1 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты: – формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего 1 2 мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; – развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; – освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); – воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; – приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); – приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); – развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено собственно изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека. В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 1Древние корни народного искусства(4ч) Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. 2.Связь времен в народном искусстве.(4ч) Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 2 3 3.Декор – человек, общество, время.(6ч) Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 4.Декоративное искусство в современном мире.(4ч) Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства 3 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических 1 формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Содержание учебного предмета, курса знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами воздушной и линейной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые соотношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественнотворческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. 2 Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Программа 6 класса посвящена изобразительному искусству: знакомит с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. 1.Виды изобразительного искусства и основы их образного языка8 часов. - Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в ИЗО. - Художественные материалы. Значение особенностейц художественного материала в создании художественного образа. Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок графических материалов. - Рисунок - основа изобразительного творчества. Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунок: подготовительный рисунок, зарисовка, набросок с натуры, учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Выполнение зарисовки с натуры засушенного растения. - Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Линия и её выразительные возможности. Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер. - Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Изображение различных осенних состояний в природе. -Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Изображение сказочных царств ограниченной палитрой. - Цвет в произведениях живописи. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний. Изображение осеннего букета с разным настроением. - Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Объемные изображения животных в разных материалах. Создание объемных изображений животных. - Основы языка изображения. Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. Выполнение рисунка на свободную тему. 2. Мир наших вещей – натюрморт – 8 часов. - Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выполнение фантазийного рисунка. - Изображение предметного мира – натюрморт. 3 Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморт. Натюрморт в истории искусств. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Работа над натюрмортом из плоских изображений с акцентом на композицию, ритм. - Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Конструирование из бумаги простых геометрических тел. - Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Изображение конструкций из нескольких геометрических тел. - Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Изображение геометрических тел с боковым освещением. -Натюрморт в графике. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты художника в выразительности художественных техник. Выполнение натюрморта в графике. - Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Цветовая организация натюрморта. -Выразительные возможности натюрморта. Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Цветовая организация натюрморта. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Работа над натюрмортом – «автопортретом». -Дары сурового края (региональный компонент). Художественные приемы решения сюжетной композиции. Цветовая организация натюрморта. Выполнение натюрморта (из грибов, ягод). 3. Вглядываясь в человека. Портрет –10 часов. - Образ человека – главная тема искусства. Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный и лирический портрет. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. - Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Мимика. Изображение головы человека по схеме. - Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Объемное конструктивное изображение головы. - Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. - Графический портретный рисунок. 4 Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Набросок с натуры друга или одноклассника. - Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура. Дружеский шарж. Создание сатирических образов. - Образные возможности освещения в портрете. Ознакомить с освещением как средством выявления объема предмета. Понятия: свет, блик, полутень, рефлекс, падающая тень. Выполнение набросков головы в различном освещении. - Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Работа над созданием автопортрета. - Великие портретисты прошлого. Беседа о художниках-портретистах. Создание автопортрета. - Портрет в изобразительном искусстве XX века. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Обобщение темы раздела. 4. Человек и пространство. Пейзаж – 7 часов. - Жанры в изобразительном искусстве. Виды жанров. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве. Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве. - Изображение пространства. Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века и его образный смысл. Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства. - Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изображение уходящей вдаль аллеи. - Пейзаж - большой мир. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Работа над изображением пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки». - Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Роль колорита в пейзаже - настроении. Создание пейзажа –настроения. Знакомство с творчеством Айвазовского И.К. Создание морского пейзажа. - Пейзаж в русской живописи (региональный компонент). Создание пейзажной композиции. Поэтичность северного пейзажа в разные времена года. Поиск выразительного цветового решения. Создание весенней пейзажной композиции. - Пейзаж в графике. Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Создание графической работы. -Городской пейзаж (региональный компонент). Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Знакомые окраины». - Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 5 Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Задачи программы: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; - освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; - овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. VII класс - Следующая ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать: - как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; - особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Учащиеся должны уметь: - конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме); - моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; - конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; - использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур; - владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); - создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др. - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); - использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; - использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки). Особенности преподавания конструктивных искусств (архитектура и дизайн) 1 На основе ранее приобретенных знаний в 7 классе они более глубоко постигают содержание КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе. Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства. Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде. Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательнодидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессиональнопедагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более доходчивые и образные заголовки.) ДИЗАЙН — это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач. АРХИТЕКТУРА — это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей. Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами. Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира. В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах. УЧЕБНИК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа, не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам. Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий. (Структура заданий такова, что она может стать основой для работы и во внеурочное время, например в школе полного дня.) Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции» Tема: «Прямые линии и организация пространства» Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна» 2 Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта» Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции» Тема: «Многообразие форм графического дизайна» Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность» Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете» Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля» Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания» Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени» Тема: «Роль и значение материала в конструкции» Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне» Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого» Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры» Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица» Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды» Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера» Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление» Человек в зеркале дизайна и архитектуры Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома» Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища» Тема: «Дизайн и архитектура моего сада» Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды» Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды» Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна» Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна» Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир» УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) № 1 2 3 4 Тема Художник – дизайн архитектура. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Итого Количество часов 8 8 10 8 34 3