1.Пояснительная записка Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительные животные» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образованным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г, №1576, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, СанПин 2.4.2821-10. Цель программы: Формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Расширение и углубление знаний о видовом многообразии. Воспитание бережного отношения к природе. Повышение интереса к биологии. Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: учащиеся (7 класс). 2. Личностно и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. - При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. Метапредметными результатами освоения данной программы являются: -умение работать с разными источниками информации; -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения данной программы являются: формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;формирование исследовательских умений. 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере: приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира; объяснение роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия; выявление приспособлений растений к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы во время трудовых десантов. 4. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы 3.Содержание курса внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю) 1. Среды жизни и их обитатели (2 ч). Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред. Занятие 1. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам. Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа Основные виды деятельности: групповая Занятие 2.Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа Основные виды деятельности: групповая 2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч). Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Занятие 3 Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации Основные виды деятельности: групповая Занятие 4. Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция Основные виды деятельности: групповая Занятие 5. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа Основные виды деятельности: групповая Занятие 6. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации Основные виды деятельности: групповая 3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч). Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты. Занятие 7. Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция Основные виды деятельности: групповая Занятие8. Раковины моллюсков. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации Основные виды деятельности: групповая Занятие 9. Панцири броненосцев и черепах. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа Основные виды деятельности: групповая Занятие 10. Панцири броненосцев и черепах. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации Основные виды деятельности: групповая Занятие 11. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность. Основные виды деятельности: групповая 4.Ядовитые животные (6 ч). Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Занятие 12. Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие13. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность. Основные виды деятельности: групповая Занятие 15. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и литературой по поиску информации. Проектная деятельность. Основные виды деятельности: групповая Занятие 16. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая 5.Животные рекордсмены (2 ч). Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. Занятие 17 . Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная 6.Животные -строители (2 ч).Пауки, пчелы, птицы, бобры. Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие 20. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная 7.Заботливые родители(3 ч). Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих. Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая 8.Язык животных (4 ч). Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Занятие 24. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа Основные виды деятельности: групповая 9.Животные – понятливые ученики. (2 ч). Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы. Основные виды деятельности: групповая Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая 10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч). Занятие 30. Животные – герои песен и сказок. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая Занятие 31. Животные – герои легенд. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая 11.Животные – символы (2 часа) Занятие 32. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая Занятие 33. Животные символы. Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая 12.Бионика - перспективы развития (1 час) Занятие 34. Бионика как наука Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах. Основные виды деятельности: групповая 4.Календарно-тематическое планирование. № п/п Раздел/тема Кол-во часов Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам 1 Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам 1 Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. 1 Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. 1 Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. 1 Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги 1 7 Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. 1 8 Раковины моллюсков. 1 9 Панцири броненосцев и черепах. 1 10 Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. 1 1 2 3 4 5 6 Дата проведения план факт Примечание 11 Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. 1 12 Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. 1 13 Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. 1 14 Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. 1 15 Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. 1 16 Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. 1 Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. 17 Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. 18 Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. 19 Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. 20 Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. 21 Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. 22 Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. 23 Забота о потомстве у позвоночных среди 1 1 1 1 1 1 1 пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. 24 Язык животных. Танец пчел, муравьев, 1 25 Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. 1 26 Значение пения птиц, общение млекопитающих. 1 27 Химический язык, его расшифровка и использование человеком. 28 Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. 1 1 Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. 1 30 Животные – герои песен и сказок. 1 31 Животные – герои легенд. 1 32 Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. 1 33 Животные символы. 34 Бионика как наука. 29 Всего: 34 ч 1 1 Тематическое планирование № Раздел Кол-во часов 1 Среды жизни и их обитатели 2 2 Гиганты моря и карлики в мире животных 4 3 Одетые в броню. Рождающие мел 4 4 Ядовитые животные 6 5 Животные -рекордсмены 2 6 Животные -строители 2 7 Заботливые родители 3 8 Язык животных 4 9 Животные – понятливые ученики 2 10 Герои песен, сказок и легенд 2 11 Животные - символы 2 12 Бионика –перспективы развития 1 Итого 34 Информационно-техническое обеспечение 1. Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г. 2. Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). 3. Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). 4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 5. Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г 6. Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс ПросвещениеМедиа 2005 Ресурсы Интернета 1.http://bio.1september.ru 2. http://www.cultinfo.ru 3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» 4. www.bio.nature.ru - научные новости биологии 5. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования. 6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий Рекомендуемая литература Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год. Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах Беме. Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. Вилли К. Биология « Мир» 1968 год Виноградоаа В.С. Основы микробиологии и пищевой гигиены Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» 1989 годИгнатьев Б.В.- Ботаника 1958 год. Лункевич В.В.-Занимательная биология. «Наука» 1965 год. Ленский Г.К. Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и овощных культур. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975 год Панфилов Д.В. В мире насекомых. Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год. Популярная энциклопедия книга первая «Обычное в необычном» 1990 г Популярная энциклопедия книга вторая «Загадки живой природы» 1993г Рублев С. Энциклопедия в мире животных. ИД «Владис»-2009 год Стекольников Л. Что такое Аскалапус ? Тинберген Н. Поведение животных Трайтак Д.И. Растения « Просвещение » 1996 год Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год Фарб П. Насекомые « Мир» Москва 1976 год. Я иду на урок биологии книга для учителя Москва « Первое сентября» 2000 год.