодизация истории развития башкирского изобразительного искусства:
дореволюционный, довоенный, в период Великой Отечественной войны, после войны.
Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период.
Проведение выставок – «смотров», «творческих отчетов», посвященных знаменательным
событиям. Декада башкирской литературы и искусства в Москве в 1955году, республиканская
выставка 1957г., юбилейная в 1969 г. в г. Москве и Ленинграде; автономных республик
России в 1971г., зональные (1964 - 1985).
Укрепление в республике художественного образования, связей
башкирских
художников с мастерами искусства других народов.
Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников
небашкирской национальности - Ф.А. Кащеева, А.А. Кузнецова, П.П. Салмасова.
Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А. Лутфуллина..
Произведения с широким обобщением военных событий, с использованием новых
художественных средств и приемов: «Ожидание», «Прощание», «Проводы на фронт»;
портретные работы «Мать погибшего героя»: «Ветеран», «Мелодии кубыза», «Сабантуй».
Философская глубина портрета «Старуха на черном фоне».
Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его
произведениях: «Май. Березняк», «Вечерний сеанс», «Зимнее окно», «Черемуха», «День
Победы», «Родина», «Май. Красная площадь», «Весна. Ключарево», «Зима на окраине»,
«Уфимский романс с минаретом».
В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны: «Пулеметная рота», триптих
«Родина», «Лето 1945 года», «Передний край обороны», «Прифронтовой эвагоспиталь»,
«Пастбище».
11

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра: «Жертвы шариата»,
«Праздник в ауле», «На просторах Урала», «В нефтяном крае», «После трудового дня».
А.С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях: «Осень в родном
краю», «Степь». «Красный дом», «Весна на ферме», «Лето. Полдень», «Степь».
Башкирское народное творчество (5 часов)
Башкирская народная хореография. Обрядовые, трудовые, военно-исторические,
шуточные, лирические танцы.
Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца.
Башкирский государственный академический ансамбль народного танца им.Ф.Гаскарова.
История создания. Творческий путь коллектива. Наиболее яркие исполнители.
История создания профессионального хореографического искусства в республике.
Понятие о балете как части хореографического искусства. Терминология: балет, балерина,
балетмейстер, хореография, кордебалет, пантомима.
Развитие искусства балета в республике. Балет «Журавлиная песнь» Л.Степанова.
Нариман Сабитов – композитор и дирижер. Жизнь и творчество. Балеты «Страна
Айгуль», «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь». Балеты для детей «Буратино» и др.
Звезды башкирского балета. Творческие портреты З.Насретдиновой, Р.Нуриева.
Башкирский балет сегодня. Репертуар. Известные исполнители. Балетный фестиваль
им. Рудольфа Нуреева.
Башкирская литература (6 часов)
Этапы развития башкирской литературы.
Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в
поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры»,
актуальность стиха и в наши дни.
Стихотворение «Назидания» как кодекс ислама. Социальные мотивы в поэзии М.
Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.
Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907) как поэт и ученый. Книга «Ядкар». М. Уметбаев –
поэт, публицист, фольклорист, языковед, историк, этнограф. Краткая характеристика его
основных работ. Стихи поэта: «Страна юмран», «Жалоба», «Пройденная жизнь - оставшаяся
память», отражение в них бедственного положения башкирского народа, осуждение
колониальной политики царизма.
Мажит Гафури (1880-1934) – классик башкирской литературы. Биография поэта.
Дореволюционная поэзия М. Гафури. Отношение поэта к революции 1905г. («Стихи радости»,
«Завещание 1906 года к 1907 году»). Проблема народа и поэта в поэзии М. Гафури («Я и мой
народ», «Красное знамя»).
Отрывки из повести «Черноликие». Просвещенность и невежество героев повести:
Закир и Галима – это Ромео и Джульетта на башкирской земле.
Шайхзада Бабич (1895-1919). Биография поэта. Ш. Бабич и башкирское национальное
движение. Мотивы разочарования и надежды в начальный период творчества («Несчастлив
я», «Жалоба»). Народ и поэт в стихах Ш. Бабича («За народ», «За кого»). Судьба
стихотворения «Жду». Прославление Башкортостана в стихах «Кураю», «Марш войска»,
«Башкортостан», «Мы» (по выбору). «Хитап башкирскому народу по случаю соглашения с
большевиками». Трагическая гибель поэта. Учреждение премии им. Ш. Бабича.Константин
Иванов. Биография.
9 класс
Башкирский народный эпос (1 час)
Понятие об эпосе.Мифологический эпос «Урал – батыр».Социально-бытовой эпос
«Алдар и Зухра». Исторический эпос «Ек – Мэргэн»
12

Просвещение и печать (2 часа)
Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и среднеспециального образования (колледжи). Профориентационное направление народного
образования. Сочетание государственных и частных учебных заведений.
Сеть профессионально-технических учебных заведений.
Состояние высшего образования в Башкортостане. Достижения и проблемы при
подготовке специалистов с высшим образованием.
Ознакомление со структурой высших учебных заведений Республики Башкортостан.
Развитие науки в Башкортостане. Академия наук Республики Башкортостан - высшее
научное учреждение республики. Научный потенциал и направления.
Из истории развития науки Республики Башкортостан (Г.Г.Куватов, С.И. Руденко, К.Р.
Тимергазин, В.Г. Гирфанов, Д. Г. Киекбаев, А. Н. Усманов, Т. Баишев).
Изобразительное искусство. Живопись (4 ч.)
Современная живопись. Новые направления и течения в современной башкирской
живописи. Авангардизм. Творчество Н. Латфуллина, С. Краснова, М. Назарова, В.
Ханнанова, Р. Ахметвалиева.
Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер»,
«Артыш».
М.А. Назаров – наиболее яркий представитель уфимского авангарда. Картины «Базар с
гусями», «Застолье», «День рождения», «Трудовики», «Кананикольский завод». Творчество С.
Краснова («Летающий остров»), Д.Ишемгулова («Летний полдень», «Родник», «Утро,
день,вечер», «Памяти родителей»), М. Давлетбаева («Деревня», «В гости», «Окраина»), Н.
Байбурина («Афродита», «Мазуха пошла в гости, а корову доить некому»). М. Спиридонова
(«Красное окно», «Наслаждение одиночеством»»Мальчик», «Разговор с небом»), Р. Харисова
(«Падающая мечеть», «В шесть часов вечера после войны», «Путь к роднику»), Н. Куприянова
(«Пластический рыцарь», «Сон царевича»).
Творчество художников - графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок.
Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников.
Музыкальная культура (2 часа)
Открытие филармонии (1939). Выступление башкирских концертных бригад в годы
Великой Отечественной войны (Х. Магазова, М. Идрисов, Б. Юсупова, З.Бикбулатова).
Жизнь и творчество Х. Ахметова. Песенное творчество («Ночной Урал», «Родная
деревня»). Опера «Современники».
Творческая деятельность К.Рахимова.
Творческие портреты профессиональных исполнителей народных песен: Х.Галимова, А.
Султанова, С. Абдуллина.
Хоровое искусство в Башкортостане. Первые любительские хоровые коллективы (студия
Башпрофсовета, руководитель – А. Тихомиров). Профессиональный хор Башкирского театра
оперы и балета (1939). Женский, смешанный, профессиональный хоровые коллективы
Башгосфилармонии (руководитель М. Федотов, А. Тихомиров). Хор Башрадиоколлектива
(руководитель – Ш. Ибрагимов, 1953-1960).
Башкирская академическая хоровая капелла (руководитель - Г. Сайфуллин, 1969).
Современное вокальное искусство.
Классическая музыка в филармонии; фестивали камерной музыки. Орган в Уфе (В.
Муртазин).
Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы.
Народный фольклорно-музыкальный ансамбль «Ядкар» (Г. Хамзин, Т. Узянбаева, М.
Гайнетдинов, и др.). Эстрадно-фольклорный ансамбли «Караван-Сарай», «Далан».
13

Композиторы современники – продолжатели народных традиций: А. Габдрахманов, А.
Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова, С. Низамутдинов, Н. Даутов.
Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, кантанта,
оратория, квартет, трио, инструментальные и хоровые произведения, песни, романсы.
Современные постановки в театре оперы и балета:»Журавлиная песень» Л. Степанова,
«Акмулла» З. Исмагилова, «В ночь лунного затмения С. Низамутдинова.
Вокальные конкурсы. Всемирный конкурс им. М. Глинки (Уфа, 1995).
Республиканские конкурсы: им. Г. Альмухаметова, исполнителей башкирских народных песен
«Ирэндек мондары».
Современное театральное искусство (3 часа)
Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (повторение).
Республиканский русский драматический театр. Главные режиссеры, репертуар, ведущие
актеры.
Классика на сцене театров Башкортостана («Отелло» Шекспира, «Дядя Ваня», «Три
сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «Таланты и поклонники» А. Островского).
Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы. Главные
режиссеры. Репертуар. Ведущие актеры.
Национальный молодежный театр им. М. Карима.
Татарский театр «Нур».
Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны:
трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!»,
«Салават»; драмы «Пеший Махмут», «Страна Айгуль», «Неотосланные письма» Г. Кутуя»,
«Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Озорная молодость» И. Абдуллина, «Красный
паша» Н. Асанбаева, «Много шума из ничего» по пьесе шекспира, «Встреча с юностью» по
пьесе А. Арбузова, «Царь Федор Иоаннович»А.К. Толстого.
Материальная культура. Физкультура и спорт (4 часа)
Национальный музей Республики Башкортостан. Зарождение и становление. Его роль в
сохранение историко - культурных ценностей прошлого. Фонды, отделы, филиалы. Домамузеи известных деятелей культуры (Салавата Юлаева, М. Акмулы, М. Уметбаева, Ш.Бабича,
К. Иванова, М. Гафури, А. Муюарякова, Р. Гарипова, З. Биишевой и др.).
Музей археологии и этнографии народов Башкортостана.
Состояние и развитие музейного дела в районах
Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми.
Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы.
Мотоклуб «Башкирия-Лукойл». Из истории клуба. Спортивные достижения клуба,
международных мастеров спорта И. Плеханова, Ф. Шайнурова, Б. Самородова, А. Сухова, Р.
Саитгареева. Габдрахман Кадыров – шестикратный чемпион мира по мотогонкам на льду.
Спортивный клуб «Салават Юлаев». Из истории клуба. Выдающиеся хоккеисты клуба.
Победы на первенствах страны (бронзовый призер1995, 1996, 1997 годов, чемпион
Российской Федерации 2008 года), участие в международных соревнованиях (67 побед из 77
встреч).
Успехи легкоатлетов (Р. Бурангуловой – неоднократной обладательницы Кубка мира
по марофону), стрелков (Р. Сулейманова – призера олимпийских игр и неоднократного
чемпиона мира по пулевой стрельбе), борцов, лучников и т.д.
Цирк как вид искусства. Школа джигитовки и конно-цирковая группа в башкирском
цирке (Мидхат и Римма Султангареевы).

14

История Башкортостана в произведениях
художественной литературы (2 часа)
М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против
родовых обычаев.
Х. Давлетшина . Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Иргиз» - яркое эпическое
полотно жизни и быта башкир в начале ХХ в.
Д. Юлтый. Жизнь и творчество. Роман «Кровь» (отрывки). Образ рассказчика солдатабашкира Булата. Автобиографичность романа. Будничные картины солдатского быта. Народ и
война – основная проблема романа.
Н.Мусин. Жизнь и творчество. Роман «Вечный лес».
А.Хакимов. Отрывки из романа «Плач домбры». Образ Хабрау - сэсена в литературе.
Р.Гарипов. Жизнь и творчество. Книга «Возвращение». Стихи. Поэма «Аманат».
Р.Бикбаев. Жизнь и творчество. Поэма «Жажду, дайте воды». Проблемы экологии.
«Письмо моему народу».
Н. Наджми. Жизнь и творчество. Отрывки из поэмы «Баллада о песне», «Ворота»,
«Урал» (по выбору). Тема становления творческой личности. Психологизм, Глубина мысли,
Тонкий лиризм стихотворений «Уфимские липы», «Летний стих», «Листья не опали».
З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика». Воплощение народной мудрости
в образе Тайба-эби. Черты народного героя в образах Хабира, Тимербая и Хаммата.
Национальный колорит и сочность языка.
Современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество
народных поэтов Башкортостана.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».