Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Волейбол. 5-9 кл.

I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности
обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе
основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и
оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–9 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных
учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия
в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в
общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно
менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу
сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и
слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей,
волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции:
жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость
принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное
оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами
техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры
здоровья обучающихся являются:


Закон Российской Федерации «Об образовании»;



Федеральный государственный образовательный стандарт;



СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ
Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;



Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,



Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья
школьников.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего
воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на
ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой
положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный
характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных
навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:


пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию
занимающихся;



популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;



формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;



обучение технике и тактике игры в волейбол;



развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);



формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;



воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему,
которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим
проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация
образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям занимающихся.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной
культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и
правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:


личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации
к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;



метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные);



предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для
каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению/

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Волейбол» является формирование следующих умений:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут
избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и
произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;



социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим
миром.

II. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
предназначена для учащихся 5–9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на
основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке
обучающихся.

III. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

Кол-во часов

1

Перемещения

9

2

Верхняя передача

6

3

Нижняя передача

6

4

Приём мяча

4

5

Подвижные игры и эстафеты

9

6

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 6 класс
№

Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в защите

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34
Тематическое планирование 7 класс

№

Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

Кол-во часов

1

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

4

2

Прямой нападающий удар

8

3

Совершенствование верхней прямой подачи

5

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

5

6

Одиночное блокирование

4

7

Страховка при блокировании

4

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34
Тематическое планирование 9 класс

№

Тема

Кол-во часов

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

5

2

Прямой нападающий удар

5

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

6

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

7

6

Одиночное блокирование и страховка

4

7

Командные тактические действия в нападении и защите

3

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1-2

Разучивание стойки игрока (исходные положения).

2

3

Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд.

1

4-5

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

2

6

Двусторонняя учебная игра.

1

7-9

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки,
повороты, прыжки вверх).

3

10

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

11-12

Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

13

Разучивание верхней передачи мяча у стены.

1

14

Игры, развивающие физические способности.

1

Дата проведения
По плану фактически

15

Разучивание передачи снизу двумя руками над собой.

1

16-17

Разучивание передачи снизу двумя руками в парах.

2

18-19

Разучивание нижней прямой подачи.

2

20

Двусторонняя учебная игра.

1

21

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости.

1

22-24

Разучивание приёма мяча снизу двумя руками.

3

25

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов
и тактических действий.

1

26-28

Разучивание приём мяча сверху двумя руками.

3

29

Игры, развивающие физические способности.

1

30-32

Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении,
защите.

3

33

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов
и тактических действий.

1

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Закрепление стойки игрока (исходные положения).

2

3

Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд.

1

4

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

5

Двусторонняя учебная игра.

1

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

2

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

11

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

12

Игры, развивающие физические способности.

1

13

Закрепление передачи снизу двумя руками над собой.

1

1-2

6-7
8
9-10

Дата проведения
По плану

фактически

Закрепление передачи снизу двумя руками в парах.

1

Закрепление нижней прямой подачи.

2

Двусторонняя учебная игра.

1

Разучивание верхней прямой подачи.

3

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости.

1

22-23

Закрепление приёма мяча снизу двумя руками.

2

24-25

Разучивание прямого нападающего удара (по ходу).

2

26

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и
тактических действий.

1

27

Закрепление приём мяча сверху двумя руками.

1

28-29

Разучивание одиночного блокирования.

2

30-31

Разучивание страховки при блокировании.

2

14
15-16
17
18-20
21

32-33
34

Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении,
защите.

2

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Совершенствование стоек игрока.

1

2

Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические способности.

1

4

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

1

5-6

Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

7

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

8

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

9

Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой.

1

10

Закрепление передачи снизу двумя руками в парах.

1

Дата проведения
По плану

фактически

1113

Закрепление верхней прямой подачи.

14

Двусторонняя учебная игра.

1

15

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости.

1

1617

Закрепление прямого нападающего удара.

1819

Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками.

20

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и
тактических действий.

2122

Совершенствование приём мяча сверху двумя руками.

23

Игры, развивающие физические способности.

2425

Закрепление одиночного блокирования.

2627

Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём).

2829

Закрепление страховки при блокировании.

3

2

2

1

2
1
2

2

2

3031

Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении,
защите.

3233

Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите.

34

Двусторонняя учебная игра.

2

2
1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические способности.

1

4

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

1

5-6

Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.

2

7-8

Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и
через сетку).

2

9

Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой.

1

10

Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах.

1

1112

Совершенствование верхней прямой подачи.

2

Дата проведения
По плану

фактически

13

Двусторонняя учебная игра.

1

14

Развитие физических качеств.

1

1516

Закрепление прямого нападающего удара.

17

Приём мяча снизу двумя руками.

1

18

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов
и тактических действий.

1

19

Приём мяча сверху двумя руками.

1

2021

Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой.

22

Игры, развивающие физические способности.

1

23

Совершенствование одиночного блокирования.

1

2425

Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём).

26

Совершенствование страховки при блокировании.

1

2728

Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении,
защите.

2

2

2

2

2930

Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите.

3132

Разучивание командных тактических действий в нападении, защите.

33

Судейство учебной игры в волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

2

2

Календарно-тематическое планирование 9 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические способности.

1

4

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

1

5

Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.

1

Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и
через сетку).

2

8

Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в
направлении передачи.

1

9

Передача снизу двумя руками над собой.

1

10

Передача снизу двумя руками в парах.

1

11

Совершенствование верхней прямой подачи.

1

6-7

Дата проведения
По плану

фактически

12-13 Разучивание подачи в прыжке.

2

14

Развитие физических качеств.

1

15

Закрепление прямого нападающего удара.

1

16-17 Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево).

2

18

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов
и тактических действий.

1

19

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

20-21 Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие физические способности.

1

23

Совершенствование одиночного блокирования.

1

24-25 Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём).

2

Совершенствование страховки при блокировании.

1

27-28

Совершенствование индивидуальных тактических действия в
нападении, защите.

2

29-30

Совершенствование групповых тактических действий в нападении,
защите.

2

26

31-32 Закрепление командных тактических действий в нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».