Рабочая программа. Обществознание.6-9 кл.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на посильное созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества,
в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в

соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
3) в трудовой сфере:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
4) в эстетической сфере:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
5) в коммуникативной сфере:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
 различать в социальной информации факты и мнения.

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая,
элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль.
Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии
в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и
методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие
истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные
и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания.
Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и
духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения
и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального
прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации.
Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы
производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование
спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и
функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. 336 Политика защиты
конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды
безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая
деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация,
международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой
рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические
проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды
социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития
семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая
власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт
политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы
избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.
Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические
течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы
партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его
причины и опасность. Особенности политического процесса в России. Правовое регулирование
общественных отношений
Право в системе социальных норм
Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и
процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на
благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные
права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты
интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на
обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их
рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия
терроризму в Российской Федерации.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (35 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
1
Вводный урок
1
Тема I. Загадка человека (13 ч.)
2-3
Принадлежность двум мирам
2
4-5
Человек – личность.
2
6-7
Отрочество – особый возраст
2
8-9
Потребности человека.
2
10-11
Когда возможности ограничены
2
12-13
Мир увлечений
2
14
Обобщение и систематизация знаний по теме «Загадка человека». 1
Тема II. Человек и его деятельность (9 ч.)
15-16
Деятельность человека
2
17-18
Труд – основа жизни.
2
19-20
Учение – деятельность школьника
2
21-22
Познание человеком мира и себя.
2

23

2425
26-27
28-29
30-31
32
33
34
35

Обобщение и систематизация знаний теме «Человек и его
деятельность»
Тема III. Человек среди людей (10 ч.)
Отношения с окружающими. В.П.День воссоединения Крыма с
Россией
Общение
Человек в группе
Отношения со сверстниками
Конфликты в межличностных отношениях
Семья и семейные отношения
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди
людей».
Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации

7 класс (35 часов)
№
Тема урока
Тема I. Мы живём в обществе (23 ч)
1-2
Как устроена общественная жизнь.
3-4
Что значит жить по правилам .
5-6
Экономика и её основные участники
7-8
Производственная деятельность человека.
9-10
Обмен, торговля, реклама.
11-12
Домашнее хозяйство.
13
Бедность и богатство
14
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
15-16
Человек в обществе: труд и социальная лестница.
17-18
Зачем людям государство.
19-20
Почему важны законы.
21-22
Культура и её достижения.
23
Практикум по теме I.
Тема II. Наша Родина — Россия (9 ч)
24-25
Наша страна на карте мира
26
Государственные символы России.
27
Конституция Российской Федерации
28-29
Гражданин России.
30
Мы — многонациональный народ.
31
Защита Отечества.
32
Практикум по теме II.
33-34
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
35
Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации

2
2
2
2
1
1

1

Количество часов
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1

8 класс (35 часов)
№
Тема урока
Тема I «Личность и общество» 5ч.
1
Что делает человека человеком?
2
Человек, общество, природа.
3
Общество как форма жизнедеятельности людей.
4
Развитие общества.
5
Личность и общество.
Тема II «Сфера духовной жизни» 8 ч.
6
Сфера духовной жизни.

Количество часов
1
1
1
1
1
1

7
Мораль.
8
Моральный выбор – это ответственность
9
Образование.
10
Наука в современном обществе.
11
Религия как одна из форм культуры.
12
Влияние искусства на развитие общества и личности.
13
Сфера духовной культуры.
Тема III «Социальная сфера» 7ч.
14
Социальная структура общества.
15
Социальные статусы и роли.
16
Семья как малая группа.
17
Нации и межнациональные отношения.
18
Социализация личности и отклоняющееся поведение.
19
Социальная политика государства.
20
Социальная сфера.
Тема IV «Экономика» 12 ч.
21
Экономика и её роль в жизни общества.
22
Главные вопросы экономики.
23
Рыночная экономика.
24
Производство - основа экономики.
25
Предпринимательская деятельность.
26
Роль государства в экономике.
27
Инфляция и семейная экономика.
28
Банковские услуги.
29
Страховые услуги.
30
Рынок труда и безработица.
31
Современный работник.
32
Экономика.
33-34
Итоговое повторение по курсу
35
Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

9 класс (34 часов)
№
1
2-3
4-5
6
7
8
9
10
11
12-13
14-15
16-17
18-19
20
21
22
23

Тема урока
Тема I Политика 11 ч.
Политика и власть
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Межгосударственные отношения
Политика
Тема II Гражданин и государство 11ч.
Основы конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина
Высшие органы государственной власти в РФ
Россия – федеративное государство
Судебная система РФ
Правоохранительные органы РФ
Гражданин и государство
Тема III «Основы Российского законодательства» 13 ч.
Роль права в жизни человека, общества и государства

Кол-во часов
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1

24
25
26-27
28
29
30
31
32
33
34

Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Гражданские правоотношения
Правона труд. Трудовые правоотношения
Семья под защитой закона
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов
Итоговая контрольная работа по курсу

1
1
2
2
1
1
1
1
1
1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к рабочей программе по «Обществознание 6-9 классы»
6 класс (35 часов)
№
Тема урока
1

Вводный урок

Кол-во
часов
1

Тема I. Загадка человека (13 ч.)
2-3 Принадлежность 2
двум мирам

4-5

Человек –
личность.

2

6-7

Отрочество —
особая пора

2

8-9

Потребности и
способности
человека.

2

10-11 Когда
возможности
ограничены

2

Характеристика основных видов
Дата
деятельности
План
Научатся работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные
источники информации.
Выслушивать и принимать во внимание
взгляды других людей.
Понимать значение нового курса для развития
личности
Научатся: понимать, что человек принадлежит
обществу, живет и развивается в нем.
Получат возможность научиться: понимать
себя, анализировать свои поступки, чувства,
состояния, приобретаемый опыт; работать в
группах и парах
Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность» Использовать
элементы причинно – следственного анализа
при характеристике социальных параметров
личности
Описывать отрочество как особую пору
жизни. Раскрывать на конкретных
примерах значение самостоятельности как
показателя зрелости
Научатся: раскрывать основные черты
духовного мира человека.
Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; анализировать
таблицы; решать логические задачи;
высказывать собственное мнение,
суждения
Находить и обрабатывать информацию,
использовать различные источники
данных, представлять и обсуждать
различные материалы.
Способность сознательно организовывать
и регулировать свою деятельность.
Работать с учебной и внешкольной

Факт

информацией, использовать современные
источники информации.
Выслушивать и принимать во внимание
взгляды других людей.
12-13 Мир увлечений 2
Понимать основные понятия темы, уметь
их применять. Высказывать собственную
точку зрения. Выслушивать и принимать
во внимание взгляды других людей.
Находить и обрабатывать информацию,
использовать различные источники
данных, представлять и обсуждать
различные материалы.
14
Контрольная
1
Научатся: определять, что такое
работа по теме
деятельность человека, его духовный мир.
«Загадка
Получат возможность научиться: работать
человека».
с текстом учебника; анализировать
таблицы; решать логические задачи;
высказывать собственное мнение,
суждения
Тема II. Человек и его деятельность (9 ч.)
15- Деятельность
2
Научатся: формировать представление о
16
человека
деятельности человека.
Получат возможность научиться: работать с
текстом учебника; анализировать схемы и
таблицы; высказывать собственное мнение,
суждения
17-18 Труд – основа
2
Объяснять значение трудовой
жизни. В.П.
деятельности для личности и общества.
Неделя
Характеризовать особенности труда как
Правовых
одного из основных видов деятельности
знаний
человека. Отличать материальную и
моральную оценку труда
19-20 Учение –
2
Характеризовать учебу как основной
деятельность
труд школьника. Опираясь на примеры из
школьника
художественных произведений, выявлять
позитивные результаты учения. С опорой
на конкретные примеры характеризовать
значение самообразования для человека.
Оценивать собственное умение учиться и
возможности его развития. Выявлять
возможности практического применения
получаемых в школе знаний.
21-22 Познание
2
Характеризовать особенности познания
человеком
человеком мира и самого себя. Оценивать
мира и себя
собственные практические умения,
поступки, моральные качества, выявлять
динамику. Сравнивать себя и свои
качества с другими людьми. Приводить
примеры проявления различных
способностей людей
23
Контрольная
Научатся: определять основные понятия
работа по теме
к главе «Человек и его деятельность».
«Человек и его
Получат возможность научиться:
деятельность»
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы; решать
логические задачи; высказывать

собственное мнение, суждения
Тема III. Человек среди людей (10 ч.)
24- Отношения с
2
Описывать межличностные отношения и
25
окружающими
их отдельные виды. Показывать
проявления сотрудничества и
соперничества на конкретных примерах.
Описывать с опорой на примеры
взаимопомощи и сотрудничества людей в
обществе. Оценивать собственное
отношение к людям других
национальностей и другого
мировоззрения. Исследовать практические
ситуации, в которых проявились
солидарность, толерантность, лояльность,
взаимопонимание.
26- Общение.
2
Характеризовать общение как взаимные
27
В.П.День
деловые и дружеские отношения людей.
присоединени
Иллюстрировать с помощью примеров
я Крыма к
различные цели и средства общения.
России
Сравнивать и сопоставлять различные
стили общения. Выявлять на основе
конкретных жизненных ситуаций
особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Оценивать
собственное умение общаться
28-29 Человек в группе 2
Описывать большие и малые, формальные
и неформальные группы. Приводить
примеры таких групп. Характеризовать и
иллюстрировать примерами групповые
нормы. Описывать с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество людей в
обществе. Оценивать собственное
отношение к людям других
национальностей и другого
мировоззрения. Исследовать практические
ситуации, в которых проявились
солидарность, толерантность, лояльность,
взаимопонимание.
30-31 Отношения со
2
Использовать элементы причинно –
сверстниками
следственного анализа при характеристике
социальных связей младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость
товарищеской поддержки сверстников для
человека. Оценивать собственное умение
общаться с одноклассниками
32
Конфликты в
1
Описывать сущность и причины
межличностн
возникновения межличностных
ых
конфликтов. Характеризовать варианты
отношениях
поведения в конфликтных ситуациях.
Объяснять, в чем заключается
конструктивное разрешение конфликта.
Иллюстрировать объяснения примерами.
Выявлять и анализировать собственные
типичные реакции в конфликтной
ситуации

33

Семья и
семейные
отношения

34

Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Человек среди
людей».

35

Контрольны
й тест на
годовой
промежуточн
ой
аттестации

1

1

Сравнивать виды семей. Исследовать
несложные практические ситуации,
связанные с отношениями в семье,
типичными для разных стран и
исторических собственную точку зрения
на значение семьи
Понимать основные понятия темы, уметь
их применять. Высказывать собственную
точку зрения. Выслушивать и принимать
во внимание взгляды других людей.
Находить и обрабатывать информацию,
использовать различные источники
данных, представлять и обсуждать
различные материалы.
Знать основные понятия курса, уметь их
применять. Высказывать собственную
точку зрения. Выслушивать и принимать
во внимание взгляды других людей.
Находить и обрабатывать информацию,
использовать различные источники
данных, представлять и обсуждать
различные материалы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к рабочей программе по «Обществознание 6-9 классы»
7 класс (35 часов)
№

Тема урока

Элементы содержания, Характеристика основных Даты проведения
основные
видов деятельности По плану Факт
понятия урока
учащихся
Тема I. Мы живём в обществе (23 ч)
1-2 Как устроена
Общество как форма
общественная жизнь.жизнедеятельности людей.
Общественные отношения

3-4 Что значит жить
по правилам.
.

5-6 Экономика и её
основные
участники

Выполнять несложные
познавательные и
практические задания,
основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека
в разных сферах общества.
Наблюдать и
характеризовать явления и
события, происходящие в
различных сферах
общественной жизни
Социальные нормы как
Раскрывать роль социальных
регуляторы поведения человека
норм как регуляторов
в обществе. Общественные общественной жизни и
нравы, традиции и обычаи
поведения человека.
Различать отдельные виды
социальных норм
Понятие экономики. Роль
Объяснять сущность
экономики в жизни общества. проблемы ограниченности
Товары и услуги. Ресурсы и экономических ресурсов.
потребности, ограниченность Различать основных
ресурсов.
участников экономической
деятельности:
производителей и

потребителей,
предпринимателей и
наёмных работников.
Раскрывать на примерах
значение рационального
поведения субъектов
экономической деятельности
7-8 Производственная Производство — основа
Производство — основа
деятельность
экономики. Натуральное и экономики. Раскрывать роль
человека.
товарное хозяйство.
производства в
Материальные (экономические)
удовлетворении
блага. Затраты производства потребностей общества.
Натуральное и товарное
хозяйство. Материальные
(экономические) блага.
Характеризовать факторы,
влияющие на
производительность труда.
Объяснять значение
разделения труда в развитии
производства. Различать
общие, постоянные и
переменные затраты
производства
9- Обмен, торговля, Обмен. Товары и услуги.
Анализировать и оценивать
10 реклама.
Стоимость, цена товара.
с
Условия выгодного обмена. позиций экономических
Торговля и её формы.
знаний сложившиеся
Реклама — двигатель торговлипрактики и модели
поведения потребителя.
Грамотно применять
полученные знания для
определения экономически
рационального поведения и
порядка действий в
конкретных ситуациях.
Объяснять условия
осуществления обмена в
экономике. Характеризовать
торговлю и её формы как
особый вид экономической
деятельности. Раскрывать
роль рекламы в развитии
торговли. Выражать
собственное отношение к
рекламной информации.
Оценивать своё поведение с
точки зрения рационального
покупателя
11- Домашнее хозяйство.Экономические функции
Характеризовать экономику
12
домохозяйства. Потребление семьи. Анализировать
домашних хозяйств. Семейныйструктуру семейного
бюджет. Источники доходов ибюджета.
расходов семьи. Активы и
Сопоставлять свои
пассивы. Обязательные и
потребности и возможности,
произвольные расходы. Личный
оптимально распределять

финансовый план. Ресурсы свои материальные и
семьи. Личное подсобное
трудовые ресурсы.
хозяйство.
Составлять семейный
Принципы рационального
бюджет.
ведения домашнего хозяйства.Выполнять несложные
Семейное потребление.
познавательные и
Прожиточный минимум.
практические задания,
Страховые услуги,
основанные на ситуациях
предоставляемые гражданам жизнедеятельности
человека. Раскрывать
понятие «семейный
бюджет».
Приводить примеры
различных источников
доходов семьи. Различать
обязательные и
произвольные расходы.
Описывать закономерность
изменения потребительских
расходов семьи в
зависимости от доходов.
13- Бедность и богатствоБогатство материальное и
Раскрывать на примерах
.
духовное.
проявления богатства
Прожиточный минимум.
материального и духовного.
Неравенство доходов.
Различать прожиточный
Перераспределение доходов минимум и
потребительскую корзину.
Объяснять причины
неравенства. доходов в
обществе. Описывать
различные формы
перераспределения доходов.
14 Практикум по теме Единицы информации,
Обобщить знания и
«Человек в
изученные на предыдущих расширит опыт решения
экономических
уроках темы
познавательных и
отношениях».
практических задач по
изучаемой теме.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников
15-16
Человек в обществе:Значение интересов в
Объяснять с помощью
труд и социальная продвижении человека по
примеров значение
лестница.
социальной лестнице.
интересов в продвижении
Положение человека в обществе
человека по социальной
в зависимости от группы, в лестнице. Раскрывать
которую он входит.
влияние социального
Профессиональный успех и окружения на положение
положение в обществе
человека в обществе.
Обосновывать связь
профессионализма и
жизненного успеха.
Выполнять несложные
познавательные и
практические задания,

17-18
Зачем людям
государство.
В.П. Неделя
Правовых знаний

19-20
Почему важны
законы.

21-22
Культура и её
достижения.

основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека
в разных сферах общества.
Учитывать общественные
потребности при выборе
направления своей будущей
профессиональной
деятельности
Государство, его существенные
Объяснять причины
признаки.
возникновения государства.
Функции государства.
Характеризовать важнейшие
Внутренняя и внешняя
признаки государства.
политика государства
Раскрывать задачи
(функции) государства на
примере современного
российского государства.
Приводить примеры
жизненных ситуаций, в
которых необходимы
документы, удостоверяющие
личность и её права
(паспорт, СНИЛС)
Закон устанавливает порядок вОбъяснять и
обществе. Закон стремится конкретизировать с
установить справедливость. помощью примеров такие
Закон устанавливает границы задачи государственных
свободы поведения
законов как установление и
поддержание порядка,
равенства всех перед
законом,
Оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие.
Осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами.
Культура вокруг нас.
Характеризовать развитие
Культурный человек
отдельных областей и форм
культуры, выражать своё
мнение о явлениях
культуры. Описывать
явления духовной культуры.
Находить и извлекать
социальную информацию о
достижениях и проблемах
развития культуры из
адаптированных источников
различного типа. Описывать
духовные ценности
российского народа и
выражать собственное
отношение к ним.
Описывать процессы

23 Контрольная работа Единицы информации,
по теме «Мы живёмизученные
в
на предыдущих
уроках темы
обществе»

создания, сохранения,
трансляции и усвоения
достижений культуры
Обобщить знания и
расширит опыт решения
познавательных и
практических задач по
изучаемой теме.
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников

Тема II. Наша Родина — Россия (9 ч)
24-25
Наша страна на картеНаше государство —
Описывать положение
мира
Российская Федерация. Русский
Российской Федерации на
язык как государственный. карте мира.
Патриотизм
Приводить примеры
проявления патриотизма из
истории и жизни
современного общества.
Характеризовать функции
русского языка как
государственного
26 Государственные Государственные символы
Описывать основные
символы России . России.
государственные символы
Герб, флаг, гимн. История
Российской Федерации.
государственных символов Знать текст гимна России.
России
Использовать
дополнительные источники
информации для создания
коротких информационных
материалов, посвящённых
государственным символам
России
27 Конституция
Конституция как основной Конституция как основной
Российской
закон страны.
закон страны.
Федерации. В.П.ДеньКонституция РФ как
Конституция РФ как
присоединения Крыма
юридический документ
юридический документ
к России
28-29
Гражданин России. Гражданственность.
Объяснять на примерах
Конституционные обязанностисущность понятия
гражданина Российской
«гражданственность»;
Федерации
приводить примеры
проявления этих качеств из
истории и жизни
современного общества.
Использовать знания и
умения для формирования
способности уважать права
других людей, выполнять
свои обязанности
гражданина РФ

30 Мы —
Россия — многонациональноеХарактеризовать и
многонациональныйгосударство. Национальность конкретизировать
народ.
человека. Народы России — примерами этнические и
одна семья. Многонациональная
национальные различия.
культура России.
Показывать на конкретных
Межнациональные отношенияпримерах исторического
прошлого и современности
российского общества
проявления толерантного
отношения к людям разных
национальностей
31 Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем
На примерах объяснять
нужна регулярная армия.
содержание
Военная служба. Готовить себяконституционной
к исполнению воинского долгаобязанности защищать
Отечество.
Осознавать значение
военной службы как
патриотического долга.
Конкретизировать с
помощью примеров
значение и пути подготовки
себя к выполнению
воинского долга.
32 Контрольная работа Наша Родина - Россия.
выбирать средства
по теме «Наша
Честь
достижения индивидуальной
и групповой цели, работать
Родина — Россия» российского флага.
Быть настоящим гражданином.по плану, сверяясь
Уважение людей
с целью, оценивать степень
любой национальности.
достижения учебной цели.
33-34
Итоговое повторение
и обобщение по
курсу.

35 Контрольный тест
на годовой
промежуточной
аттестации

Знать основные положения
курса. Уметь анализировать,
делать выводы, отвечать на
вопросы, высказывать
собственную точку зрения
или обосновывать
известные; использовать
приобретенные знания для
решения познавательных
задач и творческих заданий
Знать основные понятия
курса, уметь их применять.
Высказывать собственную
точку зрения. Выслушивать
и принимать во внимание
взгляды других людей.
Находить и обрабатывать
информацию, использовать
различные источники
данных, представлять и
обсуждать различные
материалы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к рабочей программе по «Обществознание 6-9 классы»
8 класс (35 часов)
№

1

2

3

4

Тема урока

Элементы содержания, Характеристика основных
Даты
основные
видов деятельности
проведения
понятия урока
учащихся
По плану Факт
Тема I «Личность и общество» 5ч.
Что делает
Отличие человека от других Выявить отличия человека от
человека
живых существ. Природное
животных.
человеком?
и общественное в человеке.
Объяснять человеческие
Мышление и речь –
качества. Различать
специфические свойства
биологические и природные
человека. Способность
качества человека.
человека к творчеству.
Характеризовать и
Деятельность человека,
конкретизировать примерами
её виды. Игра, учёба, труд.
биологическое
Сознание и деятельность.
и социальное в человеке.
Познание человеком мира и
Определять своё отношение к
самого себя
различным качествам человека.
Выявлять связь между
мышлением и речью.
Объяснять понятие
«самореализация».
Определять и конкретизировать
примерами
сущностные характеристики
деятельности.
Приводить примеры видов
деятельности
Человек,
Что такое природа?
Характеризовать возможности
общество,
Биосфера и ноосфера.
человеческого разума.
природа.
Взаимодействие человека
Раскрывать смысл понятия
и окружающей среды. Место «ноосфера».
человека в мире природы.
Оценивать утверждение о связи
Человек и Вселенная.
природы и общества и
аргументировать свою оценку.
Конкретизировать на примерах
влияние природных условий на
людей. Анализировать и
оценивать текст с заданных
позиций. Анализировать факты и
обосновывать
сделанные выводы
Общество как Общество как форма
Выделять существенные
форма
Жизнедеятельности людей.
признаки общества.
жизнедеятельност
Основные сферы общественнойНазывать сферы общественной
и людей.
жизни, их
жизни и характерные для них
взаимосвязь. Общественные социальные явления. Показывать
отношения
на конкретных примерах
взаимосвязь основных сфер
общественной жизни
Развитие
Социальные изменения и их Выявлять изменения социальной
общества.
формы. Развитие общества.
структуры, связанные с
Основные средства связи и
переходом в постиндустриальное
коммуникации, их влияние на общество. Анализировать факты

нашу жизнь.
Человечество
в XXI в., тенденции развития,
основные вызовы и угрозы.
Глобальные проблемы
современности

5

6

7

8

социальной действительности,
связанные с изменением
структуры общества. Раскрывать
смысл понятия «общественный
прогресс». Приводить примеры
прогрессивных и регрессивных
изменений в обществе.
Характеризовать и
конкретизировать фактами
социальной жизни перемены,
происходящие в современном
обществе (ускорение
общественного развития).
Использовать элементы
причинно-следственного анализа
при характеристике глобальных
проблем
Контрольная Практикум по теме «Личность иСистематизировать наиболее
работа по разделу
общество»
часто задаваемые вопросы.
«Личность и
Устанавливать причины
общество»..
актуальности
тех или иных вопросов для
школьников
Тема II «Сфера духовной жизни» 8 ч.
Сфера духовнойСфера духовной культуры и её Определять сущностные
жизни.
особенности. Культура
характеристики понятия
личности и общества. Диалог «культура». Различать и
культур как черта современногоописывать явления духовной
мира. Тенденции развития
культуры. Находить и извлекать
духовной культуры в
социальную информацию о
современной России
достижениях и проблемах
культуры из адаптированных
источников. Характеризовать
духовные ценности российского
народа. Выражать своё
отношение к тенденциям в
культурном развитии
Мораль.
Мораль. Основные ценности и Объяснять роль морали в жизни
нормы морали. Гуманизм.
общества. Характеризовать
Патриотизм и
основные принципы морали.
гражданственность. Добро
Характеризовать моральную
и зло – главные понятия морали.сторону различных социальных
Критерии морального поведенияситуаций. Использовать
элементы причинноследственного анализа для
объяснения влияния моральных
устоев на развитие общества и
человека. Осуществлять
рефлексию своих нравственных
ценностей.
Моральный выбор. Свобода и Приводить примеры морального
Моральный
ответственность. Моральные выбора.
выбор - это
знания и практическое
Давать нравственные оценки
ответственностьповедение. Нравственные
собственным
чувства и самоконтроль
поступкам, поведению других
людей

9 Образование.

10

11

12

13

Значимость образования
Оценивать значение образования
в условиях информационного в
общества. Непрерывность
информационном обществе.
образования. Самообразование.Извлекать информацию о
Образование в России (уровни тенденциях в развитии
образования).
образования из различных
источников. Характеризовать с
опорой на примеры современную
образовательную политику РФ.
Обосновывать своё отношение к
непрерывному образованию
Наука в
Наука, её значение в жизни
Характеризовать науку как
современном современного общества.
особую систему знаний.
обществе.
Нравственные принципы труда Объяснять возрастание роли
учёного. Возрастание роли
науки в современном обществе
научных исследований в
современном мире
Религия как однаРелигия как одна из форм
Определять сущностные
из форм
культуры. Роль религии в
характеристики религии и её
культуры.
культурном развитии.
роль в культурной жизни.
Религиозные нормы.
Объяснять сущность и значение
Религиозные организации
веротерпимости. Раскрывать
и объединения, их роль в жизнисущность свободы совести.
современного общества. Свобода
Оценивать своё отношение к
совести
религии и атеизму
Влияние
Искусство как одна из форм
Извлекать информацию об
искусства на духовной культуры.
особенностях искусства из
развитие
Многообразие видов искусства.различных текстов.
общества и
Влияние искусства на развитие Классифицировать информацию
личности.
личности
о видах искусства и средствах
создания образов. Сравнивать
искусство с другими формами
культуры.
Характеризовать с опорой на
примеры особенности искусства
и его влияние на личность
Контрольная Практикум по теме «Сфера
Определять собственное
работа по разделу
духовной культуры»
отношение к явлениям
«Сфера духовной
современной жизни. Уметь
культуры.»
применять нравственные нормы
к анализу и оценке социальных
ситуаций. Выделять
нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с
принятыми этическими
принципами. Уметь строить
устное речевое высказывание,
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении
Тема III «Социальная сфера» 7ч.

14 Социальная
структура
общества.

Социальная неоднородность Выявлять и различать разные
общества: причины и
социальные общности и группы.
проявления. Социальное
Раскрывать причины
неравенство. Многообразие
социального неравенства.
социальных общностей и групп.Приводить примеры различных
Социальная мобильность.
видов социальной мобильности
Социальные конфликты и пути Характеризовать причины
их разрешения. Изменения
социальных конфликтов,
социальной структуры с
используя межпредметные
переходом в постиндустриальное
связи, материалы СМИ;
общество
показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать
социальную информацию о
структуре общества и
направлениях её изменения из
адаптированных источников
различного типа
15 Социальные
Социальная позиция человека вНазывать позиции,
статусы и роли. обществе: от чего она зависит. определяющие статус личности.
Ролевой репертуар личности. Различать предписанный и
Гендерные различия: социальные
достигаемый статусы.
роли мужчин и женщин.
Раскрывать и иллюстрировать
Изменение статуса с возрастом.примерами ролевой репертуар
Социальные роли подростков. личности. Объяснять причины
Отношения
ролевых различий по тендерному
между поколениями
признаку, показывать их
проявление в различных
социальных ситуациях.
Описывать основные социальные
роли старших подростков.
Характеризовать
межпоколенческие
отношения в современном
обществе. Выражать собственное
отношение к проблеме
нарастания разрыва между
поколениями
16 Семья как малаяПризнаки семьи как малой
Знать и правильно использовать
группа.
группы. Функции семьи.
понятия «функции семьи»,
Семейные роли. Семейные
«семейные роли», «ценности
ценности
семьи». Описывать ролевые
позиции членов семьи.
Конкретизировать семейные
роли, функции и ценности
примерами.
Выражать собственное
отношение к содержанию
семейных ролей и ценностям

17 Нации и
Этнические группы.
Знать и правильно использовать
межнациональны
Межнациональные отношения. в предлагаемом контексте
е отношения. Отношение к историческому понятия «этнос», «нация»,
прошлому, традициям, обычаям«национальность».
народа. Взаимодействие
Конкретизировать примерами из
людей в многонациональном и прошлого и современности
многоконфессиональном
значение общего
обществе
исторического прошлого,
традиций в сплочении народа.
Характеризовать
противоречивость
межнациональных отношений в
современном мире.
Объяснять причины
возникновения
межнациональных конфликтов и
характеризовать возможные пути
их разрешения
18 Социализация Отклоняющееся поведение.
Объяснять причины
личности и
Опасность наркомании и
отклоняющегося поведения.
отклоняющееся алкоголизма для человека и
Оценивать опасные последствия
поведение. В.П. общества. Социальная
наркомании и алкоголизма для
Неделя Правовых
значимость здорового образа человека
знаний
жизни
и общества. Оценивать
социальное значение здорового
образа жизни
19 Социальная
Что такое социальная политика Характеризовать
политика
государства. Политика
государственные механизмы
государства.
формирования доходов
осуществления социальной
населения. Пенсионное
политики.
обеспечение.
Описывать основные
Развитие социальных отраслей. направления социальной
Социальная защита населения политики государства.
Приводить примеры социальной
защиты населения.
Оценивать роль государства в
развитии социальных отраслей
20 Контрольная по Практикум по теме «СоциальнаяСистематизировать наиболее
разделу
сфера»
часто задаваемые вопросы.
«Социальная
Устанавливать причины
сфера».
актуальности
тех или иных вопросов для
школьников
Тема IV «Экономика» 12 ч.
21 Экономика и её Потребности и ресурсы.
Раскрывать роль экономики в
роль в жизни Ограниченность ресурсов и
жизни общества. Объяснять
общества.
экономический выбор.
проблему ограниченности
Свободные и экономические экономических ресурсов.
блага. Альтернативная
Различать свободные и
стоимость (цена выбора)
экономические блага. Приводить
примеры принятия решения на
основе экономического выбора
22 Главные вопросы
Основные вопросы экономики. Описывать и иллюстрировать
экономики.
Что, как и для кого производить.примерами решения основных
Функции экономической
вопросов участниками
системы. Типы экономических экономики. Различать и

систем

сопоставлять основные типы
экономических систем.
Характеризовать способы
координации хозяйственной
жизни в различных эк. системах
23 Рыночная
Рынок. Рыночный механизм Характеризовать рыночное
экономика.
регулирования экономики. Спрос
хозяйство как один из способов
и предложение.
организации экономической
Рыночное равновесие
жизни. Характеризовать условия
функционирования рыночной
экономической системы.
Описывать действие рыночного
механизма формирования цен на
товары
и услуги. Формулировать
собственное мнение о роли
рыночного механизма
регулирования
экономики в жизни общества
24 Производство - Производство. Товары и услуги.Объяснять решающую роль
основа
Факторы производства.
производства
экономики.
Разделение труда и
как источника экономических
специализация
благ.
Различать товары и услуги как
результат
производства. Называть и
иллюстрировать примерами
факторы производства.
Находить и извлекать
социальную
информацию о производстве из
адаптированных источников.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с использованием
различных способов повышения
эффективности производства
25 Предприниматель
Предпринимательство. Цели Описывать социальноская
фирмы, её основные
экономические роль и функции
деятельность. организационно- правовые
предпринимательства.
формы. Современные формы Сравнивать различные
предпринимательства. Малое организационно-правовые формы
предпринимательство и
предпринимательской
фермерское хозяйство
деятельности.
Объяснять преимущества и
недостатки
малого бизнеса. Выражать
собственное отношение к
проблеме соблюдения моральноэтических норм в
предпринимательстве.
Оценивать возможности своего
участия
в предпринимательской
деятельности

26 Роль государстваРоль государства в экономике.
в экономике. Экономические цели и
функции государства.
Государственный бюджет.
Налоги, уплачиваемые
гражданами

27 Инфляция и
Рынок. Рыночный механизм
семейная
регулирования экономики.
экономика. В.П.Д
Спрос и предложение.
ень
Рыночное равновесие
присоединения
Крыма к России

28 Банковские
услуги.

Банковские услуги,
предоставляемые гражданам.
Формы дистанционного
банковского обслуживания.
Защита от финансовых
махинаций

29 Страховые
услуги.

Зачем нужно страхование.
Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Как получить страховую
выплату. Финансовая
грамотность

Характеризовать экономические
функции
государства. Описывать
различные формы вмешательства
государства в рыночные
отношения. Различать прямые и
косвенные налоги. Раскрывать
смысл понятия
«Государственный бюджет».
Приводить примеры
государственной политики
регулирования доходов и
расходов
Различать номинальные и
реальные доходы граждан.
Показывать влияние инфляции на
реальные доходы и уровень
жизни населения. Называть и
иллюстрировать примерами
формы сбережения граждан.
Объяснять связь семейной
экономики с инфляционными
процессами в стране. Оценивать
способы использования
сбережений своей семьи с точки
зрения экономической
рациональности.
Характеризовать роль банков в
сохранении,
приумножении доходов
населения
Характеризовать и
конкретизировать примерами
основные финансовые услуги
банка.
Объяснять экономический смысл
потребительского кредитования.
Различать виды и
потребительскую полезность
платёжных карт.
Описывать роль дистанционных
форм банковского
обслуживания.
Выражать собственное
отношение к правилам
финансовой безопасности
Раскрывать социальную
значимость страхования.
Приводить примеры видов
страхования.
Определять целесообразность
страхования различных рисков.
Оценивать роль страхования в
формировании своих
сегодняшних и завтрашних
доходов. Называть качества

финансово грамотного человека
30 Рынок труда и Рынок труда. Занятость и
Описывать действие рыночного
безработица. безработица. Причины
механизма на рынке труда.
безработицы. Экономические и Характеризовать безработицу как
социальные последствия
закономерное явление рыночной
безработицы. Роль государства вэкономики. Называть и
обеспечении занятости
описывать причины
безработицы. Различать
экономические и социальные
последствия безработицы.
Объяснять роль государства в
обеспечении занятости.
Оценивать собственные
возможности на рынке труда
31 Современный Каким должен быть современный
Характеризовать требования к
работник.
работник.
работнику в условиях рынка
Выбор жизненного пути.
труда. Называть личностные
Готовимся выбирать профессиюкачества работника.
Конкретизировать на примерах
влияние уровня
профессионализма работника на
результат производственной
деятельности.
Раскрывать преимущества
профессионализма личности.
Обосновывать связь
профессионализма и жизненного
успеха
32 Экономика.
Практикум по теме «Экономика»
Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников
33-34
Итоговое
Знать основные понятия курса,
повторение по
уметь их применять.
курсу
Высказывать собственную точку
зрения. Выслушивать и
принимать во внимание взгляды
других людей. Находить и
обрабатывать информацию,
35 Контрольный
использовать различные
тест на годовой
источники данных, представлять
промежуточной
и обсуждать различные
аттестации
материалы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к рабочей программе по «Обществознание 6-9 классы»
9 класс (34 часов)
№

1

Тема урока

Политика и власть

Кол-во
часов
1

Характеристика основных видов Дата
деятельности
План
Тема I Политика 11 ч.
Знать, что такое политика, какую

Факт

2-3 Государство

2

4-5 Политические режимы 2

6

Правовое государство 1

7

Гражданское общество 1
и государство

8

Участие граждан
1
в политической жизни

9

Политические партии 1
и движения

роль играет политика в жизни
общества.
Уметь называть главные
особенности политической власти;
осуществлять поиск социальной
информации в различных
источниках
Знать признаки и формы
государства.
Уметь называть различные точки
зрения причин появления
государства; сравнивать
конституцию и абсолютную
монархию
Знать, что означает понятие
«политический режим», основные
виды политических
режимов.
Уметь сравнивать тоталитарный и
авторитарный режимы;
характеризовать развитие
демократии в современном
обществе
Знать принципы правового
государства.
Уметь характеризовать ветви
власти; объяснять смысл
понятия «право выше власти»;
осуществлять поиск социальной
информации; работать со схемой
Знать основные признаки
гражданского общества.
Уметь объяснять различия между
государственным управлением и
местным самоуправлением;
работать с документом по
заданному алгоритму
Знать, при каких условиях
человек может сознательно
участвовать в политической жизни.
Уметь оценивать значение
принципов конституционного
строя; формулировать
на основе приобретенных правовых
знаний собственные суждения и
аргументы; применять правовые и
социально-экономические знания в
процессе решения познавательных
и практических задач
Знать, что такое политические
партии и общественные движения.
Уметь анализировать текст,
объяснять смыл понятий;
объяснять, почему в обществе
возникают общественнополитические движения;

анализировать роль политических
партий
и общественных движений в
современном мире
10 Межгосударственные 1
Знать что такое
отношения
межгосударственные отношения
Уметь анализировать текст,
объяснять смыл понятий;
характеризовать виды
межгосударственных отношений
11 Контрольная работа по 1
Знать основные положения главы
теме «Политика»
«Политика».
Уметь анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку
зрения или обосновывать известные
Тема II Гражданин и государство 11ч.
12-13Основы
2
Знать, почему конституция
конституционного
является законом высшей
строя РФ
юридической силы; принципы
правового государства.
Уметь характеризовать
исторические этапы развития
конституции в России;
анализировать основные принципы
правового государства; на основе
ранее изученного материала решать
проблемные
задачи
14-15Права
2
Знать особенности юридических
и свободы человека и
норм (прав человека).
гражданина
Уметь характеризовать значимость
права; анализировать правовые и
юридические документы; делать
выводы, отвечать на вопросы,
давать определение понятий;
определять значимость защиты
прав человека; работать с
документом по заданному
алгоритму
16-17Высшие органы
2
Объяснять способ формирования
государственной власти
высших органов власти РФ.
в РФ
Различать их полномочия.
18-19Россия – федеративное 2
Характеризовать принципы
государство. В.П.
федерального устройства РФ.
Неделя Правовых
знаний
20 Судебная система РФ 1
Называть основные принципы
судопроизводства. Характеризовать
юрисдикцию разных типов судов.
Объяснять особенности правового
статуса судей.
21 Правоохранительные 1
Называть правоохранительные
органы РФ
органы РФ. Различать сферу
деятельности правоохранительных
органов, в том числе судебной

системы. Приводить примеры
деятельности правоохранительных
органов. Исследовать несложные
практические ситуации, связанные
с деятельностью
правоохранительных органов
22 Контрольная работа по 1
Систематизировать наиболее часто
теме «Гражданин и
задаваемые вопросы. Уметь
государство»
объявлять явления и процессы
социальной действительности с
опорой на изученные понятия.
Анализировать реальные
социальные ситуации. Уметь
выполнять познавательные и
практические задания. в том числе с
использованием проектной
деятельности.
Тема III «Основы Российского законодательства» 13 ч.
23 Роль права в жизни
1
Знать основное назначение права в
человека, общества и
обществе, что закон является
государства
нормативным актом высшей
юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных
понятий, выявлять существенные
признаки понятия «право»; давать
сравнительную характеристику
позитивного и естественного права
24 Правоотношения и
1
Знать, что такое правоотношения,
субъекты права
чем правоотношение отличается от
других социальных отношений.
Уметь характеризовать субъекты
правоотношений; работать с
правовыми документами по
заданному алгоритму
25 Правонарушения и
1
Знать признаки и виды
юридическая
правонарушений; виды
ответственность
юридической ответственности.
Уметь решать практические
задачи; определять виды
юридической ответственности;
работать с документами; на основе
ранее изученного материала;
решать проблемные задачи
26-27Гражданские
2
Знать суть гражданского права и
правоотношения.
особенности гражданских
В.П.День
правоотношений.
присоединения Крыма
Уметь объяснять, в чем
к России
проявляется гражданская
дееспособность
несовершеннолетних;
характеризовать виды гражданскоправовых договоров; делать
выводы, отвечать на вопросы,
давать определение
28 Право
2
Знать, какие права и обязанности
на труд. Трудовые
включаются в трудовой договор, в

правоотношения

29

Семья под защитой
закона

1

30

Административные
правоотношения

1

31

Уголовно-правовые
отношения

1

32

Правовое
регулирование
отношений
в сфере образования

1

33

Международно1
правовая защита жертв
вооруженных
конфликтов

чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать документы,
делать выводы; характеризовать
трудовые правоотношения
Знать, каковы условия вступления
в брак и препятствия
к его заключению, что такое
брачный договор; что понимается под родительскими
правами; какими правами
и обязанностями обладает
ребенок; в чем сущность,
цели и принципы семейного права;
в чем суть личных
и имущественных правоотношений
супругов.
Уметь анализировать права и
обязанности супругов, родителей и
детей, делать выводы, отвечать на
вопросы; объяснять
Знать, какую сферу общественных
отношений регулирует
административное право, в чем
состоят важнейшие черты
административных
правоотношений.
Уметь работать с документами;
анализировать схему
«Административное право»;
делать выводы, высказывать
собственные суждения
Знать особенности уголовноправовых отношений.
Уметь определять, какие виды
наказаний и ответственности несут
несовершеннолетние
правонарушители; работать с
документами; анализировать схемы
по теме правовых отношений
Знать, правомерно ли
существование в России платных
учебных заведений в наши дни; что
дает образованность человеку для
выполнения им его гражданских
обязанностей.
Уметь анализировать
модернизацию современного
образования; характеризовать
основные принципы Конвенции
о правах ребенка; работать
с документами
Знать, что называют
международным гуманитарным
правом, кем и когда было принято
МГП.
Уметь называть особенности и

34

Итоговая контрольная 1
работа по курсу

значение международного
гуманитарного права; работать с
документами
Знать основные понятия
курса «Обществознание.
9 класс».
Уметь находить и анализировать
информацию, объяснять значение
понятий; характеризовать
проблемы «Человек в современном
обществе»; формулировать на
основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные
суждения; применять правовые и
социально-экономические знания в
процессе решения познавательных
и практических задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».