I. Пояснительная записка Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–9 классах. Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; обучение технике и тактике игры в волейбол; развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению/ Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. II. Содержание программы внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5–9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся. III. Учебно-тематический план курса «Волейбол» Тематическое планирование 5 класс № Тема Кол-во часов 1 Перемещения 9 2 Верхняя передача 6 3 Нижняя передача 6 4 Приём мяча 4 5 Подвижные игры и эстафеты 9 6 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование 6 класс № Тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в защите 7 2 Закрепление техники верхней передачи 6 3 Закрепление техники нижней передачи 6 4 Верхняя прямая подача 4 5 Закрепление техники приёма мяча с подачи 3 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование 7 класс № Тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в нападении 7 2 Закрепление техники верхней передачи 6 3 Закрепление техники нижней передачи 6 4 Верхняя прямая подача 4 5 Закрепление техники приёма мяча с подачи 3 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование 8 класс № Тема Кол-во часов 1 Совершенствование техники верхней, нижней передачи 4 2 Прямой нападающий удар 8 3 Совершенствование верхней прямой подачи 5 4 Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите 4 5 Двусторонняя учебная игра 5 6 Одиночное блокирование 4 7 Страховка при блокировании 4 8 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование 9 класс № Тема Кол-во часов 1 Верхняя передача двумя руками в прыжке 5 2 Прямой нападающий удар 5 3 Верхняя, нижняя передача двумя руками назад 6 4 Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите 4 5 Двусторонняя учебная игра 7 6 Одиночное блокирование и страховка 4 7 Командные тактические действия в нападении и защите 3 Итого 34 Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема занятия Кол-во часов 1-2 Разучивание стойки игрока (исходные положения). 2 3 Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 4-5 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 2 6 Двусторонняя учебная игра. 1 7-9 Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 3 10 Эстафеты с различными способами перемещений. 1 11-12 Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). 2 13 Разучивание верхней передачи мяча у стены. 1 14 Игры, развивающие физические способности. 1 Дата проведения По плану фактически 15 Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. 1 16-17 Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. 2 18-19 Разучивание нижней прямой подачи. 2 20 Двусторонняя учебная игра. 1 21 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. 1 22-24 Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. 3 25 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 26-28 Разучивание приём мяча сверху двумя руками. 3 29 Игры, развивающие физические способности. 1 30-32 Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 3 33 Двусторонняя учебная игра. 1 34 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тема занятия Кол-во часов Закрепление стойки игрока (исходные положения). 2 3 Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 4 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 5 Двусторонняя учебная игра. 1 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 2 Эстафеты с различными способами перемещений. 1 Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). 2 11 Закрепление верхней передачи мяча у стены. 1 12 Игры, развивающие физические способности. 1 13 Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. 1 1-2 6-7 8 9-10 Дата проведения По плану фактически Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. 1 Закрепление нижней прямой подачи. 2 Двусторонняя учебная игра. 1 Разучивание верхней прямой подачи. 3 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. 1 22-23 Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. 2 24-25 Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). 2 26 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 27 Закрепление приём мяча сверху двумя руками. 1 28-29 Разучивание одиночного блокирования. 2 30-31 Разучивание страховки при блокировании. 2 14 15-16 17 18-20 21 32-33 34 Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 Двусторонняя учебная игра. 1 Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема занятия Кол-во часов 1 Совершенствование стоек игрока. 1 2 Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 3 Игры, развивающие физические способности. 1 4 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 1 5-6 Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). 2 7 Закрепление верхней передачи мяча у стены. 1 8 Эстафеты с различными способами перемещений. 1 9 Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. 1 10 Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. 1 Дата проведения По плану фактически 1113 Закрепление верхней прямой подачи. 14 Двусторонняя учебная игра. 1 15 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. 1 1617 Закрепление прямого нападающего удара. 1819 Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. 20 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 2122 Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. 23 Игры, развивающие физические способности. 2425 Закрепление одиночного блокирования. 2627 Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). 2829 Закрепление страховки при блокировании. 3 2 2 1 2 1 2 2 2 3031 Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 3233 Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. 34 Двусторонняя учебная игра. 2 2 1 Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема занятия Кол-во часов 1 Стойки игрока. 1 2 Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 3 Игры, развивающие физические способности. 1 4 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 1 5-6 Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. 2 7-8 Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). 2 9 Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. 1 10 Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. 1 1112 Совершенствование верхней прямой подачи. 2 Дата проведения По плану фактически 13 Двусторонняя учебная игра. 1 14 Развитие физических качеств. 1 1516 Закрепление прямого нападающего удара. 17 Приём мяча снизу двумя руками. 1 18 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 19 Приём мяча сверху двумя руками. 1 2021 Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. 22 Игры, развивающие физические способности. 1 23 Совершенствование одиночного блокирования. 1 2425 Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). 26 Совершенствование страховки при блокировании. 1 2728 Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 2 2 2 2930 Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. 3132 Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. 33 Судейство учебной игры в волейбол. 1 34 Двусторонняя учебная игра. 1 2 2 Календарно-тематическое планирование 9 класс № Тема занятия Кол-во часов 1 Стойки игрока. 1 2 Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 3 Игры, развивающие физические способности. 1 4 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 1 5 Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. 1 Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). 2 8 Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. 1 9 Передача снизу двумя руками над собой. 1 10 Передача снизу двумя руками в парах. 1 11 Совершенствование верхней прямой подачи. 1 6-7 Дата проведения По плану фактически 12-13 Разучивание подачи в прыжке. 2 14 Развитие физических качеств. 1 15 Закрепление прямого нападающего удара. 1 16-17 Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). 2 18 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 19 Приём мяча снизу, сверху двумя руками. 1 20-21 Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. 2 22 Игры, развивающие физические способности. 1 23 Совершенствование одиночного блокирования. 1 24-25 Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). 2 Совершенствование страховки при блокировании. 1 27-28 Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 29-30 Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. 2 26 31-32 Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. 2 33 Судейство учебной игры в волейбол. 1 34 Двусторонняя учебная игра. 1