Рабочая программа.Татарский язык.5-9 кл.

Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.(Протокол №3/22 от 23.06.2022)

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработчики:
Шакурова М. М., к. ф. н., доцент, ведущий
научный
сотрудник
Института
языка,
литературы и искусства им. Г. Ибрагимова
Академии наук Республики Татарстан;
Гиниятуллина Л. М., к. ф. н., доцент, ведущий
научный
сотрудник
Института
языка,
литературы и искусства им. Г. Ибрагимова
Академии наук
Республики Татарстан

Казань. 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 5
Общая характеристика учебного предмета «Родной (татарский) язык»........... 6
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» ......... 7
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного
предмета «Родной (татарский) язык».................................................................. 7
Место учебного предмета «Родной (татарский) язык» в учебном плане .......... 9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»10
5 класс ................................................................................................................. 10
6 класс ................................................................................................................. 11
7 класс ................................................................................................................. 11
8 класс ................................................................................................................. 12
9 класс ................................................................................................................. 13
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты ..................................................................................... 17
Метапредметные результаты ............................................................................. 21
Предметные результаты .................................................................................... 26
5 класс ................................................................................................................. 27
6 класс ................................................................................................................. 29
7 класс ................................................................................................................. 31
8 класс ................................................................................................................. 32
9 класс ................................................................................................................. 33
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............. Error! Bookmark not defined.
5 класс ................................................................... Error! Bookmark not defined.
6 класс ................................................................... Error! Bookmark not defined.
7 класс ................................................................... Error! Bookmark not defined.
8 класс ................................................................... Error! Bookmark not defined.
9 класс ................................................................... Error! Bookmark not defined.
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................. 48
Приложение 1 ..................................................................................................... 48

17

Приложение 2 ..................................................................................................... 52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык»
для 5–9 классов основного общего образования (далее – Программа) определяет
содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родной (татарский) язык».
Программа

разработана

на

основе

следующих

нормативно-правовых

документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего

образования

(утвержденный

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего
образования

(одобренная

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/220 от 2
июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена
решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта.
Программа

ориентирована

на

целевые

приоритеты,

сформулированные

в

Примерной программе воспитания, и может служить основой для составления
рабочих программ по учебному предмету «Родной (татарский) язык». Авторы
рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию

учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению
часов по разделам и темам.
Программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного (татарского) языка
современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов

обучения,

сформулированных

в

федеральном

государственном

образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО);
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык» по годам обучения в
соответствии с ФГОС ООО;
3) разработать
особенностей

календарно-тематическое

конкретного

класса,

используя

планирование

с

рекомендованное

учетом
примерное

распределение учебного времени на изучение определенного раздела / темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного
материала разделов / тем курса.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций
основного общего образования.
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из основных
элементов образовательной системы 5–9 классов основного общего образования,
формирующим

компетенции

в

сфере

татарской

языковой

культуры.

Его

включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с
другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным
предметом «Родная (татарская) литература».
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском
языке

имеют

патриотическую,

гражданственную,

морально-этическую

воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к
национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование
личностных
ценностям.

качеств,

соответствующих

национальным

и

общечеловеческим

Кроме

того,

системно-деятельностный

подход

выдвигает

требование

обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной
школы.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Целью изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» является
развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским) языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского
литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение
формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и
развития

языкового

наследия,

освоения

духовных

ценностей

и

культуры

многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
– овладение

знаниями

о

татарском

языке,

его

устройстве

и

функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского
литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
увеличение объема используемых грамматических средств;
– развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных
видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;
– приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование
умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного
общения;
– уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в
Российской Федерации.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного
предмета «Родной (татарский) язык»
В Программе выделяются две сквозные содержательные линии:
 содержательная линия «Речевая деятельность и культура речи» направлена
на сознательное формирование навыков речевого общения;
 содержательная линия «Общие сведения о языке, разделы науки о языке
(фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и

фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика)»
включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования
языковых единиц.
Тематический материал каждого класса разделен на четыре сквозные темы вне
зависимости

от

уровня

владения

татарским

языком.

Предусматривается

использование различных видов текстовых, аудио-, видео-, иллюстративных и
графических материалов. Вопросы и задания нацелены на развитие критического
мышления, овладение приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации
материала на определенную тему.
Первая тема – «Мин» («Я»). Материал данной темы представлен в различных
вариациях, в зависимости от уровня владения татарским языком внимание
акцентируется на следующих темах: мой любимый литературный герой, мой
любимый писатель (поэт), профессии будущего, мое развлечение, уважение
окружающих и др. Содержание тем структурируется вокруг воспитательных целей,
направлено на развитие устной и письменной речи.
Вторая тема «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг

меня»)

предполагает

изучение следующих тем: природа моего края, родословная моей семьи, населенные
пункты, географические объекты моего края и т. д. Материал ориентирован на
знакомство с внешним миром, формирование отношения к отдельным явлениям,
расширение кругозора обучающегося.
Третья тема «Туган җирем» («Моя Родина») нацелена на ознакомление с
историей и культурой России, особенностями современной жизни России;
историческими и памятными местами России и др.
Материал ориентирован на воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов

толерантности,

диалога

культур

и

взаимоуважения

внутри

многонационального и поликультурного общества.
Четвертая тема «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») акцентирует
внимание

на

следующих темах:

легенды

о

Сююмбике,

история

Казани,

национальные ремесла татарского народа, история татарского театра, татарское
кино, национальные праздники. Материал данной темы способствует

формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а
также умения воспринимать татарскую культуру в контексте эволюции мировой
культуры.
Место учебного предмета «Родной (татарский) язык» в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным
для изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» отводится 2 часа в
неделю во всех классах основного общего образования, по 68 часов в год. Общее
количество времени на пять лет обучения с 5 по 9 классы ориентировочно
составляет 340 часов.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать количество
часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана,
формируемой участниками образовательных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Речевая деятельность и культура речи
Работа с текстом. Повторение.
Морфология
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя
числительное. Глагол. Категория времени. Глаголы настоящего времени. Глаголы
прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Послелоги и послеложные слова.
Частицы. Союзы.
класс

5

Речевая деятельность и культура речи
Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Работа с
текстом.Повторение.
Синтаксис
Главные

члены

предложения.

Второстепенные

члены

предложения.

Распространенное и нераспространенное предложение
Фонетика. Орфоэпия
Закон сингармонизма. Согласные звуки. Гласные звуки. Слог. Ударение.
Интонация. Фонетический анализ. Органы речи.Понятие об орфоэпии.
Система гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков татарского
языка. Система согласных звуков.
Графика.Орфография
Понятие об графики,орфографии татарского языка.
Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков. Правописание букв
ъиь
Лексикология.Фразеология.

Лексическое

значение

слова.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Заимствованные слова. Фразеологизмы.
Заимствования в татарском языке. Синонимы, антонимы. Лексический анализ
слова.
Морфемика и словообразование
Корень слова. Аффиксы. Основа.
Повторение .

6 класс
Речевая деятельность и культура речи
Работа с текстом.Повторение.
Главные

члены

предложения.

Второстепенные

члены

предложения.

Распространенное и нераспространенное предложение
Словообразование
Корень слова. Однокоренные слова.
Морфология
Склонение существительных с окончанием принадлежности. Местоимение.
Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное
наклонение глагола. Желательное наклонение глагола. Условное

наклонение

глагола. Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и послеложные
слова. Частицы. Звукоподражательные слова. Междометия. Модальные слова.
Морфологический анализ частей речи.

7 класс
Речевая деятельность и культура речи
Татарский язык и его место среди других языков. Эссе «Родной язык»
Работа с текстом.

Синтаксис. Пунктуация
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами.
Предложения с обращениями и вводными словами. Знаки препинания в простом
предложении. Синтаксический анализ простого предложения. Морфология
Склонение существительных с окончанием принадлежности. Местоимение.
Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное
наклонение глагола. Желательное наклонение глагола. Условное

наклонение

глагола. Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и послеложные
слова. Частицы. Звукоподражательные слова. Междометия. Модальные слова.
Морфологический анализ частей речи.

Фонетика
Гласные звуки в татарском и русском языках. Аккомодация. Согласные звуки
в татарском и русском языках. Ударение.
Орфография
Орфографический словарь татарского языка.
Лексикология
Основные способы толкования лексического значения слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.
Морфология
Местоимения. Неспрягаемые неличные формы глагола. Отрицательная форма
деепричастий. Наречие и его виды. Морфологический анализ наречия.

8 класс
Речевая деятельность и культура речи
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация.

Сложные предложения.
Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Главная и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Синтетическое сложноподчиненное предложение. Синтетические средства связи.
Аналитическое сложноподчиненное предложение. Аналитические средства связи.
Сложносочиненные предложения СПП
Придаточные
предложения.

подлежащные

Придаточные

предложения.

дополнительные

Придаточные
предложения.

сказуемные
Придаточные

определительные предложения. Придаточные предложения времени. Придаточные
предложения места. Придаточные предложения образа действия. Придаточные
предложения меры и степени. Придаточные предложения цели. Придаточные
предложения

причины.

Придаточные

условные

предложения.

Придаточные

уступительные предложения.
Бессоюзные сложные предложения (БСП)
Бессоюзные сложные предложения.Запятая в БСП.Тире и двоеточие в БСП.
Речевой практикум
Творческое изложение.Сочинение-миниатюра.Описание ситуации по пословице
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи.
Пунктуация. Синтаксис. Пунктуация
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог.
Преобразование прямой речи в косвенную речь. Понятие о сложных предложениях.
Сложносочиненное
Бессоюзное

предложение.

сложносочиненное

Союзное

сложносочиненное

предложение.

сложносочиненных предложениях.
Уроки повторения и закрепления

9 класс
Речевая деятельность и культура речи

Знаки

предложение.

препинания

в

Работа с текстом. Стили речи и их особенности.
Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография.

(повторение

изученного

материала в 5–8 классах)
Гласные и согласные звуки. Изменения в системе гласных звуков татарского
языка. Изменения в системе согласных звуков татарского языка. Позиционные
изменения звуков. Добавление звуков.
Лексикология
Диалектизмы. Профессионализмы. Устаревшие слова. Лексический анализ
слова. Неологизмы.
Морфемика и словообразование
Способы словообразования в татарском языке.
Морфология (повторение изученного материала в 5–8 классах)
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Категория падежа.
Категория

принадлежности.

принадлежности

по

прилагательных.

Местоимение.

Склонение

падежам.

Имя
Имя

существительных

прилагательное.
числительное.

с

окончанием

Степени

Разряды

сравнения

числительных.

Звукоподражательные слова. Вспомогательные глаголы. Предикативные слова.
Синтаксис и пунктуация (повторение)
Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Виды
сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения в татарском
и русском языках.
Стилистика.Культура речи.
Синтаксические

синонимы.

Синонимия

словосочетаний.

Синонимия

предложений. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Разговорный стиль.
Художественный стиль. Публицистический стиль.
Виды речевой деятельности
Слушание
Восприятие на слух текста, объемного произведения. Восприятие на слух и
понимание основного содержания аудио- и видеотекстов. Понимание содержания
прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Понимание

текста

как

речевого

произведения,

выявление

его структуры,

особенностей абзацного членения.
Говорение
Совершенствование интонационных умений обучающихся – разграничение
эмоциональной и смысловой интонации. Участие в диалогах, беседах, дискуссиях на
различные темы.
Владение

различными

видами

монолога

(повествование,

описание,

рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и
регулирование межличностных отношений). Краткое высказывание в соответствии с
предложенной ситуацией общения.
Свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной
форме с соблюдением норм построения текста (логичность, последовательность,
соответствие теме, связность). Умение давать развернутые ответы на вопросы.
Составление собственных текстов, использование при составлении

текстов

образцов, ключевых слов, вопросов или плана. Составление вопросов по
содержанию текста и умение отвечать на них.
Подробный и сжатый пересказ содержания прочитанных текстов. Передача
содержания текста с изменением лица рассказчика. Определение типа текста
(повествование, описание, рассуждение) и создание собственного текста заданного
типа. Краткое изложение на татарском языке результатов выполненной проектной
работы.
Чтение
Правильное беглое, осознанное и выразительное чтение текстов на татарском
языке. Чтение текстов разных стилей и жанров, владение разными видами чтения
(изучающим, ознакомительным, просмотровым). Чтение и нахождение нужной
информации в текстах.
Работа с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами.
Определение темы и основной мысли текста.
Письмо
Письменное

выполнение

языковых

(фонетических,

лексических

и

грамматических) упражнений. Свободное, правильное изложение своих мыслей в

письменной

форме

с

соблюдением

норм

построения

текста

(логичность,

последовательность, соответствие теме, связность).
Составление

плана

прочитанного

текста

с

целью

дальнейшего

воспроизведения содержания текста. Написание собственных текстов по заданной
теме. Написание текстов с опорой на картину. Краткие выписки из текста для
использования их в собственных высказываниях. Извлечение информации из
различных источников, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой; осуществление информационной переработки текстов
(создание тезисов, конспектов, рефератов, рецензий).
Язык в жизни человека и общества
Система языка .Язык и сферы человеческой деятельности.Человек –творец
культуры.Условия успешной коммуникации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» на уровне
основного общего образования у выпускников будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданского воспитания:
–

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
–

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного

сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отраженными в литературных произведениях, написанных на татарском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
–

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на татарском языке;
–

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
–

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,

нуждающимся в ней; волонтерство);
патриотического воспитания:
–

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе, понимание роли татарского языка в ряду других
родных языков народов Российской Федерации;
–

проявление интереса к познанию татарского языка, к истории и культуре

Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Родной (татарский) язык»;

–

ценностное отношение к татарскому языку, к достижениям своей Родины –

России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в
том числе отраженным в художественных произведениях;
–

уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
–

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков;
–

активное неприятие асоциальных поступков;

–

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и

общественного пространства;
эстетического воспитания:
–

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

своего и других народов;
–

понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности

художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
–

осознание важности татарского языка как средства коммуникации и

самовыражения;
–

понимание

ценности

отечественного

и

мирового

искусства,

роли

этнических культурных традиций и народного творчества;
–

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
–

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и

читательский опыт;
– ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
–

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
–

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
–

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся

социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
–

умение принимать себя и других не осуждая;

–

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на татарском языке;
–

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку

и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
–

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
–

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в

том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
–

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования

и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
–

умение рассказать о своих планах на будущее;

экологического воспитания:
–

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных

наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и

оценки их возможных последствий для окружающей среды;
–

умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические

проблемы;
–

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения;
–
числе

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
сформированное

при

знакомстве

с

литературными

произведениями,

поднимающими экологические проблемы;
–

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

–

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
–

готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности;
ценности научного познания:
–

ориентация

в

деятельности

на

современную

систему

научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества,

взаимосвязях

человека

с

природной

и

социальной

средой;

закономерностях развития языка;
–

овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как

средства познания мира;
–

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом

специфики школьного языкового образования;
–

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление

совершенствовать

пути

достижения

индивидуального

и

коллективного

благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
–

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой

культурной среды;
–

способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
–

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень

своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки
и компетенции из опыта других;
–

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые

знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний
и компетенций, планировать свое развитие;
–

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями

в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
–

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие

изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
–

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и

действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
–

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,

языковых явлений и процессов;
–

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц

(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
–

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,

данных и наблюдениях;
–

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

–

выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной

учебной задачи;
–

выявлять

причинно-следственные

связи

при

изучении

языковых

процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,

умозаключений

по

аналогии,

формулировать

гипотезы

о

взаимосвязях;
–

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с

разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев;
базовые исследовательские действия:
–

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в

языковом образовании;
–

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и

желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
–

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений

других, аргументировать свою позицию, мнение;
–

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных

задач;
–

проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
–

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в

ходе лингвистического исследования (эксперимента);
–

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведенного наблюдения, исследования;
–

владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и

обобщений;
–

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия

в аналогичных или

сходных ситуациях,

а

также

выдвигать

предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
–

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
–

выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
–

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с

точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
–

использовать

смысловое

чтение

для

извлечения,

обобщения

и

систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом
поставленных целей;
–

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну

и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
–
(текст,

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
презентация,

таблица,

схема) и

иллюстрировать решаемые

задачи

несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
–

оценивать

надежность

информации

по

критериям,

предложенным

учителем или сформулированным самостоятельно;
–

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными учебными коммуникативными
действиями:
общение:
–

воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

–

распознавать

невербальные

средства

общения,

понимать

значение

социальных знаков;
–

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

конфликты, вести переговоры;
–

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
–

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой

темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
–

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
–

публично представлять результаты проведенного языкового анализа,

выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
–

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации

и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала;
совместная деятельность:
–
работы

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
при

решении

конкретной

проблемы,

обосновывать

необходимость

применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
–

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и

выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
–

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
–
учетом

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия),

распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
–

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по

своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов

команды;
–

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды

в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
–

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

–

ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
–

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
–

самостоятельно

составлять

план

действий,

вносить

необходимые

коррективы в ходе его реализации;
–

делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:
–

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),

самомотивации и рефлексии;
–

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее

изменения;
–

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной

задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;

–

понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их,

давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь
с учетом целей и условий общения;
–

оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

эмоциональный интеллект:

–

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;
–

выявлять и анализировать причины эмоций;

–

понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую

ситуацию;
–

регулировать способ выражения собственных эмоций;

принятие себя и других:
–

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

–

признавать свое и чужое право на ошибку;

–

принимать себя и других не осуждая;

–

проявлять открытость;

–

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты

Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» в 5–9 классах
обеспечивает:
 совершенствование видов речевой деятельности (слушание, чтения,
говорения

и

письма),

обеспечивающих

эффективное

взаимодействие

с

окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного
и межкультурного общения;
 понимание

определяющей

роли

татарского

языка

в

развитии

интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
 использование коммуникативно-эстетических возможностей татарского
языка;
 расширение и систематизация научных знаний о татарском языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий татарского языка;
 формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,

морфемного,

словообразовательного,

лексического,

морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;

 обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на татарском языке адекватно ситуации и стилю общения;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
татарского языка, основными нормами татарского языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при
создании

устных

и

письменных

высказываний;

стремление

к

речевому

самосовершенствованию;
 формирование

ответственности

за

языковую

культуру

как

общечеловеческую ценность.
Предметные результаты по классам
5 класс
Обучающийся научится:
–

владеть

различными

видами

монолога

(повествование,

описание,

рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и
регулирование межличностных отношений);
–

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

–

составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом,

ключевыми словами, вопросами или планом;
–

понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных

функционально-смысловых типов речи;
–

правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском

языке;
–

читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения

(изучающим, ознакомительным, просмотровым);
–

письменно

выполнять

языковые

(фонетические,

лексические

и

грамматические) упражнения;
–

владеть видами устной и письменной речи;

–

различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог и

монолог;

–

определять значение закона сингармонизма, различать небную и губную

гармонию;
–

применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух

звуков: е, ё, ю, я;
–

различать ударный слог, логическое ударение;

–

правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак

препинания;
–

правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в

словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
–

проводить фонетический анализ слова;

–

использовать

алфавит

при

работе

со

словарями,

справочниками,

каталогами;
–

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

–

использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические

омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
–

распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;

–

различать арабско-персидские, европейские, русские заимствования;

–

выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;

–

различать формообразующие и словообразующие аффиксы;

–

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

–

различать части речи: самостоятельные и служебные;

–

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и

синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
–

определять

категорию

падежа

и

принадлежности

в

именах

существительных;
–

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и

синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
–

образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень

имен прилагательных;
–

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и

синтаксические функции местоимения;

–

склонять личные местоимения по падежам;

–

распознавать указательные местоимения;

–

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и

синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
–

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и

синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в
речи;
–

образовывать временные формы глагола;

–

различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и

неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в
положительном и отрицательном аспектах;
–

проводить морфологический анализ изученных частей речи;

–

различать послелоги и послеложные слова;

–

употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;

–

распознавать частицы;

–

распознавать союзы;

–

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

–

различать главные и второстепенные члены предложения;

–

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

–

определять орфографические ошибки и исправлять их;

–

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения;
–

соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию

языковых средств, и самоконтроль своей речи.
6 класс
Обучающийся научится:
–

участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;

–

подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;

–

воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстов и

видеотекстов;
–

читать и находить нужную информацию в текстах;

–

определять тему и основную мысль текста;

–

корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и

выразительности письменной речи;
–

писать тексты с опорой на картину, произведение искусства;

–

составлять

план

прочитанного

текста

с

целью

дальнейшего

воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
–

различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;

–

давать полную характеристику гласным звукам;

–

определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках

изученного);
–

распознавать виды гармонии гласных;

–

правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);

–

определять качественные характеристики согласных звуков;

–

различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;

–

определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков; букв

–

использовать словарь синонимов и антонимов;

–

проводить лексический анализ слова;

–

образовывать однокоренные слова;

–

склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;

–

распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные

ъ и ь;

местоимения;
–

распознавать

разряды

числительных

(количественные,

порядковые,

собирательные, приблизительные, разделительные);
–

распознавать

спрягаемые

личные

формы

глагола

(изъявительное,

повелительное, условное и желательное наклонение);
–

определять общее значение, употребление в речи повелительного,

условного наклонений глагола;
–

употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные

слова и частицы;

–

определять односоставные предложения с главным членом в форме

подлежащего;
–

находить и самостоятельно составлять предложения с однородными

членами;
–

находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение,

обстоятельство);
–

находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи;

–

проводить синтаксический анализ простого предложения;

–

ставить знаки препинания в простом предложении;

–

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы татарского литературного языка.
7 класс
Обучающийся научится:
–

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

–

понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру,

особенности абзацного членения;
–

давать развернутые ответы на вопросы;

–

делать сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского

языков;
–

выявлять аккомодацию;

–

делать сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского

языков;
–

правильно ставить ударение в заимствованных словах;

–

работать с толковым словарем татарского языка;

–

распознавать

неопределенные,

определительные

и

отрицательные

местоимения;
–

определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия,

причастие, деепричастие);
–

распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и

степени, сравнения, места, времени, цели),
–

выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;

–

применять способы передачи чужой речи;

–

распознавать прямую и косвенную речь;

–

формулировать предложения с прямой речью;

–

преобразовывать прямую речь в косвенную речь;

–

определять признаки сложного предложения;

–

различать и правильно строить простое и сложное предложение с

сочинительными союзами.
класс

8
Обучающийся научится:
–

кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;

–

определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и

создавать собственные тексты заданного типа;
–

составлять собственные тексты по заданным заглавиям;

–

делать краткие выписки из текста для использования их в собственных

высказываниях;
–

использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении

правильного произношения слов;
–

присоединять окончания к заимствованиям;

–

определять случаи субстантивации прилагательных;

–

изменять имена прилагательные по падежам;

–

различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения;

–

выделять

главную

и

придаточную

части

сложноподчиненного

предложения;
–

определять

синтетическое

сложноподчиненное

предложение,

синтетические средства связи;
–

распознавать

аналитическое

сложноподчиненное

предложение,

аналитические средства связи;
–

выявлять

виды

сложноподчиненных

предложений

(подлежащные,

сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия,
меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);

–

ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных

предложениях;
–

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных

видов языкового анализа и в речевой практике;
–

представлять родную страну и культуру на татарском языке;

–

понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной

речи.
9 класс
Обучающийся научится:
–

кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском

языке;
–

извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться

лингвистическими

словарями,

справочной

литературой;

осуществлять

информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат,
рецензию);
–

работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами;

–

использовать в речи диалектизмы;

–

определять профессиональную лексику;

–

выявлять устаревшие слова;

–

распознавать неологизмы;

–

различать способы словообразования в татарском языке (корневые,

производные, составные, парные слова);
–

определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;

–

распознавать предикативные слова;

–

выявлять синтаксические синонимы;

–

определять роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и

совершенствовании стиля;
–

понимать синонимию словосочетаний и предложений;

–

определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный,

художественный, публицистический);

–

сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского

языков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
РОДНОЙ “ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК” 5КЛАСС
№
урок
а

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16.1
чет.
17
18
19
20

Предпол
агаемая
дата
проведе
ния
1неделя

2неделя

3неделя
4неделя

5неделя
6неделя
7неделя
8неделя

1неделя
2неделя

Факти
ческа
я дата
прове
дения

Содержание темы

Язык – важнейшее средство общения. Имя
существительное.
Глагол.
Местоимение.
Входной контрольный диктант «Көз»
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Работа над ошибками.
Предложение. Простое и сложные предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Фонетика .Орфоэпия..
Звуки и буквы. Органы речи. Образование звуков
Согласные и гласные звуки
(0)и(0),(э)и (э),(ы)и (ы) орфоэпия этих звуков
Понятие о дифтонге
Закон сингармонизма. Работа над ошибками.
Согласные звуки и их состав.
Согласные (к) ,(г) и (къ),(гъ)
Контрольный диктант №1
Согласные (Х) и (Һ)
Согласные (Н) и (Ң)
Изложение №1
Согласные (В) и (vv).Работа над ошибками
Изменение согласных в предложении.

Примеча
ние.

21
22
23
24

3неделя

25

5неделя

26
27
28
29
30
31

4неделя

6неделя
7неделя
8неделя

32
33

1неделя

34
35
36

2неделя
3неделя

Таблица согласных звуков
Слоги. Типы слогов в татарском языке. Ударение
Интонация.
Развитие речи. Хат язу
Графика.Орфография
Графика .Орфография. Алфавит. Работа над
ошибками
Звонкие звуки.
Правописание букв О,О ,Ы,Э(Е)
Правописание букв Е,Ё ,Ю,Я.
Р.р.Сочинение на свободную тему
Согласные звуки
Контрольный диктант №2
Правописание букв Ч,Ж,В.Работа над ошибками
Обозначение букв (КЪ,ГЪ) в письме
Правописание и обозначение звуков Ж и Й,Х и Һ,
Ни Ң
Правописание букв Ъ и Ь
Перенос слова
Повторение по теме « Фонетика»,
«Графика»,«Орфоэпия», «Орфография»

37
38.2
ч.
38
39
40
41
42
43
44
45
46

4неделя

47

9неделя

50
51
52

10неделя

5неделя
6неделя
7неделя
8неделя

Лексикология.Фразеология.
Лексикология .Культура речи.Фразеология. Работа
над ошибками
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы и их варианты.
Синонимы. Синонимический ряд.
Антонимы, их определение и функции.
Фразеологизмы .Работа над ошибками.
Р.р.Рассказ про слово
Лексика татарского языка. Работа над ошибками
Заимствованные слова. Общеупотребительные
слова, диалектизмы.
Профессионализмы. Термины Исторические
слова.Архаизмы
Неологизмы Устаревшие слова.
Словарный состав татарского языка
Словари . Учебные словари.

53
54

11неделя

55

1неделя

56
57
58
59
60
61
62
63
64

Контрольный диктант№3
Лексикология. Культура речи. Лексический
анализ слов.Работа над ошибками
Состав слова. Морфемы в слове. Корень и
аффиксы.Работа над ошибками
Словообразование. Морфемный разбор слова.
Диктант с заданием по теме «Состав слова»
Словообразовательные аффиксы
Морфемный разбор слова
Р.р.Сочинение на литературную тему
Сложные слова. Способы образования сложных
слов.
Образование парных слов. Словосложение слов
Изложение № 4
Фонетический способ образования слов. Работа
над ошибками.
Способы изменения смысла слов.
Переход слов из одной части речи в
другую.Сокращенные слова
Контрольный диктант №4
Повторительно-обобщающий урок

2неделя
3неделя
4неделя

5неделя

65
66

6неделя

67
68

7неделя

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ
“ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК” 6 КЛАСС

№
Предпо
уро лагаема
ка я дата
проведе
ния

1
2
3
4

1неделя
2неделя
3неделя
4неделя

Фа
кти
чес
кая
дат
а
про
вед
ени
я

Содержание темы

Татарский литературный язык
Главные и второстепенные члены предложения
Стартовый диктант “Көз”
Морфология . Работа над ошибками .Части речи

Примечан
ие.

5

5неделя

6

6неделя

7
8.1
ч.
9

7неделя
8неделя

10
11

2неделя
3неделя

12
13

4неделя
5неделя

14
15
16.2
ч.
17
18
19

6неделя
7неделя
8неделя

20

4неделя

21

5неделя

22
23

6неделя
7неделя

24
25

8неделя
9неделя

26

10недел
я
11недел
я

27

1неделя

1неделя
2неделя
3неделя

.Имена существительные .
Грамматические разряды существительных
Склонение существительных по падежам
Род и число имен существительных
.Словообразование существительных.
Существительные синонимы и антонимы.
Контрольный диктант №1
Повторение имена существительных.
Морфологический разбор существительных
Значение и грамматические признаки глагола Работа
над ошибками
Р.Р.Сочинение «Табын күрке- икмәк”
Морфологические категории глагола. Работа над
ошибками
Наклонение глагола
Смысловые группы глагола .Повествовательные
глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени
Глаголы прилагательные Глаголы обстоятельные
Контрольный диктант №2
Глаголы существительные. Работа над ошибками
Глаголы существительные
Инфинитив - начальная форма глагола
Самостоятельные глаголы вместо служебных Виды
словообразований глагола
Использование глаголов в речи Морфологический
анализ глагола
Прилагательные как части речи Разряды имен
прилагательны. Прилагательные синонимы и
антонимы Употребление имен прилагательных в
речи Морфологический анализ
Изложение № 1
Числительное как часть речи Словообразование и
правописание Разряды числительных
Количественные, собирательные ,порядковые
числительные. Морфологический разбор
числительных
Р.Р.Стили деловых бумаг.Акт
Наречие как часть речи. Типы наречий Образование
и правописание наречий. Функционально семантические группы наречий. Морфологический
разбор наречий
Контрольный диктант№3
Местоимение. Классификация местоимений
Указательные, определительные, отрицательные

1неделя
2неделя
3неделя
4неделя
5неделя
6неделя
7неделя

28
29
30
31
32
33
34

,неопределенные,вопросительные,притяжательные
местоимения
Междометия
Предлог. Союз и союзные слова
Изложение № 2
Частица и употребление их в речи
Модальные слова.Хәбәрлек сүзләр
Контрольный диктант № 4
Повторительно – обобщающий урок. Работа над
ошибками

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
Родной “Татарский язык “7 класс 68ч.
Предпо
№
лагаема
урок я дата
а
проведе
ния

Факт
ическ
ая
дата
прове
дения

Содержание темы

Словообразование. Морфология.
1

1неделя

Словообразование и состав слова.
Части речи

2

Синтаксис. Простое предложение.
Пунктуация.
3

2неделя

Словосочетание

4
5

3неделя

Входной контроль. Стартовый диктант
Главные члены предложения

13
14

Понятие о синтаксисе. Синтаксические
единицы

4неделя

Главные члены предложения

Примечан
ия

15

8неделя

Подлежащее. Сказуемое. Способы их
выражения Р.н.о

16.1
ч.
17

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

Обстоятельство времени
Обстоятельство образа и действия

11
12

Обстоятельство места,времени
Изложение № 2

9
10

Обстоятельство. Знаки препинания
Проверочный диктант

7
8

Дополнение. Прямое и косвенное.
Приложение

5
6

Изложение №1
Определение. (Согласованное и
несогласованное)

3

4

Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения

1
2

Контрольный диктант за 1 четверть

7неделя

Сочинение- описание впечатлений
Контрольный диктант за 2 четверть

13
14

8неделя

Обстоятельство причины Работа над
ошибками

15

1неделя

Обстоятельство цели
Обстоятельство меры

16
35

2неделя

Обстоятельство уступки

36
37
38

Обстоятельство условия

3неделя

Повторение .Виды обстоятельств
Диктант с заданием

39

4неделя

5неделя

6неделя

7неделя

8неделя

9неделя

10недел
я

11недел
я

1неделя

2неделя

Проверочный диктант
Обобщающие слова при однородных членах

58
59

Предложения с однородными членами
предложения
Знаки препинания при однородных
предложениях

56
57

Повторение . Обособленные обстоятельства
Однородные члены предложения

54
55

Контрольный диктант за 3четверть
Знаки препинания при обособленных
приложениях Рно

52
53

Обособление разных обстоятельств
Обособление приложений

50
51

Обособленные члены предложения
Обособление обстоятельств

48
49

Прямой и обратный порядок слов .
Логическое ударение.
Изложение 3

46
47

Вводные предложения .Знаки препинания
Порядок слов в предложении

44
45

Сочинение – рассуждение по рисункам
Вводные слова .Знаки препинания

42
43

Р.н.о

Знаки препинания при обращениях

40
41

Обращение и способы выражения

3неделя

Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами

Повторение. Однородные члены
предложения

60

61

4неделя

Понятие о полных и неполных предложениях

62
63

5неделя

6неделя

Безличные и назывные предложения (
фигыль ,атау)
Знаки препинания при междометиях

66
67

Типы односоставных предложений
Сочинение – описание местности

64
65

Изложение 4

7неделя

Контрольный диктант за 4 четверть
Повторительно-обобщающий урок

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
РОДНОЙ “ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК” 8 КЛАСС
Фа
кти
чес
Предпо
кая
№
лагаема
дат
урок я дата
а
проведе
а
про
ния
вед
ени
я
1

1неделя

4

Введение. Понятие о грамматике.

Повторение изученного в 7 классах.

2
3

Содержание.

2неделя

Входной контроль. Стартовый диктант.

Сложное предложение. Работа над ошибками.

Примеча
ния

5

3неделя

Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения

6
7

4неделя

5неделя

6неделя

7 неделя

8неделя

1неделя

2 неделя

3неделя

24

Сложноспаянные (аналитические) предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор
сложноспаянных ) аналитических)предложений.

22
23

.Синтаксический и пунктуационный разбор
сложноспаянных(синтетичных) предложений.
Сложноспаянные(аналитические)предложения.Бессоюз
ное сложносочиненное предложение и его
грамматические особенности

20

21

Сложноспаянные (синтетичные) предложения.
Сложноспаянные (синтетичные) предложения.

18
19

Контрольный диктант за 1 четверть
Основные группы сложноподчиненных предложений
по значению. Работа над ошибками

16
17

Повторение темы «Сложное предложение»
Сложносочиненные предложения и его грамматические
признаки.

14
15

Сложное предложение с различными видами
бессоюзной связи
Изложение №1

12
13

Сложное предложение с различными видами союзной
связи
Сложное предложение с различными видами
бессоюзной связи

10
11

Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения
Сложное предложение с различными видами союзной
связи.

8
9

Сложное предложение.

4неделя

Повторение по теме « Сложноподчиненные
предложение».
Виды придаточных предложений

25

5неделя

Виды придаточных предложений

26
27

6неделя

7неделя

8неделя

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

46

Понятие о многочленных предложениях
Изложение №3

44
45

Синонимия сложноподчиненных предложений.
Обобщение и повторение темы «Сложноподчиненные
предложения»

42
43

Сложноподчиненные предложения с придаточным
уступки
Проверочный диктант по теме»Придаточные
предложения»

40
41

Сложноподчиненные предложения с придаточным
цели.
Сложноподчиненные предложения с придаточным
условия

38
39

Сложноподчиненные предложения с придаточным
степени.
Сложноподчиненные предложения с придаточным
причины.

36
37

Изложение№2
Сложноподчиненные предложения с придаточным
меры.Работа над ошибками.

34
35

Контрольный диктант №2
Виды придаточных предложений..Работа над
ошибками.

32
33

Виды придаточных предложений
Виды придаточных предложений

30
31

Виды придаточных предложений
Проверочный диктант по теме “Придаточные
предложения”

28
29

Виды придаточных предложений

7неделя

Многочленное сложносочиненное предложение
Многочленное сложноподчиненное предложение

47

8неделя

Многочленное сложноподчиненное предложение с
последовательным подчиненным

48
49

9неделя

10недел
я

11недел
я

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

6неделя

Тире и скобка в предложениях.
Обобщение по теме «Синтаксис»

66
67

Двоеточие, запятая ,точка, вопросительный,
восклицательный знак и многоточие в предложениях.
Постановка кавычек в предложениях

64
65

Изложение.№4
Понятие о пунктуации.

62
63

Синтаксический и пунктуационный разбор
предложений с прямой речью
Основные способы передачи чужой речи Цитирование
как способ передачи чужой речи.

60
61

Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Диалог и его основные виды

58
59

Период как особая форма организации сложных
предложений.
Прямая и косвенная речь

56
57

Синтаксис текста
Синтаксис текста.Работа над текстом «Буген сабан
туе!»

54
55

Контрольный диктант за 3 четверть.
Повторение темы «Многочленные предложения»

52
53

Повторение. Многочленное сложноподчиненное
предложение с однородным и последовательным
подчиненным.
Повторение темы «Многочленные предложения»

50
51

Многочленное сложноподчиненное предложение с
однородным подчиненным.

7неделя

Контрольный диктант № 4

Итоговой урок .Работа над ошибками

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
РОДНОЙ “ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК” 9 КЛАСС

Ф
ак
ти
че
Предпо ск
№ лагаема ая
уро я дата да
ка проведе та Содержание.
ния
пр
ов
ед
ен
ия

Примечания

Фонетика. Графика.
1

1неделя

Фонетика. Звуки речи.
роль звуков речи.

Смыслоразличительная

2

2неделя

Орфоэпия и орфография

3

3неделя

Стартовый диктант .

4

4неделя

Лексический состав татарского языка.
Лексические единицы. Словари.Работа над

ошибками
Лесикология.
5

5неделя

Состав слова. Словообразование.

6

6неделя

Морфология.Части речи Частица как служебная
часть речи Работа над ошибками

7

7неделя
1чет.

Контрольный диктант №1
Синтаксис и пунктуация.

8.1 8неделя
чет

Синтаксис и синтаксические единицы

9

1неделя

Пунктуация

10

2неделя

Знаки препинания при простых предложениях

11

3неделя

Изложение №1

12

4неделя

Знаки препинания при побудительных
предложениях

13

5неделя

Тире между подлежащим и сказуемым Работа над
ошибками

14

6неделя

Выделительные знаки препинания при
обращении ,приложений и при обособленных
членов предложений

15

7неделя
.

Контрольный диктант за 2 четверть

162 8неделя
че

Однородные члены предложения и пунктуация
при них

17

1неделя

Знаки препинания при ССП и СПП

18

2неделя

Знаки препинания при синтетических
сложносочиненных предложениях.

19

3неделя

Знаки препинания при аналитических
сложносочиненных предложениях.

20

4неделя

Повторение СС и СП предложения

21

5неделя

Стилистика .Виды стилистики. Культура речи

22

6неделя

Культура речи. Норма языка и правильность

2 четверть

речи. Работа над ошибками.
23

7неделя

Логичность и чистота речи.

24

8неделя

Общественные ценности родного языка. Понятие
о литературном языке
Язык и речь.

25

9неделя

Формирование татарской национальной художественной литературы

26

10недел
я

Контрольный диктант№3.

27

11недел
я

Двуязычие.

28

1неделя

Двуязычие. Татарский язык среди тюркских
языков.
Татарский язык среди тюркских языков.

29

2неделя

Изложение №2

30

3неделя

. Татарский язык среди тюркских языков.

31

4неделя

Основные разделы науки о языке ,предмет их
изучения.

32

5неделя

Основные разделы науки о языке ,предмет их
изучения.

33

6неделя

Контрольный диктант №4.

34

7неделя

Повторительно-обобщающий урок. Работа над
ошибками

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1. Гиниятуллина Л. М., Шакурова М. М. Туган телне укыту
методикасының бүгенге көн проблемалары. – Казан: Вестфалика, 2018. –
120 б.
2. Максимов Н. В. Технология обучения татарскому языку на основе
моделей речи = Сөйләм калыпларына нигезләнеп, татар теленә өйрәтү
технологиясе. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. – 253 с.
3. Сәгъдиева

Р.

К.,

Хөснетдинов

Д.

Х.

Татар

теленнән

презентацияләр. – Казан: Мәгариф-Вакыт, 2016. – 664 слайд.
4. Татар теле (кагыйдәләр, методик киңәшләр, анализ үрнәкләре,
биремнәр). Абитуриентлар, укытучылар, студентлар өчен. / Р. Х. Мирзаһитов,
Р. К. Сәгъдиева, Д. Х. Хөснетдинов. – Казан: Мәгариф-Вакыт, 2017. – 191 б.
5. Татар теленнән тестлар һәм мөстәкыйль эш биремнәре. Синтаксис. /
Р. К. Сәгъдиева, Р. Х. Мирзаһитов. – Казан: Ихлас, 2014. – 60 б.
6. Харисов Ф. Ф. Татар теле: яңача укыту юнәлешләре // Татарский
язык: современные тенденции обучения. – Казань, 2015. – 53 с.
7. Харисов Ф. Ф. Заманча белем бирү технологияләре // Современные
технологии обучения. – Казан, 2015. – 62 б.
8. Шәкүрова М. М., Юсупов А. Ф., Хөснетдинов Д. Х. Татар урта
гомуми белем бирү оешмаларында татар телен укыту методикасы. – Казан:
Казан ун-ты нәшр., 2015. – 110 б.
Словари
9. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр.,
1977. – Т. 1. – 476 б.
10. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит.
нәшр., 1979. – 726 б.

11. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит.
нәшр., 1981. – 832 б.
12. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: IV том: Л – Р. – Казан: ТӘһСИ,
2018. – 760 б.
13. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: V том: С–Т. – Казан: ТӘһСИ,
2019. – 908 б.
14. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: VI том: У–Я. – Казан: ТӘһСИ,
2021. – 912 б.
15. Ханбикова

Ш. С.

Татар

теленең

синонимнар

сүзлеге

/

Ш. С. Ханбикова, Ф.С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 263 б.
Справочная литература
16. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз. Р. Н.
Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казан: Татар. китап нәшр., 2009. – 750 с.
17. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 2 том / төз.
Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казан: Татар. китап нәшр., 2009. – 734 с.
18. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казан:
Татар. кит. нәшр., 2010. – 623 с.
19. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казан:
Татар. китап нәшр., 2010. – 749 с.
20. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казан:
Татар. китап нәшр., 2010. – 799 с.
21. Татар грамматикасы / ред. Ф. М. Хисамова. – Казан: ИЯЛИ, 2015. –
Т. 1. – 512 б.
22. Татар грамматикасы / ред. Ф. М. Хисамова. – Казан: ИЯЛИ, 2016. –
Т. 2. – 432 б.
23. Татар грамматикасы: өч томда / проект җит. һәм автор М.З. Зәкиев. –
Тулыландырылган 2 нче басма. – Казан: ТӘһСИ, 2017. – III. т. – 536 б.
24. Татар лексикологиясе / ред. Г. Р. Галиуллина. – Казан: ИЯЛИ, 2015. –
Т. 1. – 352 б.
25. Татар лексикологиясе / ред. Г. Р. Галиуллина. – Казан: ИЯЛИ, 2016. –

Т. 2. – 392 б.
26. Татар лексикологиясе: өч томда / проект җит. М.З. Зәкиев; ред.
Г. Р. Галиуллина. – Казан: ТӘһСИ, 2017. – Т. III. 1 кис. – 536 б.
27. Татар лексикологиясе: өч томда / проект җит. М.З. Зәкиев; ред.
Г. Р. Галиуллина. – Казан: ТӘһСИ, 2018. – Т. III. 2 кис. – 464 б.
Периодические издание
28. Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
29. Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).
Информационные ресурсы
30. Библиотека

художественных

произведений

на

татарском

языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 13.05.2022).
31. Видеоуроки

на

родном

(татарском)

языке

//

URL:

https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/ (дата обращения: 13.05.2022).
32. Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru
(дата обращения: 13.05.2022).
33. Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru (дата
обращения: 13.05.2022).
34. Министерство

образования

и

науки

РТ // URL:

http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 13.05.2022).
35. Озвученный

русско-татарский

онлайн-словарь // URL:

www.ganiev.org (дата обращения: 13.05.2022).
36. Образовательный

портал

Министерства

образования

и

науки

http://belem.ru

(дата

РТ // URL: http://www.edu.kzn.ru (дата обращения: 13.05.2022).
37. Портал

татарского

образования // URL:

обращения: 13.05.2022).
38. Сайт

издания

«100

лет

нашему

дому» // URL: www.100летнашемудому.рф (дата обращения: 13.05.2022).
39. Сборник

анимационных

фильмов,

созданных

объединением

«Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru (дата обращения: 13.05.2022).
40.

Татарский

язык:

большой

электронный

свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 13.05.2022).
41. Тексты на татарском языке // URL: http:// Tatarca.boom.ru (дата
обращения: 13.05.2022).
42. УМК «Сәлам!» // URL: http://selam.tatar (дата обращения: 13.05.2022).
43. Школьная

электронная

энциклопедия

«Татар

иле» //

URL:

www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru / (дата обращения: 13.05.2022).
44. Языки народов России в Интернете // URL: /http://www.peoples.org.ru
(дата обращения: 13.05.2022).
45. Электронные

формы

учебников // URL:

www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book (дата обращения: 13.05.2022).
46. Электронный атлас по истории Татарстана / www.tatarhistory.ru (дата
обращения: 13.05.2022).

Приложение 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».