Рабочая программа. Внеурочная деятельность Биология. 7 кл.

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительные
животные» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным
государственным образованным стандартом начального общего образования,
федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, изменениями в федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, изменениями в
федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г, №1576, изменениями в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, СанПин 2.4.2821-10.

Цель программы:
Формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много
интересной информации о животных остается за страницами учебника.
Расширение и углубление знаний о видовом многообразии.
Воспитание бережного отношения к природе.
Повышение интереса к биологии.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в
неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: учащиеся (7 класс).

2. Личностно и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности.
- При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть
следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
природными объектами.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,
ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и
прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в
случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с
заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения данной программы являются:
формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами;формирование исследовательских
умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния
окружающей среды; необходимости защиты животного мира;
объяснение роли растений в жизни человека; значения растительного
разнообразия;
выявление приспособлений растений к среде обитания;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы во время трудовых десантов.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы

3.Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю)
1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
Занятие 1. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной
среды. Приспособления организмов к этим средам.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 2.Характеристика почвенной среды и организм как среда для
паразитов. Приспособления организмов к этим средам
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги,
медведи).
Занятие 3 Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд
Акулы и Скаты.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 4. Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 5. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд
Хищные. Семейство медвежьи.
Формы организации занятий внеурочной
деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 6. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные.
Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных.
Надежность и уязвимость защиты.
Занятие 7. Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие8. Раковины моллюсков.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 9. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной
деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 10. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 11. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов
животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.

Основные виды деятельности: групповая
4.Ядовитые животные (6 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы,
пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая
помощь при попадании яда в организм человека.
Занятие 12. Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская
оса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие13. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 15. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с
интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм
человека
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
5.Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении
с рекордами животных.
Занятие 17 . Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Формы организации занятий внеурочной
деятельности: Исследовательская работа

Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по
прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с
рекордами животных.
Формы организации занятий внеурочной
деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
6.Животные -строители (2 ч).Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 20. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для
птиц, хатки бобров.
Формы организации занятий внеурочной
деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
7.Заботливые родители(3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у
беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся,
подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги,
перепончатокрылые.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся.
Птиц и млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая

8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение
млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование
человеком.
Занятие 24. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных.
Летучие мыши и дельфины.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной
деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение
в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы.
Этология.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с
элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у
домашних животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая

10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
Занятие 30. Животные – герои песен и сказок.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 31. Животные – герои легенд.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
11.Животные – символы (2 часа)
Занятие 32. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 33. Животные символы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
12.Бионика - перспективы развития (1 час)
Занятие 34. Бионика как наука
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая

4.Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Раздел/тема

Кол-во
часов

Среды жизни. Характеристика
водной, наземно-воздушной
среды. Приспособления
организмов к этим средам

1

Характеристика почвенной среды
и организм как среда для
паразитов. Приспособления
организмов к этим средам

1

Гиганты моря. Надкласс Рыбы.
Класс Хрящевые рыбы. Отряд
Акулы и Скаты.

1

Гиганты моря. Класс
Млекопитающие. Отряд
китообразные.

1

Гиганты суши. Класс
Млекопитающие. Отряд
хоботные. Отряд Хищные.
Семейство медвежьи.

1

Гиганты суши. Класс
Млекопитающие. Отряд
Парнокопытные. Жирафы и
бегемоты. Отряд
Непарнокопытные. Носороги

1

7

Защитные покровы животных.
Простейшие фораминиферы.

1

8

Раковины моллюсков.

1

9

Панцири броненосцев и черепах.

1

10

Покровы рыб. Надежность и
уязвимость защитных покровов
животных.

1

1

2

3

4

5

6

Дата
проведения
план факт

Примечание

11

Яды для защиты и нападения.
Расположение ядовитых желез.

1

12

Тип Кишечнополостные. Класс
Гидроидные. Медузы. Морская
оса.

1

13

Тип Членистоногие. Класс
Насекомые. Пчелы. Осы.

1

14

Тип Членистоногие. Класс
Паукообразные. Пауки и клещи.

1

15

Тип Хордовые. Класс
Земноводные. Ядовитые лягушки.

1

16

Тип Хордовые. Класс
Пресмыкающиеся. Змеи.

1

Меры предосторожности, первая
помощь при попадании яда в
организм человека.
17

Рекорды беспозвоночных
животных - кузнечика и муравья.

18

Сокол сапсан – рекордсмен
полета. Кенгуру – рекордсмен по
прыжкам. Гепард рекордсмен по
бегу. Спортивные рекорды в
сравнении с рекордами животных.

19

Животные строители среди
беспозвоночных – пчелы и пауки.

20

Строители среди позвоночных
животных. Гнездование для птиц,
хатки бобров.

21

Забота о потомстве у
беспозвоночных - осьминоги,
перепончатокрылые.

22

Забота о потомстве у
позвоночных среди рыб и
земноводных.

23

Забота о потомстве у
позвоночных среди

1

1

1

1
1

1

1

пресмыкающихся. Птиц и
млекопитающих.
24

Язык животных. Танец пчел,
муравьев,

1

25

Первая сигнальная система.
Ультразвуки в мире животных.
Летучие мыши и дельфины.

1

26

Значение пения птиц, общение
млекопитающих.

1

27

Химический язык, его
расшифровка и использование
человеком.

28

Безусловные рефлексы,
инстинкты, условные рефлексы.
Этология.

1

1

Обучение в мире животных.
Выработка условных рефлексов у
домашних животных.

1

30

Животные – герои песен и сказок.

1

31

Животные – герои легенд.

1

32

Животные символы стран Египет
(кошка), Индия (корова) и др.

1

33

Животные символы.

34

Бионика как наука.

29

Всего: 34 ч

1
1

Тематическое планирование

№

Раздел

Кол-во часов

1

Среды жизни и их обитатели

2

2

Гиганты моря и карлики в мире
животных

4

3

Одетые в броню. Рождающие мел

4

4

Ядовитые животные

6

5

Животные -рекордсмены

2

6

Животные -строители

2

7

Заботливые родители

3

8

Язык животных

4

9

Животные – понятливые ученики

2

10 Герои песен, сказок и легенд

2

11 Животные - символы

2

12 Бионика –перспективы развития

1

Итого

34

Информационно-техническое обеспечение
1. Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой
организм» Просвещение 2007 г.
2. Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф.
И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
3. Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан
на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М.,
Издательский центр «Вентана-Граф»).
4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное
электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,
2004
5. Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология»
Физикон 2005 г
6. Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ.
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс ПросвещениеМедиа 2005

Ресурсы Интернета

1.http://bio.1september.ru
2. http://www.cultinfo.ru
3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
4.

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

5.

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий

Рекомендуемая литература
Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год.
Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах

Беме. Л.Б. Жизнь птиц у нас дома.
Вилли К. Биология « Мир» 1968 год
Виноградоаа В.С. Основы микробиологии и пищевой гигиены
Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. «Советская
энциклопедия» 1989 годИгнатьев Б.В.- Ботаника 1958 год.
Лункевич В.В.-Занимательная биология. «Наука» 1965 год.
Ленский Г.К. Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и
овощных культур.
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975
год
Панфилов Д.В. В мире насекомых.
Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год.
Популярная энциклопедия книга первая «Обычное в необычном» 1990 г
Популярная энциклопедия книга вторая «Загадки живой природы» 1993г
Рублев С. Энциклопедия в мире животных. ИД «Владис»-2009 год
Стекольников Л. Что такое Аскалапус ?
Тинберген Н. Поведение животных
Трайтак Д.И. Растения « Просвещение » 1996 год
Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год
Фарб П. Насекомые « Мир» Москва 1976 год.
Я иду на урок биологии книга для учителя Москва « Первое сентября» 2000
год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».