Рабочая программа. Музыка.5-8 кл.

Общая характеристика учебного предмета и место предмета в базисном
учебном плане.
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных
связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное
искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».
Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели:
формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной
культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их
взаимодействии с художественными образами других искусств –
литературы (прозы и поэзии),
изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы,
балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры.
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка»
отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Количество часов в год – 34

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к
концу учебного года.
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее
значимости в мировом музыкальном процессе;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе
знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей
исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных,
эстетических установок;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания
произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их
взаимодействия;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни
класса, школы, города и др.;
 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством
раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в
музыке и различных форм воздействия музыки на человека;











формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в
разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкальноэстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в
процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной
деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о
гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к
материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в
достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.

Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного
материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать
результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать
художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование
различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие
однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения),
синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая,
пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между
объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной
учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;

- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и
профессионального музыкального творчества.

Содержание тем курса
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных
тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и
специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы
раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении
многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на
формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять
(слышать) художественные образы.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и
направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание
музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская
музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные
музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание,
бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей
культуры в художественной картине мира.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к
национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего
поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни.
Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный
минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного
(необязательного) содержания.

Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 ценностно – ориентационная сфера:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное
искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
 трудовая сфера:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
 познавательная сфера:
- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
 Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы
(задачи) совместно с учителем.
 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему
проекта с помощью учителя.
 Осуществить действия по реализации плана.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
 Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, средства ИКТ).
 Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать
критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
 В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
 Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
 Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить
информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
 Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
 Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в
пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
 Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
 Составлять простой и сложный план текста.
 Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
 Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать
тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
 Учиться критично относиться к собственному мнению.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
 Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать чтото сообща.
 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
 Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать
лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара,
современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных
видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение
индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности
УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с
требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка личностных
результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных
результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля:
устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.
Содержание курса
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая
основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной
выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка
вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная.
Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного
познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки,
изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального
искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство
содержания и формы в музыке.
Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.
Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы.
Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере
произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная
музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная
культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки.
Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная
музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская
песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные
технологии в музыке. Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами
искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная
жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.
Музыкальные инструменты и виды оркестров.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство
поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая,
оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение,
духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга,
кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных
исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика
художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной
принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения,
конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета.
Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная
музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Общая характеристика учебного курса
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы —
формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют
формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и
осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой
открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного
отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на
углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного
эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование
представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,
воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственноэстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как
история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам
академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и
каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности
учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В
обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного
литературного и изобразительного рядов.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в
современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и
«Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на
сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы структурируются по
ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Музыка».

Учащиеся научатся:
 понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики
языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов
искусства;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о
средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
 высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных
ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
 использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования
(пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
Учащиеся получат возможность:
 участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-

ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
 развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование
фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение
концертов, театров и др.;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся.

Познавательные:
Учащиеся научатся:
 логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их
доказательств;
 применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного
материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
 обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать
результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно
воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их
образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие
задачи, не имеющие однозначного решения;
 осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения), синтеза как составления целого из частей;
 использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая,
пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между
объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью;
 пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
 научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
 удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
 принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на
практике этими критериями.
 прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать
композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в
музыкальном произведении;
 мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
 ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск
наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных,
групповых проектных работах;
 действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять
поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
 понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
 слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их
при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
 использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач;
 опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством
выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения
полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения
учебно-художественной задачи;
 приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
 совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций музыкальной речи;
 создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно
или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Учащиеся научатся:
 активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
 слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи
разных композиторов;
 ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том
числе родного края);
 наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем,
образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и
их взаимодействия;
 моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий
«музыкальной истории»;
 использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах
музыкальной деятельности;
 воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности
народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших
музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкальнотворческой деятельности;
 планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в
пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
 ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
 творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
 организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность,
музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности,
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание курса.
тема I полугодия:
«Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Классика и современность
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки.
Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль»,
«индивидуальный стиль автора».
.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба
человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы
сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры
оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное
противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в
опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь
Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее
лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя
Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы.
Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па,
адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и
характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета –
«хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве».
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами
оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор
музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава
предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»;
И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»;
И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная
опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз,
спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и
характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики
главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана
Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ
Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального
образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен,
военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета
Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки.
Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение.
Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации
музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.
Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата,
Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к
спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и
контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие
полистилистики.
Тема II полугодия:
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная
музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование,
разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии
светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы
Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки
эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная
музыка. Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных
произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля
Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид
творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение
национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности
формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11
В.-А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности
драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое
взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И
Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое
взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов:
Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония
№8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5

П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина.
«Празднества» К.Дебюсси.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках».
Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические
образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и
В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии
Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные
черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии:
созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических
образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в
симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз»
Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности
драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора
Хачатуряна А.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке
Гершвина Д.
. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.
Обобщающий урок.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной
музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из
мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по
темам года.

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса разработана на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, авторской
программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. Основная школа 5-8классы» («Программы
общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы» М, «Просвещение» 2018) и рассчитана на 34
часа учебного времени (1 часа в неделю).
Общая характеристика программы.
Образовательная программа по музыке для основной школы составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России и Требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В
ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных
учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами
начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников,
развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию
произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
 приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
 расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
 развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих
проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения
искусства по законам гармонии и красоты;
 овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального
восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную
терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка»
способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения
практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:
«Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика»
и др.
Результаты изучения предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере: — формирование художественного вкуса как способности
чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• в трудовой сфере: — формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки в основной школе:

• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием
художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные
образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на
практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые
результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения,
информационные умения.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования
предоставляет ученику возможность научиться:
• в познавательной сфере:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать
смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
— различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности,
специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из
других источников на основе эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный
в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных
произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы
общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных
произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными
произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере: — применять выразительные средства в творческой и исполнительской
деятельности на музыкальном материале.
Основное содержание
Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие
интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального
образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и

трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с
литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное
творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной
музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка.
Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт,
литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение
композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые
особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А.
Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной
школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая духовная
музыка: григорианский хорал.
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал,
мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф.
Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века
(Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная
и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX века (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской
музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и
зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И.
Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз:
спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и
зарубежные композиторы - песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные
технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь. Панорама современной музыкальной жизни в России и за
рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие
выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю.
Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо,
М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка
считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни
человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения
картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки
как вида искусства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».