Рабочая программа.Музыка. 5-8 кл.

Общая характеристика учебного предмета и место предмета в базисном
учебном плане.
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами:
«Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».
Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели:
формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной
культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их
взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии),
изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра
(оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры.
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка»
отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Количество часов в год – 34

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
к концу учебного года.
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее
значимости в мировом музыкальном процессе;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе
знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей
исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных,
эстетических установок;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания
произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их
взаимодействия;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни
класса, школы, города и др.;
 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством
раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в
музыке и различных форм воздействия музыки на человека;











формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в
разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкальноэстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в
процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной
деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о
гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к
материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в
достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.

Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного
материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать
результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать
художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование
различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие
однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения),
синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая,
пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между
объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и

музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и
профессионального музыкального творчества.

Содержание тем курса
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных
тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и
специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы
раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении
многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на
формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно
представлять (слышать) художественные образы.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и
направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание
музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская
музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные
музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание,
бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей
культуры в художественной картине мира.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к
национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего
поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5
класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни.
Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам
дополнительного (необязательного) содержания.

Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 ценностно – ориентационная сфера:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
 трудовая сфера:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
 познавательная сфера:
- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
 Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению
проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать
тему проекта с помощью учителя.
 Осуществить действия по реализации плана.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
 Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, средства ИКТ).
 Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
 В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
 Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
 Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить
информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
 Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
 Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в
пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
 Использовать информацию в проектной деятельности под руководством
учителяконсультанта.
 Составлять простой и сложный план текста.
 Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
 Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать
тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

 Учиться критично относиться к собственному мнению.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
 Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать
что-то сообща.
 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
 Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная,
современная;
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара,
современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных
видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение
индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету
и степень
сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего
образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая
(выборочная) оценка личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и
сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным
объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных,
коммуникативных и познавательных УУД.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля:
устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.
Содержание курса
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая
основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной
выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно
инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции,
творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного
познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки,

изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального
искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство
содержания и формы в музыке.
Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.
Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы.
Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере
произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.;
духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская
музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика
национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки.
Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная
музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка:
авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационнокоммуникационные технологии в музыке. Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с
другими видами искусства как различными способами художественного познания мира.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли
и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство
поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная,
ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение,
духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга,
кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и
специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как
основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность),
контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета.
Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная
музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Общая характеристика учебного курса
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы —
формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с
музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного
отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование
представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,
воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой,
по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в
целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой
среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию
личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»,
«Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и
литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии
ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы структурируются
по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
Учащиеся научатся:
 понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра,
кино и др.);
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов
искусства;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной
идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

 высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
 использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
Учащиеся получат возможность:
 участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
 развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование
фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
 логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
 применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации
учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
 обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
 осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
 использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая,
пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения
между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
 пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
 научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
 удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
 принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться
на практике этими критериями.
 прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в
музыкальном произведении;
 мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
 ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
 действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять
поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
 понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
 слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
 понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
 использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
 опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством
выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход
решения учебно-художественной задачи;
 приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
 совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
 создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их
сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Учащиеся научатся:
 активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
 слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
 ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в
том числе родного края);
 наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,
тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

 моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий
«музыкальной истории»;
 использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных
видах музыкальной деятельности;
 воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших
музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
 планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
 ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
 творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
 организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание курса.
тема I полугодия:
«Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)

Классика и современность
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба
человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия
в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера
«Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития
оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па,
адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и
характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве».
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров.
Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства:
И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин
«Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз,
спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и
характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики
главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в
мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы
Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен,
военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета
Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки.
Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации
музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита».
Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные
маги».
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность
и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий.
Понятие полистилистики.
Тема II полугодия:
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных
произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального
стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как
вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия
сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната
№ 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое
взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л.
И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое
взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40
В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева.
Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея.
Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках».
Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирикодраматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии
Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в
стиле блюз» Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.
Обобщающий урок.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные
хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Тестирование по темам года.

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса разработана на основе Федерального
компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования
по искусству, авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. Основная
школа 5-8классы» («Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы»
М, «Просвещение» 2018) и рассчитана на 34 часа учебного времени (1 час в неделю).
Общая характеристика программы.
Образовательная программа по музыке для основной школы составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и Требований к
результатам основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются
основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных
учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными
программами начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить
формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также
способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды
музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
 приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих
духовный опыт поколений;
 расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и
других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
 развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
 овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет
«Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с
музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания
роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
1

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Результаты изучения предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере: — формирование художественного вкуса
как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем
многообразии его видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
• в трудовой сфере: — формирование навыков самостоятельной работы при
выполнении учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки в основной школе:
• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с
формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через
музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих
целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении
общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое
мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального
искусства;
•
формирование
ключевых
компетенций:
коммуникативные умения, информационные умения.

исследовательские

В области предметных результатов образовательное
образования предоставляет ученику возможность научиться:

учреждение

умения,
общего

• в познавательной сфере:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и
общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и
анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;

2

— различать особенности музыкального языка, художественных
выразительности, специфики музыкального образа;

средств

— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную
терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию,
полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал,
накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать
диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи
и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными
музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего
народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический
кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере: — применять выразительные средства в творческой и
исполнительской деятельности на музыкальном материале.

3

Основное содержание
Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла.
Многообразие
интонационно-образных
построений.
Средства
музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие
вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная,
вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические,
героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном
театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное
народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с
музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская
духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой
концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И.
Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков, П.И.
Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи
Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество
композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный
жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры
светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет).
Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка,
концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И.
4

Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и
исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы - песенники ХХ столетия.
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные
направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные
технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь. Панорама современной музыкальной жизни в
России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В.
Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л.
Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М.
Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные
выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли
современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных
обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на
человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве
композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных
культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».