Рабочая программа. ИЗО. 5-7 кл.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах

(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено собственно изучению
декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.
В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В
первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети
включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных
промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид
декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом
выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки
и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике
образного строя того или иного промысла.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1Древние корни народного искусства(4ч)
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
2.Связь времен в народном искусстве.(4ч)
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3.Декор – человек, общество, время.(6ч)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
4.Декоративное искусство в современном мире.(4ч)
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;

 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
 знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь
представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира
в разные эпохи;

понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

знать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической
организации изображения;

знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа;

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображений и группы предметов; знать общие правила построения головы
человека; уметь пользоваться начальными правилами воздушной и линейной
перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые соотношения при изображении с натуры, по
представлению и по памяти;

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих
способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству.
Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как
эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания
действительности и творческой деятельности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу
углубленного изучения каждого вида искусства.
Программа 6 класса посвящена изобразительному искусству: знакомит с искусством
изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как
особой и необходимой формой духовной культуры общества.
1.Виды изобразительного искусства и основы их образного языка8 часов.
- Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное

назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художественные материалы и их выразительность в ИЗО.
- Художественные материалы.
Значение особенностейц художественного материала в создании художественного образа.
Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок графических
материалов.
- Рисунок - основа изобразительного творчества.
Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунок: подготовительный рисунок, зарисовка,
набросок с натуры, учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности. Выполнение зарисовки с натуры
засушенного растения.
- Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Линия и её
выразительные возможности. Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер.
- Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала
композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Изображение различных осенних
состояний в природе.
-Цвет. Основы цветоведения.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Изображение
сказочных царств ограниченной палитрой.
- Цвет в произведениях живописи.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения.
Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Выражение в
живописи эмоциональных состояний. Изображение осеннего букета с разным настроением.
- Объемные изображения в скульптуре.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.
Объемные изображения животных в разных материалах. Создание объемных изображений животных.
- Основы языка изображения.
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные
материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное
восприятие, зрительские умения. Выполнение рисунка на свободную тему.
2. Мир наших вещей – натюрморт – 8 часов.
- Реальность и фантазия в творчестве художника.
Беседа. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в
творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выполнение
фантазийного рисунка.
- Изображение предметного мира – натюрморт.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморт. Натюрморт в истории искусств. Натюрморт в
живописи, графике, скульптуре. Работа над натюрмортом из плоских изображений с акцентом на
композицию, ритм.
- Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
- Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Изображение конструкций из
нескольких геометрических тел.
- Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации
композиции в картине. Изображение геометрических тел с боковым освещением.
-Натюрморт в графике.
Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой,
случайность и порядок. Материалы и инструменты художника в выразительности художественных
техник. Выполнение натюрморта в графике.
- Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Цветовая организация натюрморта.
-Выразительные возможности натюрморта.
Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в
живописи. Цветовая организация натюрморта. Выражение цветом в натюрморте настроений и
переживаний художника. Работа над натюрмортом – «автопортретом».
-Дары сурового края (региональный компонент).
Художественные приемы решения сюжетной композиции. Цветовая организация натюрморта.
Выполнение натюрморта (из грибов, ягод).
3. Вглядываясь в человека. Портрет –10 часов.
- Образ человека – главная тема искусства.
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный и лирический портрет. Выражение в портрете
характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре.
- Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и
симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Мимика. Изображение
головы человека по схеме.
- Изображение головы человека в пространстве.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Объемное конструктивное изображение головы.
- Портрет в скульптуре.
Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер
человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Работа над изображением в скульптурном портрете
выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
- Графический портретный рисунок.
Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение
человека в графическом портрете. Набросок с натуры друга или одноклассника.
- Сатирические образы человека.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура. Дружеский шарж.
Создание сатирических образов.
- Образные возможности освещения в портрете.
Ознакомить с освещением как средством выявления объема предмета. Понятия: свет, блик,
полутень, рефлекс, падающая тень. Выполнение набросков головы в различном освещении.
- Роль цвета в портрете.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Работа над созданием автопортрета.
- Великие портретисты прошлого.
Беседа о художниках-портретистах. Создание автопортрета.
- Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в
живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Композиция в парадном и лирическом портрете.
Обобщение темы раздела.
4. Человек и пространство. Пейзаж – 7 часов.
- Жанры в изобразительном искусстве.

Виды жанров. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве. Участие в беседе на тему жанров в
изобразительном искусстве.
- Изображение пространства.
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство
выражения. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века и его образный смысл. Создание
простых зарисовок наблюдаемого пространства.
- Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка
зрения. Горизонт. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и
изменения контрастности. Изображение уходящей вдаль аллеи.
- Пейзаж - большой мир.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Огромный и легендарный мир в пейзаже.
Организация перспективного пространства в картине. Работа над изображением пейзажа «Дорога в
большой мир», «Путь реки».
- Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Роль колорита в пейзаже настроении. Создание пейзажа –настроения. Знакомство с творчеством Айвазовского И.К. Создание
морского пейзажа.
- Пейзаж в русской живописи (региональный компонент).
Создание пейзажной композиции. Поэтичность северного пейзажа в разные времена года. Поиск
выразительного цветового решения. Создание весенней пейзажной композиции.
- Пейзаж в графике.
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Создание
графической работы.
-Городской пейзаж (региональный компонент).
Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Знакомые
окраины».
- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и
конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять
в своей практической деятельности.
Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления,
фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения
окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным
языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме
(с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности.
VII класс - Следующая ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных
видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на
уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в
ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и
художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного
конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские
объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в
конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий
и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную,
объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и
динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из
бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная
скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки;
краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы
в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Особенности преподавания конструктивных искусств (архитектура и дизайн)

На основе ранее приобретенных знаний в 7 классе они более глубоко постигают содержание
КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и
их творческое освоение в практической работе.
Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в
русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к
раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах
общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от
восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности,
составляющей истинное, глубинное содержание искусства.
Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства,
особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном
виде.
Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется
от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательнодидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессиональнопедагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более
доходчивые и образные заголовки.)
ДИЗАЙН — это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также
всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.
АРХИТЕКТУРА — это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной
среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и
развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.
Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека,
его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на
освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими
идеалами.
Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств
(линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения
«говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В
живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника
выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира.
В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию
составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство
красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в
словах.
УЧЕБНИК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа,
не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей
задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что
обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам.
Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и
конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять
в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс
практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности
учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного
искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется
возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий.
(Структура заданий такова, что она может стать основой для работы и во внеурочное время, например в
школе полного дня.)
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная
выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»

Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как
элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и
пропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь
как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды
интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
№
1
2
3

4

Тема
Художник – дизайн архитектура.
Художественный язык конструктивных
искусств. В мире вещей и зданий.
Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры как среды жизни
человека.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Итого

Количество часов
8
8
10

8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-33-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».